Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2387 KB

В настоящее время мы являемся свидетелями трансформации системы образования: cреди общих закономерностей, которые задают модификацию образовательного процесса важно отметить активное внедрение информационно-коммуникативных технологий. Они изменяют способы трансляции знания и соответственно характер взаимодействия между преподавателем и учащимися: студент становится не только пассивным слушателем и приемником информации, но и активным субъектом образовательного процесса.

Целью данной статьи является анализ эффективности интерактивных методик для организации дискурса по гендерной проблематике в студенческой среде. Проблематика формирования гендерного сознания и идентичности в высшей школе является особенно актуальной, поскольку в настоящее время происходит размывание традиционных гендерных границ идентичности и усложнение структур субъективности. Появление новых понятий квир-идентичности, неосексуальности детерменировано изменениями в культуре и преодолением традиционных бинарных оппозиций мужского/женского в гендерной теории [3; c. 72]. Организация дискурса по этой теме предоставит возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик, развеять распространенные гендерные стереотипы, сформировать равные гендерные роли, преодолев традиционные ограничения по половому признаку. Выбор студентов в качестве целевой аудитории обусловлен тем, что, как правило, именно в этот период люди формируют собственные жизненные сценарии, задумываются о поиске партнера и создании в перспективе семьи. Для формирования гендерного сознания и освоения новых ролей и моделей поведения необходимо использовать нестандартные технологии и методы донесения материала, поскольку предлагаемые для обсуждения гендерные вопросы могут вступить в противоречие с системой взглядов и ценностей некоторых студентов. Это может произойти в случае, если транслируемые модели поведения не будут соответствовать укладу семьи, в которой воспитывался студент, на пример в семье, где существовало четкое разделение ролей по признаку пола, в результате чего на мужчину возлагалась строго инструментальная роль, а на женщину – эмоциональная.

Для разработки обозначенной проблемы автор использует идеи и методологические подходы, которые развиваются в рамках конструктивистского дискурса. Это предполагает новое понимание субъективности: в противоположность модели классического феминистского субъекта как единого, в постфеменистском дискурсе субъект рассматривается как сконструированный множественный и фрагментарный. Следовательно, существуют и разные возможности репрезентации идентичности и ее формирования в различных ситуациях и дискурсах. По утверждению Ирины Жеребкиной «увеличивающаяся гибкость и подвижность структуры субъективности влияет одновременно на уровни и формы ее формирования и репрезентации» [2; с. 238]. Данный подход задает определенные требования к поиску наиболее оптимальных информационно-коммуникативных технологий для организации гендерного дискурса в студенческой среде, формирования представлений о феминности и маскулинности. В качестве такой интерактивной методики автором была выбрана групповая дискуссия (дискуссионный клуб).

Дискуссия создается посредством диалогического общения, в ходе которого формируется практический опыт совместного участия в обсуждении обозначенной темы. При живом диалоге участники сталкиваются друг с другом, происходит постоянный взаимообмен их экспрессивности. И эта непрерывная взаимосвязь актов самовыражения доступна для всех. В таких условиях преодолевается психологический барьер, связанный со страхом публично обозначать свою позицию, благодаря чему создается определенный контекст, благоприятный для освоения новых гендерных ролей, их проигрывания посредством взаимодействия с другими участниками в процессе обсуждения. Полученный опыт может стать одним из факторов, обуславливающих конструирование гендерной идентичности, наполненной уже новыми смыслами и содержанием. Исходя из этого, правомерно сделать вывод, что дискуссия может являться эффективным способом организации гендерного дискурса в студенческой среде.

Автором в течение нескольких лет, начиная с 2008 года, организовывались дискуссии по гендерной тематике в рамках Нижегородского Государственного Технического Университета [1]. В качестве центрального ядра дискуссий были выбраны фильмы по гендерной тематике. Конструирование гендерного сознания индивидуумов происходит посредством трансляции социальных и культурных стереотипов и норм, и роль кинематографа не может быть переоценена в этом процессе. Отталкиваясь от киноискусства и проблем, которые затрагиваются режиссерами в фильмах, легче строить диалог, и в последующем определять содержание гендерных ролей и моделей поведения, выявлять личные взгляды студентов. Для дискуссии были выбраны фильмы А. Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание», которые содержат глубокий социально-значимый и общекультурный подтекст, комплексно отражают большинство гендерных изменений, раскрывают особенности межличностных отношений, гендерные стереотипы и модели взаимодействия. В фильме «Изгнание» акцентируется внимание зрителя на характере взаимоотношений между мужчиной и женщиной, на столкновении мужской и женской идеологий, утверждающих радикальное отличие их прав. Фильм отчасти транслирует кризис гендерного порядка, который перестал соответствовать социальным условиям и создает психологические трудности в межличностных отношениях женщин и мужчин. В фильме «Возвращение» зритель встречается также с гендерной темой, в основу киноленты положена проблема «маскулинности». Соответствие заявленных в кинолентах проблем реальным даёт возможность моделирования и проработки ситуаций, с которыми молодому человеку придется столкнуться в рамках гендерных отношений [6, c. 151].

