Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE REALIZATION OF PERSONALLY ORIENTED APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO THE USE OF AESTHETIC THERAPY MEANS

Miroshnichenko T.V 1
1 Poltava National Pedagogical University named after V. G. Korolenko. Poltava
2369 KB
The present paper studies the essence of the «personality-oriented approach» concepts. The problem of training of future teachers to use of the means of aesthetic therapy from the personality-oriented approach position is highlighted. The main ways of implantation of this approach in the process of training students to aesthetic-therapeutic activity are: keeping the democratic style of communication in the «teacher – student» dyad, a relocation of focus from the position of a teacher function to the position of a facilitator function, the introduction of innovative teaching technologies. Forms of organization of the educational process of training of students to the use of the means of esthetic therapy from the position of personality-oriented approach are lecture-dialogue, training debate, training, seminar-dispute and others.
personality-oriented approach
training of primary school teachers
aesthetic therapy
aesthetic-therapeutic competence

Быстрые темпы развития экономической, социальной, культурной, производственной жизни общества, инновационные процессы в образовательном пространстве, изменение ценностей и ориентаций требуют от системы образования пересмотра взглядов на проблему совершенствования и повышения эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров.
В связи с этим актуализируется поиск модели педагогического образования, базирующейся на принципах природосообразности, гуманизации, индивидуальной творческой самореализации.

Традиционная ориентация на подготовку специалистов с заранее определенной совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков уступает место личностно-смысловому наполнению образовательного процесса, что выражается в личностном развитии студента, обогащении его опыта, становлении его индивидуальности. Большое значение в реализации основных задач профессионального развития будущих педагогов имеет применение личностно ориентированного подхода в образовательном процессе вуза.

Особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки будущих учителей к внедрению современных инновационных технологий, направленных на активизацию эмоционально-чувственной сферы ученика, создания психологически комфортных условий для его всестороннего гармоничного развития. Среди таких новых психолого-педагогических технологий важное место занимает эстетотерапия – «целенаправленное стабилизирующее влияние на эмоционально-чувственную сферу человека с целью создания для нее психологического комфорта и раскрытия творческого потенциала личности» [6, с. 140].

Согласно исследованиям О. Федий, основной задачей эстетотерапии как самостоятельной психолого-педагогической науки является «актуализация личностного эстетического потенциала человека с целью его гармонизации и создание объективных условий полноценного творческого самоутверждения ученика в образовательном пространстве современного учебно-воспитательного заведения» [6, с. 146]. Эстетотерапевтическими являются художественные, природные, социальные средства воздействия, осуществляющие мощное гармонизирующее влияние на личность ученика с целью стабилизации его психоэмоционального состояния, развития духовно-волевой сферы, ощущения защищенности и комфорта в образовательно-воспитательной среде, повышение внутренних резервов детского организма, а также создание условий для полноценной творческой самореализации школьника.

Теоретические основы внедрения личностно ориентированного подхода в учебный процесс являются предметом исследования таких отечественных ученых, как И. Бех, А. Бойко, И. Зязюн, А. Пехота, С. Сысоева, В. Семиченко, Л. Хомич и др. Различные аспекты профессиональной подготовки будущих учителей с позиции личностно ориентированного подхода рассмотрены в работах И. Бужины, И. Гавриш, А. Снисаренко, П. Щербаня и др.

Проблему профессиональной подготовки будущего педагога к использованию различных средств психолого-педагогического и терапевтического воздействия на личность осветили в своих работах украинские (У. Дутчак, А. Кондрицкая, И. Малишевская, Б. Нестерович, Н. Павленко, О. Федий, А. Филь и др.) и российские ученые (Л. Аметова, Т. Глухова, М. Гузева, Л. Лебедева, Е. Морозов, Н. Сергеева и др.).

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы к эстетотерапевтической деятельности с позиции личностно ориентированного подхода.

Современное понимание личностно ориентированного подхода в образовании определили представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй, В. Франкль), которые считали, что полноценное развитие личности возможно только тогда, когда школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка.

Согласно взглядам современных ученых (И. Беха, И. Зязюна, А. Пехоты, А. Ситченко, А. Старэвой, Л. Тарасовой и других), в последнее время личностный подход все увереннее утверждается как «ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса, от которого во многом зависит эффективность переориентации системы образования на развитие личности школьников» [2, с. 30]. Ученые определяют личностный подход как методологический инструмент, основу которого составляет совокупность исходных концептуальных представлений, целевых установок, методико-психодиагностических и психолого-технологических средств, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка в условиях существующей образовательной системы.

В педагогическом словаре предлагается такое определение личностного подхода: это «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» [1, с. 243].

В контексте нашего исследования заслуживает внимания исследование И. Якиманской, которая считает, что основной целью личностно ориентированного образования является создание необходимых условий для раскрытия и дальнейшего целенаправленного развития индивидуально личностных качеств воспитанника, предоставление культурного контекста формам поведения и согласование их с социокультурными нормами [7].

А. Савченко считает, что ориентация на гуманистические ценности образования дает возможность перейти к личностно ориентированной модели воспитания и обучения и максимально индивидуализировать воспитательный процесс, создать условия для самосовершенствования, саморазвития личности, содействие в определении его собственных возможностей, осмыслении жизненных целей, что невозможно в условиях авторитарно-дисциплинарной воспитательной системы [5].

