Cтратегические ориентиры развития Казахстана, связанные с задачей вступления в число 30 самых развитых государств мира, достижимы только с развитием новых высоких технологий, модернизацией промышленных, технологических, информационных сетей, обеспечением воспроизводства интеллектуальных ресурсов, рациональным управлением системой научно-технологического процесса, выходом на новый уровень индустриально-инновационного развития [1]. В этой связи, особую актуальность для Казахстана приобретает формирование и развитие эффективно функционирующих региональных инновационных систем, которые, как показывает мировая практика, являются важнейшим инструментом построения и фактором обеспечения результативной инновационной деятельности регионов и страны в целом. Для этого необходимо, в первую очередь, сформировать и постоянно совершенствовать систему управления инновационной деятельностью, развивать регион, причем ввиду значительной дифференциации регионов она должна быть различной для разных регионов. Развитые страны имеют значительный опыт в развитии инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок, и этот опыт может быть успешно освоен в наших условиях.
Цель исследования заключается в выделении общих причин и тенденций эффективного функционирования регионов и обосновании возможностей применения зарубежного опыта по формированию и развитию региональных инновационных систем на этапе становления инновационной экономики в Республике Казахстан.
Изложение основного материала
Региональная инновационная система может быть определена как комплекс учреждений и организаций, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых технологий, а также организационно-правовые условия хозяйствования этих учреждений и организаций, определенные совокупным влиянием государственной, научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на государственном уровне, социально-экономической политики региона [2, с. 33].
Региональные инновационные системы создаются в конкретных условиях регионов с целью использования их конкурентных преимуществ. Имеющиеся на территории региона полезные ископаемые, природно-климатические условия, техника, технологии и другие факторы производства при государственном регулировании деятельности науки и образования, рынка труда, предпринимательства становятся преимуществами региона, способствуют эффективному ведению хозяйства посредством использования инноваций.
Формирование региональной инновационной системы имеет важные положительные социальные последствия, т.к. служит инструментом повышения конкурентоспособности производителей данной территории, обеспечивает занятость наиболее квалифицированной части населения, содействует повышению общего образовательного уровня населения региона. Консолидируя систему науки и образования и рынок труда региональная инновационная система стимулирует их развитие, подпитывая себя новыми инновационными кадрами и идеями, и, обеспечивает, тем самым, собственное воспроизводство. При этом построение региональных инновационных систем подразумевает, прежде всего, четкое понимание их содержания и особенностей функционирования, определение ключевых условий успешной деятельности, в том числе посредством анализа зарубежного опыта развития регионов развитых стран. Наибольших успехов в построении эффективно функционирующих инновационных систем на региональном уровне добились такие развитые страны, как США, Япония, Великобритания, Германия, Франция.
На основе анализа инновационного развития регионов развитых стран, можно выделить общие причины и тенденции их эффективного функционирования:
Первостепенная роль в процессе становления и развития инновационных систем регионов принадлежит государству, которое способствует созданию условий для осуществления инновационной деятельности, регламентирует и регулирует связанные с этой деятельностью сферы жизни общества.
Так, в регулировании инновационного развития Японии активная роль государства выражается в создании благоприятных финансовых условий, гармоничном сочетании интересов государства и предпринимательского сектора. Государством осуществляется финансирование дорогостоящих фундаментальных и части прикладных исследований, что способствует формированию привлекательного инвестиционного климата и привлечению капитала предпринимателей в дальнейшие исследования. Государство также способствует передаче научных результатов, полученных в государственных исследовательских учреждениях частному сектору ввиду того, что здесь не получили развития такие опосредованные формы трансферта технологий, как венчурное предпринимательство.
Отличительной особенностью государственной политики в области инноваций Великобритании является оказание организационно-финансовой поддержки научной и инновационной деятельности, а также развитие инновационной инфраструктуры, прежде всего на региональном уровне.