По результатам проведенных дискуссий была проведена оценка эффективности реализации данного проекта. Автор обратился к модели В. Линденманна – «методу эффективной базы расчета», в рамках которого было выделено несколько уровней оценки. «Первый уровень – оценка «продуктов на выходе» (размещенные материалы в СМИ). Второй уровень исследует степень понимания, запоминания и восприятия. [5, c. 91]. Похожую логику оценки в своих трудах, более поздних по времени написания, воспроизводит отечественный исследователь И.В. Алешина. В ее модели эффективности оценивается коммуникационный продукт, промежуточный эффект и решение поставленных задач [5, c. 92]. Учитывая, что данные модели оценки эффективности во многом совпадают и обобщают другие способы, автор обратился именно к ним.

Итак, первый уровень оценки – «продукт на выходе» или другими словами «коммуникационный продукт». Автором был найдена и аппробирована на практике информационно-коммуникативная технология проведения занятий по гендерной проблематике – дискуссия. Всего было проведено 15 таких нестандартных семинаров, в которых приняли участие студенты 2, 3, 4 курсов разных специальностей и факультетов [1]. О предстоящих дискуссиях студенты широко оповещались посредством печатных объявлений, а также личного информирования групп организатором. На каждой дискуссии в среднем присутствовало около 20–30 студентов, таким образом, всего приняли участие в них около 350–400 учащихся. Это свидетельствует о широком резонансе проведенных дискуссий в университете. Также важным результатом на первом этапе оценки проведенных нестандартных занятий являются статьи, написанные в студенческие газеты по инициативе участников. Так вышла статья под названием «Металлурги против пиарщиков» в газете факультета материаловедения и высокотемпературных технологий НГТУ «СПЛАВ». Несмотря на небольшой тираж данной газеты (150 экземпляров), данная статья имела достаточно высокую эффективность: после ее выхода проект охватил студентов не только гуманитарных, но и технических специальностей. Затем была напечатана статья, посвященная дискуссионному клубу, в университетской газете «Политехник».

Второй уровень оценки эффективности проведенных дискуссий является более сложным – исследование уровня понимания, восприятия и начального изменения мнений и установок по гендерной теме [5; c. 92]. Результаты такого рода исследований могут быть получены в ходе применения специализированных качественных методов. Для оценки эффективности дискуссий на данном этапе автором были использованы проективная методика: метод незаконченных предложений. Для этого была разработана анкета, содержащая в себе 8 вопросов, окончание которых свободно / незаконченно – его предлагается указать анкетируемому лицу. Вопросы анкеты касались заявленных автором основных аспектов исследования второго уровня эффективности проведенных дискуссий – анализа понимания студентами гендерной проблематики в целом и понятийного аппарата, используемого в этой области, определение роли дискуссий в формировании представлений о гендерных ролях и особенностях конструирования гендерной идентичности. :Всего в анкетировании приняли участие 54 человека, из которых – девушек – 38, юношей – 16. Возраст анкетируемых лиц – 19– 21 год. Анализ результатов, характеризующих представления студентов о мужественности/женственности, существующих гендерных ролях позволил определить распространенные в студенческой среде эталоны идеального мужчины и идеальной женщины, в которых отражены представления о маскулинности и феминности, а также выявить ролевые ожидания и социально значимые представления и характеристики о современном мужчине и женщине, муже и жене [1; c. 78].

Анализ ответов на вопросы, относительно эффективности самой дискуссии как инструмента создания гендерного дискурса подтвердил, что дискуссия способна в ряде случаев вызвать рефлексию у ее участников, повлиять на установки респондентов в области генедрного образования. Большинство полученных ответов подтвердили правильность этого вывода – около 60 % студентов признали, что дискуссия – это «действенный», «эффективный» способ. Кроме того, порядка 10 % опрошенных признали ее «хорошим», «неплохим» вариантом, «приятным времяпрепровождением». Около 10 % совсем не ответили на данный вопрос. Причем подавляющее большинство из них были представители мужского пола. Таким образом, представляется, что в целом метод незаконченных предложений является эффективной методикой, способной получить объективные результаты. Понятный и относительно простой алгоритм обработки полученных результатов позволили автору оценить эффективность проведенных мероприятий, проанализировать существующие представления студентов о гендерной проблематике.

