В настоящее время активные методы [1] обучения получают всё большую популярность. Активные методы – это те методы, в которых акцент делается на большую активность студента в процессе обучения, в отличие от традиционных методов. Применяя данный метод, преподаватель имеет возможность не только сформировать и смоделировать задачу, но и донести условия до учащихся таким образом, чтобы пробудить интерес к исследованию [2]. Серьезными мотивирующими факторами выступают творческий характер занятий, профессиональный интерес, игровой подход и эмоциональная составляющая.
Необходимость пересмотра методики преподавания возникла в связи с переходом на новый образовательный стандарт [3]. Согласно новому стандарту менеджер должен соответствовать профессиональным и общим компетенциям.
Профессиональная деятельность будущих специалистов по управлению персоналом связана с решением проблем эффективного функционирования организаций [4] различной отраслевой направленности. В процессе обучения студентам необходимо понять основы внутрифирменного управления человеческими ресурсами компании, научиться формировать и рационально использовать персонал.
Активные методы обучения должны быть максимально приближены к практической сфере деятельности. Преподаватель должен непосредственно сотрудничать со студентами, стимулируя их творческое и инициативное участие [5].
Одним из эффективных методов активного обучения в курсе «Управление персоналом» можно считать деловую игру. Деловая игра – это моделирование рабочего процесса, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Деловая игра в процессе обучения используется с целью формирования познавательных профессиональных интересов и мотивов: воспитывает системное мышление специалиста; передает полноценное представление о профессиональной деятельности, учитывая эмоционально-личностное восприятие. В ходе деловой игры студенты формируют умения и навыки социального взаимодействия, навыки принятия решений [6] (как индивидуальных, так и совместных).
Деловые игры обычно проходят в несколько этапов. В начале игры задается проблемная ситуация, далее она разделяется на подзадачи, которые решаются поэтапно, на последнем этапе происходит разрешение поставленной задачи. Таким образом появляется цепочка решений. В курсе управления персоналом главная цель деловых игр – закрепить профессиональные умения и навыки в работе с персоналом.
Деловые игры развивают у студентов способность самостоятельно формировать организационную культуру [7], выявлять и анализировать факторы, которые влияют на её эффективную деятельность: контроль планирования и качества, принятие управленческих решений в ограниченных временных рамках и другие факторы. Игры формируют у студентов понимание места и роли кадрового менеджера, специфики его работы. Помогает научиться строить конструктивное взаимодействие со смежными подразделениями.
Также в ходе деловых игр обучающиеся формируют навыки рекрутинга [8], кадрового аудита [9]; учатся распределять премиальный фонд таким образом, чтобы это способствовало максимально эффективной работе.
Особое внимание стоит уделять разбору деловых игр и обсуждению ошибок, допущенных в процессе. Активные методы помогают студентам развить самостоятельное мышление и творческий подход, обучают работе в команде.
Таким образом, цели, на которые при традиционном обучении затрачивается долгое время и большие усилия преподавателя, в ходе деловых игр достигаются всего в несколько приемов.