Таким образом, нынешняя трактовка личностно ориентированного подхода в образовании базируется, прежде всего, на признании индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

Эстетотерапевтическая идея формирования гармоничной личности базируется на концептуальных основах личностно ориентированной педагогики ввиду того, что выдвигается требование владения педагогом современными психотерапевтическими методами и приемами, направленными на «налаживание естественной гармонии ребенка с самим собой и окружающей социально-культурной средой с помощью различных социальных и природных средств эстетического воздействия на его эмоционально-чувственную сферу» [6, с. 140]. Эстетотерапия как прогрессивная наука
о «педагогическом лечении» детской души становится мощным средством реализации основных задач личностно ориентированного образовательного процесса: создание условий для развития творческого потенциала, самоактуализация и самоутверждение ученика (студента) в образовательном пространстве, духовное развитие человеческой сущности, гармонизация отношений в системе «Человек – Природа – Общество».

По мнению О. Федий, в контексте подготовки педагогов к использованию средств эстетотерапии принцип личностной ориентации приобретает особое значение через предусмотренное эстетотерапевтической концепцией достаточное количество разнообразных средств воздействия на личность: природа, общение, искусство, наука. Согласно этому «каждый педагог имеет возможность выбрать то средство психолого-педагогического воздействия, которое наиболее полно соответствует его профессиональному и индивидуально-личностному уровню самореализации» [6, с. 270].

Личностно ориентированный подход в системе эстетотерапевтической подготовки будущих учителей начальных классов характеризуется следующими признаками:

– организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в процессе общения и эстетотерапевтической деятельности;

– создание условий для развития творческого потенциала личности студента;

– приспособление методики к учебным возможностям студента, актуализация проблемы личностного роста личности средствами эстетотерапевтического воздействия;

– предоставление возможности студенту максимально реализовать себя в процессе эстетотерапевтической деятельности, проявить избирательность к вариативным формам, методам изучения учебного материала;

– обеспечение условий сотрудничества и сотворчества преподавателя и студента как равноправных субъектов эстетотерапевтического процесса;

– учет индивидуального опыта студента, его потребности в самореализации, саморазвитии, самоутверждении.

Для реализации личностно ориентированного подхода в процессе формирования эстетотерапевтической компетентности будущих учителей начальной школы принципиальное значение приобретает избрание стиля общения и характера взаимоотношений в диаде «преподаватель – студент». Педагог должен не только осуществлять управление процессом подготовки студентов к использованию психолого-педагогического потенциала средств эстетотерапии в работе с учениками, но и выполнять роль фасилитатора. Идея фасилитации соответствует эстетотерапевтической концепции организации учебно-воспитательного процесса, которая предусматривает создание псхологически комфортных условий для налаживания коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Один из основателей и лидеров гуманистической психологии К. Роджерс разработал и обосновал основные установки педагога-фасилитатора, созвучные с эстетотерапевтическими: «истинность» и «открытость» учителя собственным мыслям, переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностное общение, «принятие» и «доверие» как внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого учащегося, «эмпатическое понимание» – видение педагогом внутреннего мира и поведения каждого воспитанника с его внутренней позиции, будто его глазами [4, с. 9]. Согласно психотерапевтической концепции К. Роджерса, основными задачами педагога-фасилитатора являются облегчение учебного процесса путем создания необходимых условий для гармоничного развития личности, атмосферы психологической поддержки.

Следует отметить, что профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов к использованию эстетотерапевтических средств в профессиональной деятельности требует коррекции содержания, форм, методов обучения.

Одним из условий реализации личностно ориентированного подхода в процессе эстетотерапевтической подготовки будущих учителей, по нашему мнению, является использование инновационных технологий, способствующих эффективной реализации индивидуальной траектории развития личности студента. Наиболее эффективными технологиями, обеспечивающими взаимодействие преподавателя со студентами при изучении эстетотерапии, являются: интерактивные технологии («Круг идей», «Микрофон», «Карусель» и др.), технологии сотрудничества («Обучение в команде», «Учимся вместе» и др.), арт-терапевтические технологии («Мое настроение», «Настроение класса», «Рисунок музыки», «Дерево» и др.), метод проектов («Страна моей мечты», «Шкатулка счастья» и др.) и другие.

Основными формами организации учебного процесса подготовки будущих педагогов к использованию средств эстетотерапии в работе с младшими школьниками
с позиции личностно ориентированного подхода являются: лекция-диалог, учебная дискуссия, тренинги, семинар-диспут и другие. Привлекая студентов к активным дискуссиям на аудиторных занятиях, преподаватель выступает в роли организатора, становится равноправным участником образовательного процесса. Так, в процессе учебной дискуссии на тему «Эстетотерапия в школе: необходимость или привилегия?» позиция студентов была неоднозначной. Некоторые отмечали нецелесообразность овладения учителем начальных классов психотерапевтическими технологиями и выполнения функции терапевта, ведь для этого в школе есть психолог, социальный педагог. Большинство же участников дискуссии утверждали о необходимости внедрения таких эстетотерапевтических средств, как искусство, природа, сказка, игра в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью гармонизации личности, творческого развития. В ходе обсуждения дискуссионных вопросов происходит активизация мышления студентов, развитие эмоционального интеллекта, формирование коммуникативных навыков, развитие умения аргументировать собственную позицию.

Итак, личностная ориентированность подготовки будущих учителей начальных классов предполагает направленность процесса на профессионально-личностное развитие студентов, раскрытие индивидуально-творческого потенциала, формирование эстетотерапевтической компетентности, создание психологически комфортной образовательной среды средствами эстетотерапии.