Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PHILOSOPHICAL FOUHDATIONS OF KAZAKH LANGUAGE TEACHING

Moldabek K. 1 Kenzhebekova R.I. 2
1 International Kazakh-Turkish University by Khozha Ahmet Yasawi Turkistan City
2 Yuzhno Kazakhstan Pedagogical University
2364 KB
Science is a single system, a great spiritual strength and movement. Therefore science is one of the dynamics of scientific and social life. For this reason, philosophers view of modern science from classical point of view, as a special subject of study. It follows that philosophy – it is a scientific method of showing a question of science research as a kind of interdisciplinary synthesis. Hence science – a comprehensive knowledge of the science. It studies laws of development and reveals functions of science and its relationship and mutual influence on other social institutions, creating a close relationship with industry, are searching for an answer to the question «what is science and what are its signs?». A method of addressing the issue of «why science is exactly like this, not other ways».
science
philosophy
thinking
cognition
communication method
primary class

В научно-методических исследованиях вместе с усилением роли философии, психологии и социологии в главных вопросах педагогической методологии, также рассматривается процесс взаимовлияния и взаимосвязей каждой из отраслей науки.

Взгляд философии на науку представляет ее раздельно, с точки зрения исследований, показывая мировоззренческие и методологические функции и их связи между собой. Эти связи являются методикой преподавания казахского языка в начальных классах посредством коммуникативного метода.

Философской основой обучения казахскому языку в начальных классах посредством коммуникативного метода является философские взгляды и позиции, основывающиеся на идеях и нормах обучения коммуникативным методом.

Ученые мирового уровня в результате исследований пришли к выводу наличи трех составляющих образования:

Социальная составляющая – овладение содержанием знаний о природе, обществе, мышлении и движении в процессе языковой коммуникации учащегося;

Педагогическая составляющая – освоение интеллектуальных практических навыков, знаний и умений посредством коммуникативного метода;

Психологическая составляющая – исследование эмоционально-свободных отношений, возникающих в процессе языковой коммуникации учащегося с окружающей средой и людьми.

В начальных классах формирование и развитие личности учащегося имеет особое значение. Поэтому интеллектуальная и коммуникативная подготовка ученика к активному общению с людьми и окружающей средой, раскрытие его способностей и развитие его знаний и сознания посредством коммуникативного метода – все это теория познания и диалектика, явдяющиеся фундаментом для интерактивного и многоуровневого развивающего обучения посредствм коммуникативного метода.

Я.Н. Богоявленская [1] и Н.А. Менчинская [2] относят к развитию сопособность к обучению, достижению высоких результатов в кратчайшие сроки, а Л.В.Занков считает, что развитие делают успешным такие показатели функции мышления, как наблюдательность, способность мыслить и выполнять практические действия [3]. В.В. Давыдов говорит, что основным показателем развития является умение личности делать обобщения и выводы [4].

Если так, то развитие личности можно охарактеризовать как способность решать те или иные противоречия в процессе языковой коммуникации, потому что ребенок решает в первую очередь внутренние противоречия. В результате начинается процесс саморазвития. В этот момент в ребенке пробуждается уверенность в себе и появляется понятие «я сам», кторые охватывают весь процесс его развития, продвигая его к новым высотам. Значит саморазвитие – это особая творческая деятельность в направлении субьект-субьект.

Заключение Л.С. Выготского о том, что развитие осуществляется посредством деятельности личности в процессе обучения [5], поддержали Д.Б. Эльконин [6], В.В. Давыдов [4] и Л.В. Занков [3], говоря, что развитие есть теоретическое мышление учащихся, при этом в центре понятия развития стоит именно мышление, потому что это понятие является основной философской категорией теории познания. Мышление раскрывает мир двумя основными способами:

1. Мышление посредством абстрагирования.

2. Познание мира в процессе повседневной языковой коммуникации через сравнение, фантазии, чувства. Эи два пути развития в обучении рассматриваются в тесной связи друг с другом, повышая знания и мыслительные спобности учащегося, вооружая его научно-теоретическим и логическим методом познания окружающей среды.

В философском словаре сказано: «Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности» [7, 309 с.]. Поэтому философия рассматривает мышление человека как метод познания объективной реальности. Таким образом показывается эмпирическое и теоретическое мышление в зависимости от того, с какой стороны рассматривается объект и каким способом представлено содержание знаний и обучения.

Эмпирическое мышление познает объект через его внешние связи и характеристики. Следовательно в процессе познания существование и жизнедеятельность обекта связано со случайными обстоятельствами, при этом ребенок их принимает и может контролировать. Как говорил Л.К. Науменко «прямое знание в реальности» – результат эмпирического мышления [8]. Таким образом выявляются признаки внешнего сходства объектов, раскрываемых прямым знанием в реальности, а связи, объекты и храрактеристики, придаваемые объектам познания чувствами являются основными признаками эмпирического мышления в направлении описания форм обобщения, при этом они решаются этими признаками, потому что в науке объект познания прежде всего определяется внешними признаками. Этот этап познания называется конкретным, то есть эмпирическим.

В природе человека, особенно ребенка, заложен интерес к тому, что находится внтури того, что он уже познал внешне. Это – внтуренние законы. Определение этих законов называется этапом освоения абстаркции. В традиционной системе образования обучение опирается на абстракцию. Это не имеет пользы, потому что познание внутренних законов внешних признаков и создание грамматических правил исходя из этого не может стать основой для обучения ребенка, где знания могут быть использованы в течении всей жизни. Поэтому необходимо развить и начать формировать теоретические способности учащегося, так как определение грамматических правил, опираясь на материал, не есть конечная стадия процесса обучения. Установленные правила являются только основой для полного и точного освоения материала учеником. Этот этап называется теоретическим мышлением.

