Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания личности с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала людей. К сожалению, традиционно существующая система творческого воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей студентов педагогов-организаторов.
Как видно из поставленных задач, что всецело развить творческие способности студентов, которые отражались бы на самостоятельном творении в различных видах жизнедеятельности, необходимо длительное время и достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.
Что касается выработки навыков гармоничного общения, основой которого является доброжелательность – это перспективная задача, которая на первичном этапе замера уровня их проявления дало бы естественно низкий результат. Нельзя ожидать слаженного общения и проявления доброжелательности в еще несложившемся коллективе.
Организация работы, основанной на ориентацию слушателей к общению, предметной деятельности в сфере избранной специальности, удовлетворение познавательных интересов в сфере художественной культуры и искусства, возможности участия в общественной жизни университета также являются первостепенными в связи с тем, что коммуникативные способности, уровень развития культуры, опыт проявления своих возможностей в общественной деятельности поможет будущему выпускнику в раскрытии своих социально-творческих способностей.
Указанные задачи реализовывались в два этапа эксперимента. 1-й этап включал действия по снятию скованности и эмоционального напряжения у студентов, развитию их способности к концентрации внимания, а так же развитию творческого мышления и воображения. «Система стала основой воспитания и творчества. Она выросла в результате не отвлеченных рассуждений об искусстве, а повседневных практических опытов», характеризует назначения своего учения К.С. Станиславский [1].У каждого студента будущего педагога-организатора культурно-досуговой деятельности учащихся в школах и внешкольных учреждениях есть способности и таланты. Этому способствует отбор студентов, наделенных от природы любознательностью и желанием учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности студентов. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий.
Для этого важным было соблюдение важнейших факторов творческого развития людей – создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, окружения участника театрального коллектива такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения специальности по творческим специальностям студентов приглашали на репетиции, коллективные посиделки, концертные программы и выступления студентов факультета и позволяли принимать участие в подготовке и проведении мероприятия, выборе костюма и др. организационных работах, а также принимать участие в обсуждении и анализа выступления и т.д. Это способствовало включению в атмосферу творческой среды.
Второе, чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда участник творческой деятельности уже готов к выступлению, но еще не выходит на сцену. Процесс подготовки и отшлифовке номера, программы. Остается отработать сценический образ, соответствующий художественному номеру, пластику, актерское мастерство. Поэтому в этот период студент вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно на базе полученных в процессе учебно работы.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении студенту большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание студента заниматься творчеством, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.
Но предоставление такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь других участников и руководителя – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей студентов носила формирующий характер. Она включала задачу развития конкретных личностных творческих качеств студентов, которые способствовали бы целостному проявлению их креативных возможностей.
Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового [2].
Упражнения были предложены руководителям двух экспериментальных групп: хореографического и театрального, где театральный коллектив был взят в качестве основного экспериментального, а хореографический коллектив в качестве сравнительной экспериментальной группы, в которой работа продолжалась по ранее намеченному плану.
Степень развития внимания измерялась активностью участия при выполнении упражнений, умением акцентировать внимание при разных обстоятельствах, умением кратко выражать мысли по конкретной теме. За единицу измерения были взяты степень развитости мышления студентов, систематически, целенаправленно развивать у слушателей подвижность и гибкость мышления при анализе художественного произведения, интерпретации избранного репертуара, исполнительского номера, учит их рассуждать, не зубрить и повторять уже исполненный вариант, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы.
Степень развития внимания измерялась активностью участия при выполнении упражнений, умением акцентировать внимание при разных обстоятельствах, умением кратко выражать мысли по конкретной теме. За единицу измерения были взяты степень развитости мышления студентов, систематически, целенаправленно развивать у слушателей подвижность и гибкость мышления при анализе художественного произведения, интерпретации избранного репертуара, исполнительского номера, учит их рассуждать, не зубрить и повторять уже исполненный вариант, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы [3].
В числе положительных эффектов опытно-экспериментальной работы можно представить результаты проведения коллективных форм учебно-творческих занятий, как задание «Написание рассказа» включало:
– коллективное обсуждение яркого события, представленного в газетном /телевизионном/ материале;
– отражение положительного или отрицательного по описанному факту;
– проявление своего гражданского отношения к факту;
– высказывание своей точки зрения по поводу произошедшего события;
– представление возможных вариантов решения проблемы.
При этом соблюдалось требование, предъявляемое к проведению ток-шоу: выступление по сути, без критики, доступно, логично [4].Указанное требование позволило принять участие в обсуждении материала всех студентов без исключения, постепенно втянуло в процесс формулирования и высказывания мнения и тех, кто ранее не участвовал в дискуссиях.
Развитие творческих способностей студентов помимо учебно-творческих занятий реализуются на репетициях, в процессе которых идет отработка тех знаний и умений, которые формировались в процессе учебно-тренировочных, учебно-воспитательных занятий, направленных на развития креативности личности. Важнейшим процессом как закрепления так и дальнейшего развития творческих способностей является концертное выступление, которое дает возможность объективной оценки творчества участника художественного коллектива и выявляет педагогические задачи дальнейшей работы.