Преобразования в социально-экономической сфере российского общества стимулировали гуманистические функции системы образования, где главным приоритетом является человеческая личность с присущей ей индивидуальностью, самобытностью, субъектным опытом, внутренней культурой, эстетическими чувствами, проявлением творчества в процессе деятельности.
Основой развития творческой личности является учебная деятельность, в которой обучающийся становится подлинным субъектом образовательного процесса. Это требует создания особой образовательной среды, которая способствует самореализации личности, развитию способностей к различным видам деятельности, приобретению навыков самостоятельных действий и принятию решений в условиях выбора альтернативных вариантов. Все это необходимо учитывать при подготовке к профессиональному творческому труду учащихся и студентов различных учебных заведений.
Наиболее оптимальной для развития способностей обучающихся к творчеству, на наш взгляд, является дизайнерская деятельность, которая интегрирует научно-технические и гуманитарные знания, содействует освоению закономерностей проектной культуры, эстетики, функциональности, целесообразности и гармоничности предметной и коммуникативной среды. Дизайнерская деятельность, включающая постановку задач, изучение аналогов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект, опирается на систему графических изображений, знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности (рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж и др.).
Отмечая, что дизайнерская деятельность содействует индивидуализации, самовыражению, самореализации обучающихся, мы попытались расширить влияние этой деятельности на развитие их способностей в процессе обучения проектным дисциплинам. Именно в дизайнерской деятельности изначально заложено экспериментирование, смелые находки, поиск, которые стимулируют проявление способностей и творчества.
Особое внимание следует обратить на то, что учебная проектная деятельность открывает большие возможности для проявления способностей к дизайнерской деятельности (пространственное мышление, сенсомоторные действия, целостность видения воображаемого объекта, зрительная память, эмоционально-образное восприятие действительности и др.).
Заметим, что появление новых визуальных средств отображения действительности изменило характер дизайнерской деятельности. Наряду с традиционными ее видами (дизайн архитектурной среды, рекламы, дизайн интерьера, одежды, графический дизайн и др.) успешно развиваются Web-дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и др. Компьютерные технологии существенно дополнили и обогатили изобразительные возможности художественно-проектной деятельности. Кроме того, традиционные виды дизайнерской деятельности наполнились новым содержанием в связи с развитием информационных технологий, располагающих не только изобразительными, информативными, но и коммуникативными функциями.
Анализ теоретических исследований психофизиологических и психологических особенностей личности показал, что к внешним факторам, влияющим на развитие способностей, относятся требования деятельности, в которой они реализуются.
Для определения педагогических условий развития способностей к дизайнерской деятельности в процессе обучения студентов вузов проектным дисциплинам, мы определили специфику осуществления дизайнерской деятельности; выявили основные этапы этой деятельности; уточнили понятие «способности к дизайнерской деятельности»; выяснили составляющие компоненты структуры способностей, которые реализуются в графической деятельности с применением компьютерных технологий.
На основе проведенного анализа психологических и психофизиологических исследований способностей мы определили, что способности к дизайнерской деятельности – это свойства личности, имеющие индивидуальные качественные и количественные характеристики и проявляющиеся в дизайнерской деятельности, определяя ее успешность. Структура и развитие способностей, актуализирующихся в процессе дизайнерской деятельности, обусловливаются ее специфическими особенностями и структурными компонентами [3].
Дизайнерская деятельность объединяет в себе техническое и художественное творчество. В этой связи понятие «дизайн» часто соотносится с понятием «промышленное искусство». Однако дизайнерскую деятельность следует рассматривать в более широком идеологическом и культурном контексте, поскольку ее продуктом могут быть не только промышленные образцы, но и концептуальные модели, не тиражируемые объекты, предназначенные для индивидуального использования и др. В процессе дизайнерского творчества осуществляется поиск решений идейно-художественных задач с целью проектирования объектов в определенном стиле. Отметим, что результаты дизайнерского творчества способны оказывать влияние на эстетические и художественные предпочтения людей, на формирование их мировоззрения, культуры, развитие способностей [1, 2, 3].
