В стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. отмечено, что серьёзной проблемой является недостаточная практическая подготовка выпускников фармацевтических вузов. Особенно важна практическая подготовка в освоении прикладных профессиональных дисциплин, например фармакогнозии [5].
Цель данной работы – рассмотреть особенности преподавания фармакогнозии в условиях современных требований к выпускникам фармацевтических вузов.
Основной задачей фармакогнозии при подготовке специалистов с высшим образованием, отвечающих требованиям современного международного рынка, является формирование профессионального мышления у студентов. Особенности преподавания фармакогнозии в Пятигорском медико-фармацевтическом институте – филиале ВолгГМУ включают основные направления:
• оптимизация учебного процесса с целью повышения интереса к освоению теоретических знаний;
• создание условий для овладения современными практическими навыками;
• использование различных форм мотивации познавательной активности студентов.
Для реализации выше перечисленных направлений на кафедре постоянно проводится тщательный отбор учебного материала с учетом современных направлений, позволяющий приблизить изучение дисциплины к номенклатуре лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения, наиболее широко используемых в нашей стране и за рубежом [1, 2, 3].
Отличительной особенностью современного этапа развития фармацевтического сектора в России является повышение самостоятельного использования потребителем лекарственных средств безрецептурного отпуска, особенно отмечается рост потребления лекарственного растительного сырья, сборов, чаёв, фитопрепаратов. Значимость проблемы самостоятельного применения лекарственных средств, в значительной степени обусловила возрастание роли провизора в структуре здравоохранения. Международным сообществом признано (ВОЗ правила GPP), что провизор не продавец, а в первую очередь носитель специализированных знаний, советник врача и больного. Он должен оказывать информационно-консультативные услуги населению, что способствует безопасному и эффективному применению лекарственных средств, снижению риска побочных эффектов и нежелательных лекарственных взаимодействий. Поэтому, при изучении фармакогнозии в процессе обучения коллектив преподавателей стремится сформировать у студентов профессиональное самосознание, чёткое понимание значимости получаемых знаний в системе здравоохранения. Так, рассматривая учебный процесс в неразрывном единстве с практикой, можно выделить те основные проблемы, которые помогают модернизировать содержание дисциплины.
В условиях информационного изобилия, быстрого устаревания знаний, специалист должен быть подготовлен к самостоятельному их и обновлению. Важный этап в развитии методов обучения – переход к модульному построению рабочей программы дисциплины, т.е. разделение содержания каждой темы программы на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе.
Обучающий модуль предусматривает интеграцию различных видов и форм обучения, подчинённых общей теме учебного курса или актуальной научной проблеме. Являясь крупным разделом или темой программы, модуль представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – понятие групп биологически активных соединений (полисахариды, витамины, эфирные масла, алкалоиды, флавоноиды и т.д.), законы и принципы (филогенетическое родство), структурный план в соответствии с технологическими картами или группу взаимосвязанных понятий (фенольные и полифенольные соединения лекарственного растительного сырья). Семестровый лекционный курс обычно делится на семь – восемь модулей аналогичного принятому разделению программного материала на ряд тем, по которым проводятся коллоквиумы. В основе модульного разделения материала лежит системный анализ лекарственного растительного сырья, предложенный член-корреспондентом РАН, профессором И.А.Самылиной. Это даёт возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри предмета и в смежных дисциплинах (технология лекарств, фармацевтическая химия, фармакология), сократить объём изучаемого материала на 30 %. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения (учебно-методический комплекс УМК). Для оценки знаний используется новая, более прогрессивная система: все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего (входного), промежуточного и итогового контроля, работа на практическом занятии, посещение лекций, выполнение курсовой работы оцениваются по бально-рейтинговой системе. Это стимулирует как на практических занятиях, так и при самоподготовк,е систематическую работу студентов, повышает стремление к учебе, исключает случайности при сдаче экзамена. Преимущества модульного метода обучения заключаются в обеспечении всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними, гибкость структуры модульного построения курса, эффективного контроля усвоения знаний студентами. Самостоятельная работа студентов, практические занятия и контрольные работы модуля связаны с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определённых практических умений и навыков.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают, как средства обратной связи. Каждый студент, на практическом занятии по дисциплине на нашей кафедре, работает в соответствии с изучаемой темой с гербарными, свежими, стандартными образцами лекарственного растительного сырья (ЛРС), возможными примесями и фальсификатами к ним, нормативными документами, регламентирующими его качество ЛРС. Обучающиеся имеют возможность приготовить микропрепарат
и с использованием современного микроскопа провести его анализ с целью выявления диагностических признаков, проводить гистохимические и качественные реакции, товароведческий анализ ЛРС. Занятия организованы так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в выполнении задания, были заняты творческой работой, поисками правильных решений. Одним из важных факторов, влияющих на мотивацию процесса обучения, является так же исследовательская работа.
На кафедре фармакогнозии многое делается также для того, чтобы каждый будущий специалист прошел подлинную школу научно-исследовательской работы, овладел приёмами научного поиска, всесторонне проявил свои творческие способности. В процессе обучения студент работает над различными информационными источниками о растениях, биологически активных веществах и тем самым расширяет и дополняет полученный материал на лекциях. Практические занятия носят творческий характер и требуют самостоятельности в их подготовке, в учебный процесс введены задания учебно-исследовательского характера, например определение неизвестного измельчённого ЛРС.
Участие студентов в научно-исследовательской работе выражается и в таких формах, как участие в студенческих научных конференциях и конкурсах студенческих научных работ вуза, других вузов, международных конгрессах «Человек и лекарство», «Образование XXI века» и др., участие во всероссийских студенческих научных мероприятиях, в проведении научных исследований для предприятий и организаций – «Ресурсоведческие исследования по выявлению и картированию зарослей ценных лекарственных растений». Методическими достоинствами выполнения научной работы являются:
• предоставление студентам возможности изучения фармакогнозии и других профессиональных дисциплин по индивидуальной траектории (поэтапное освоение, накопление информации, включение контрольных вопросов, ориентированных на последовательное освоение и запоминание разделов дисциплины, возможность использования её отдельных разделов в экспериментальной работе на основе пусть даже кажущегося интуитивного понимания изученного материала);
• оценка уровня компетенции (обученности) по результатам решения практических задач профессиональной деятельности;
• гибкость – возможность адаптации системы обучения по уровню сложности, полноты информации, формам ее представления;
• использование Internet ресурсов и интеграция с практически доступными информационными базами во всемирном масштабе для обоснования актуальности фармакогностических аспектов изучения конкретных видов растений, выборе методик анализа и путей стандартизации ЛРС;
• формирование у студентов поискового стиля мышления, психологии самостоятельности;
• обеспечение гибкости в изменении содержания учебных дисциплин специальности вуза;
• изучение личностной мотивации научно-исследовательской деятельности студентов и форм их участия в научно-исследовательской работе вуза.
Одним из направлений работы кафедры фармакогнозии ПМФИ является профориентация школьников: сотрудничество с детскими библиотеками города и учителями биологии средних образовательных учреждений. На базе лаборатории кафедры, под руководством преподавателя кафедры школьники имеют возможность в проведении научного исследования и представлении результатов своей работы на научно-практических конференциях. Это значительно увеличивает интерес учащегося к будущей профессии и нашему институту, в котором он получил сопровождение своего исследования.