Анализ – специфический метод теоретического мышления, направленный на определение законов существования познаваемых объектов. Его основная задача – «привести в единое целое различия и основы генезиса общего»[5,311]. Согласно К.Маркса, единство, составляющее основу противоположностей «исчезает до уровня абстрактного определения полного отображения» перехода от события к значению, другими словами это первый этап теоретического познания и мышления. Слеующий уровень состоит из перехода человека от мышления к действию, то есть от «абстрактного определения» к реальному мышлению. В результате формируется содержательное знание об объектах познания и законах наблюдаемых явлений.

Эти этапы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и переплетаются в процессе теоретического познания. Таким образом анализ различных наблюдаемых событий и объектов осуществляется одновременно с получением начальных понятий и значений.

Такой признак теоретического мышления определяется посредством умственного мыслительного процесса. Таким образом, в процессе перехода от реальной абстракции к содержательной абстакции человек исследует природу абстрактного определения. Такое мышление направлено не на противопложные объекты, а на самое себя, свои средства и методы, что на данном этапе дает человеку в процессе взаимного участия развить и усовершенствовать идею, сделать содержание мыслительного процесса более комплексным.

В процессе языковой коммуникации и теоретического мышления ребенок прогнозирует способы осуществления продуманных действий в актах самопознания и самовыражения, то есть получает направление и за счет этого осуществляет анализ, конкретизацию, рефлексию и другие действия. А это в свою очередь опирается на частоту мыслительных действий и языковой коммуникативности, определяя и конкретизируя содержание теоретических знаний.

Таким образом аналитический и синтетический этапы теоретического мышления осуществляются в процессе познавательной и языковой коммуникативности при помощи специальных средств. Это специальные предметные средства по представлению внешней формы и преобразованию законов существования объектов познания, их связей и взаимотношений.

Как предметность берутся особые теоретические объекты, а наблюдаемые в них качества и отношения изменяются мышлением через уменьшение, усиление, укорачивание, сравнение и др., потому что таким образом познаваемые объекты необходимо исследовать в «чистом» виде. В результате объект познания меняется системой абстракций, принимая идеализированый вид. Наиболее важным видом идеализированного объекта является модель, которая «посредством степени тождества обновляет другую систему, замещая ее в процессе познания, давая возможность получить информацию об исследовании модели и обновляемой системе» [9, 235 с.]. Модели могут быть вещественными (пространственно-материальными) и мысленными (графическими и знаковыми). В процессе познания смысловых отношений объектов модели мышления выполняют функцию сокращения, идеализации, общения и замещения.

В современной философской литературе исследование характера теоретического мышления методом познания дает возможность установить следующее:

Теоретическое мышление направлено на формирование понятий об объектах познания посредством языковой коммуникации, то есть показывает их смысловые связи между собой;

В процессе коммуникации человек исследует внутренние связи объектов познания посредством анализа и сбора информации;

Такое коммуникативное исследование предполагает рефлексию, то есть предполагает критическую оценку методов и результатов сбора и анализа.

Для мысленной перестройки конкретики жизнедеятельности того или иного предмета теоретическое мышление рассматривается с точки зрения логики, потому что в диалектической логике категории и понятия исследуются как формы мышления. Познание берет начало от внешних особенностей объектов, при этом каждое изменение возникает и пропадет либо сохраняется в том или ином виде формы познания, взаимосвязи между которыми исследуются и если в соответствующей литературе это возникновение либо исчезновение отмечается категорией случая, то сохраненное определяется смысловой категорией.

Человеческое познание раскрывает характер потребности жизнедеятельности того или иного исследуемого явления. В результате этого определяются связи, необходимые для жизнедеятельности всех явлений, и происходит переход от представления, определяемого человеком и категорией явления, к представлению объектов познания с новым содержанием. Этот переход определяется общей для всех категорией.

Таким образом в процессе познания, осуществляемом постепенно развивающейся коммуникативностью, смысл выполняет функцию общей для всех связи и внутри себя порождает различные виды и формы обучения. Разделение общих для всех связей у человека, обладающего теоретическим мышлением и способностью определить область существования посредством мышления, определяется особой категорией, показывая происходящее с новым содержанием объекта познания коммуникативными средствами.

Исследование особых форм общих для всех связей дает возможность показать закономерную последовательность нескольких видов явлений одновременно. Поэтому согласно М.А.Булатова, «формируется одно понятие, охватывающее все, а сам предмет является единым для сознания» [10, 50].

Таким образом, в процессе формирования понятий об объектах, познаваемых посредством языковой коммуникации, человек определяет общие, частные и единые для них категории. Поэтому М.А. Булатов определяет суть диалектического метода следующим образом: «С логической точки зрения понятие капиталистического метода производства в ракурсе диалектики напоминает единую, частную и общую для всех категории. Набор общих для всех явлений является единым и закономерным, частные явления делят их на внутенние формы и виды, а единство представляет реальный образ, объединяющий общее и частное» [10, 330].

Источники теоретических и эмпирических знаний в процессе познания мира отличаются особенностями позиций. По этой причине в интерактивном и многоуровневом развивающем обучении казахскому языку посредством коммуникативного метода теоретические знания суммируются посредством метода перехода от абстрактного к конкретному. А это – один из основных методов исследования диалектической логики. С помощью этого метода в процессе обучения казахскому языку посредством языковой коммуникации определяется теоретическое либо эмпирическое содержание мышления. А это в свою очередь в теоретическом мышлении связано с характером процесса перехода от абстрактному к конкретному.

Для определения этого существуют следующие пути и направления философского познания: логические методы и средства: анализ и обобщение, группирование, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование. В результате философия определяет теоретическое мышление как метод и путь перехода от абстрактного к конкретному.