Сфера дизайна достаточно многообразна: промышленный дизайн, архитектурный, средовой, графический дизайн, реклама и упаковка, суперграфика, интерьер, экстерьер, текстиль, моделирование одежды и др. За последние десятилетия появились и вышли на первый план такие виды дизайнерской деятельности, как коммуникативный, интерактивный, Web-дизайн, в которых гармонично сочетаются традиционные изобразительные средства и компьютерные технологии.
Исследование функциональной направленности дизайнерской деятельности показало, что она по своей сути интегративна, включает в себя изобразительную, графическую, конструкторскую, проектную и другие виды деятельности. Для нас также важно, что в этой деятельности постановка задач, изучение аналогов, проведение функционального анализа, поиски формы изделий предполагают применение системы художественных и графических изображений.
Таким образом, дизайнерская деятельность – это интегративная художественно-проектная деятельность, направленная на позитивное преобразование предметного мира, создание функционально-комфортной и эстетически гармоничной окружающей предметной и коммуникативной среды, влияющая на стиль жизни человека с учетом его интересов.
Не вызывает сомнения, что дизайнерская деятельность, направленная на создание новых или преобразование существующих объектов, носит творческий характер. Поэтому ей присущи основные закономерности творческого процесса.
Отсюда структура способностей личности к дизайнерской деятельности обусловлена не только ее составляющими компонентами, но и структурой творческого процесса в целом.
На различных этапах художественно-проектного творчества, поочередно сопровождающихся осознанным или неосознаваемым, интуитивным поиском решения проектной задачи, активизируются отдельные психические процессы и становятся актуальными определенные группы способностей, наиболее важные для осуществления дизайнерской деятельности. Так, на начальных этапах художественного проектирования в процессе изучения аналогов или прототипов проектируемых объектов (осознаваемый поиск) на первый план выступают точность, полнота и конкретность восприятия. На стадии выдвижения гипотез, возможных вариантов решения (неосознаваемый поиск) более значимыми становятся целостность и обобщенность восприятия. Выбор оптимального варианта, уточнение формы объекта, осуществление элементно-структурных преобразований предполагают приоритет избирательности и активности восприятия. Аналогичным образом возможно приоритетное чередование и функционирование внешне и внутренне направленного внимания.
По нашему мнению, на осознаваемых этапах решения художественно-проектной задачи увеличивается значение таких способностей, как полнота и конкретность восприятия, объем и устойчивость внешне направленного внимания, воля, способность к пониманию, логическому мышлению, яркость, точность и полнота пространственных представлений, экономичность, критичность и самостоятельность мышления и др. Для неосознаваемых этапов дизайнерской деятельности более актуальны возможности интуиции, легкость и широта ассоциирования, способность к выдвижению гипотез, гибкость переключения внимания, целостность и обобщенность восприятия и др. Однако эти предположения требуют специально организованной экспериментальной проверки в ходе исследований. Следует уточнить, что такое деление может быть лишь условным, поскольку все психические процессы функционируют на разных этапах дизайнерской деятельности. Кроме того, само представление о стадиях художественно-проектного творчества носит условный характер [1, 3, 4].
В полной мере это можно отнести и к учебной деятельности студентов, в результате которой они приобретают опыт познания, самосовершенствования, создают новые для них продукты творчества. С этих же позиций следует относиться и к результатам учебной проектной (дизайнерской) деятельности обучающихся.
Для решения проблемы нашего исследования важно, что интуицию и способность к формулированию гипотез мы считаем опорными способностями к дизайнерской деятельности, поскольку они направлены на создание новых идей, концепций, принципиально новых объектов, что невозможно осуществить, опираясь лишь на осознаваемые результаты мышления.
Для дизайнерской деятельности особенно важными можно считать такие волевые качества личности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность и др.
При этом целеустремленность дизайнера проявляется в способности направлять свои действия в соответствии с концепцией решения проектной задачи. Настойчивость – в способности сконцентрировать свои усилия для преодоления барьеров дизайнерской деятельности. Инициативность выражается в самостоятельной постановке целей, усмотрении проблем, формулировании условий художественно-проектных задач, выборе способов их решения и формы графической подачи. Самостоятельность заключается в критичном отношении к посторонним советам и предложениям, оценивании и принятии собственных решений, идей и концепций.
Результаты теоретического исследования составляющих компонентов дизайнерского творчества позволили составить представление о сущности и условиях его реализации, специфике проявляющихся и развивающихся в нем способностей.