Кроме того, сам по себе анализ сложных проблемных фильмов, например из жанра «другого кино» может являться самостоятельной эффективной технологией, позволяющей решить задачи создания гендерного дискурса в студенческой среде. «Другое кино, действуя в качестве внешнего «раздражителя» сложившегося комфортного мира каждого человека, способно нести в себе определенную информацию, так как оно обращает на себя внимание, выбивается из общей, привычной картины, оно новое, «другое» [6; c. 170].

Организация дискурса на площадке фильмов Звягинцева (они являлись центральным ядром дискуссий по гендерной проблематике), была оправдана – порядка 40 % участвующих в дискуссиях студентов после их завершения подходили к автору для того, чтобы узнать, где можно еще посмотреть альтернативное кино, какие существуют фестивали, какие работы и каких режиссеров автором могли бы быть рекомендованы к просмотру [1]. Сложный художественный язык большинства произведений нередко предопределяет возникновение такого специфического вида коммуникации, как молчание, пауза [4; 595]. Например, в фильмах Звягинцева сюжетная линия разворачивается медленно, между сценами фильма – паузы, сама игра актеров – «неспешная». Такой ход режиссера позволил установить контакт между зрителем и разворачивающимся на экране сюжетом на особом – интимном, подсознательном уровне.

Известно, что коммуникация, с точки зрения теории, – это не только передача сообщений, но и отсутствие сообщения. В этом смысле пауза, молчание – это тоже коммуникация, взятая в горизонте истории. С этих позиций, чем незаметнее работает коммуникация, прячась под покровом слов или их отсутствия, тем теснее соучастие зрителя подтексту фильма, его идеям. Представляется, что такая особенность другого кино, в противовес динамичной сюжетной линии большинства «массовых» кинофильмов и позволяет говорить, что оно заставляет зрителя задуматься, «остановиться» и посмотреть иначе на «привычные» вещи; оно дает возможность вырваться из обыденного суетливого мира и ощутить иной, в какой-то мере «девственный» ход вещей. Таким образом, обращая к самому себе, альтернативное кино уже само по себе является эффективным способом воздействия на аудиторию и формирования гендерных знаний в силу новаторского подхода, суть которого в авторском стиле доведения информации.

Применение в рамках образовательного процесса вуза описанных в статье информационно-коммуникативных технологий – организации дискуссий и анализа содержания сложных проблемных фильмов – является эффективным инструментарием для создания гендерного дискурса по следующим критериям.

В рамках нестандартно организованных семинаров в форме дискуссий каждый из студентов имел возможность высказать свою точку зрения. Менее активные участники могли сформировать свое мнение на основе услышанных позиций, поскольку дискуссия создает поле для дискурса, где другой нужен для артикуляции собственной точки зрения.

Была проанализирована эффективность дискуссий в соответствии с моделями В Линденманна и И. В. Алешиной на нескольких уровнях. С точки зрения «коммуникативного продукта» на выходе: было проведено 15 дискуссий, что подтверждает широкий резонанс реализации этого проекта. По инициативе участников дискуссий были написаны статьи в студенческие и университетские газеты. Анализ на более глубоком уровне – понимания, восприятия и начального изменения мнений и установок по гендерной теме также подтвердил эффективность описанной коммуникативной технологии. Для этого автор использовал проективную методику – метод незаконченных предложений [1; c. 78].

Состоялось всестороннее обсуждение фильмов режиссера А. Звягинцева, на основе которых студенты смогли определить особенности построения межличностных отношений, выявить проблемы, связанные с ломкой традиционного гендерного порядка, развеять распространенные гендерные стереотипы. Была подтверждена гипотеза автора о том, что «другое» кино может являться также самостоятельным инструментом формирования гендерного дискурса в студенческой среде. Сложность построения сюжетной линии таких фильмов, обращение к многочисленным символам и метафорам, акцент на психологических переживаниях героев и другие особенности позволяют обращаться к сознанию и даже подсознанию зрителей, являясь мощным инструментом формирования мировоззрения человека, а также достоверным зеркалом, отражающим тенденции общественного развития.

Таким образом, рассмотренные информационно-коммуникативные технологии смогут обновить содержание образовательного процесса. Проведение дискуссий, а также семинаров, посвященных анализу проблемных фильмов, позволит решить задачу индивидуализации гендерной идентичности и изучения субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым студентом. В рамках педагогического процесса молодым людям будут представлены разные пути разыгрывания маскулинности и феминности, разные способы усвоения того, как стать мужчиной и женщиной, разные образы «Я».