Специфика инновационного развития регионов Франции выражается в ориентации государственной политики на создании территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала. Государственное регулирование при этом осуществляется региональными властями, а также создаваемыми национальными органами, специализированными учреждениями и структурами на территориях регионов. Государственная поддержка выражается в финансировании фундаментальных и прикладных исследований, а также частичном внедрении результатов этих исследований.
2. Важнейшей предпосылкой результативного функционирования региональных инновационных систем является наличие правовых и институциональных условий, а именно, развитой системы институционального обеспечения, специальных нормативно-правовых актов, посредством которых осуществляется регулирование и стимулирование инновационной деятельности, в том числе и финансирование.
3. Эффективное проведение инновационной политики и ее результативность зависят от согласованности приоритетов инновационного развития, что достигается при наличии единого уполномоченного органа, ответственного за ее проведение и результаты.
Так, в деятельности региональных инновационных систем Великобритании особое место занимают региональные агентства по развитию, а также региональный инновационный фонд, способствующие активизации инновационной деятельности с учетом потребностей всех регионов.
4. Развитие региональных инновационных систем невозможно без достаточного кадрового обеспечения, требующего модернизацию систем науки и образования. Важным элементом системы образования представляется приобретение практических навыков участия в реализации процессов создания и внедрения инноваций в практику, для чего необходима организация процесса прохождения практики обучающимися в учреждениях, проводящих фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и что не менее важно – на инновационно-ориентированных предприятиях. Приобретение практического опыта участия в каком-либо этапе процесса инновационной деятельности в симбиозе с теоретическими основами инновационного мышления будет способствовать формированию полноценного представления об инновационной деятельности.
5. Другим фактором результативного функционирования региональных инновационных систем является наличие и совершенствование условий для инновационного развития предпринимательского сектора, а также уровень его инновационной активности, что определяется проводимой инновационной политикой.
К примеру, в Канаде и Австралии – странах схожих с Казахстаном по структуре экономики и иным факторам, доля инновационно-активного бизнеса от общего количества компаний составляет около 65 % и 50 % соответственно. В Казахстане уровень инновационной активности предприятий является очень низким и в 2012 году составил только 5,7 % [3].
6. Для проведения качественной и результативной инновационной политики по созданию и развитию условий для инновационной деятельности, а также содействию взаимосвязи всех элементов инновационных систем представляется целесообразным создание специальных региональных инновационных центров, технопарков, венчурных фондов, инновационных университетов и лабораторий, которые будут выступать региональными институтами инновационного развития.
К примеру, основой региональных инновационных систем США выступают университеты и лаборатории, расположенные на территориях регионов. Именно в университетах сосредоточена основная масса фундаментальных и большая часть прикладных исследований. Деятельность лабораторий, как правило, сосредоточена на одном или нескольких особо важных направлениях прикладной науки. Трансферт технологий из университетов в промышленность осуществляется либо с помощью венчурных компаний, либо путем создания внутри компаний крупных исследовательских подразделений.
Отличительной чертой инновационного развития Японии является наличие мощных исследовательских подразделений в крупных корпорациях, импорт большого числа патентов, компенсирующий слабость фундаментальной науки, развитие прикладных инженерных разработок, ориентация на экспорт высокотехнологичной продукции.
Основа региональных инновационных систем Германии – университеты и научно-исследовательские учреждения, которые финансируются как за счет государственного, так и за счет региональных бюджетов. Функции технологических посредников между лабораториями и промышленными компаниями выполняют научные общества. Кроме того, региональные органы власти принимают большое участие в организации передачи технологий путем создания научных парков и инновационных центров.
Отличительной особенностью инновационного развития Франции является разработанная концепция «технопола», представляющий научное и техническое сотрудничество между всеми образовательными и научными организациями и фирмами научного парка (технопарка).
Как видно, в данных странах широко развиты технопарки, которые представляют собой широкий спектр организаций разного характера, с различным уровнем технологической ориентации, тесно взаимосвязанные с университетами или индустриальные парки, заполненные производителями электроники и других видов товаров.
В Казахстане началом формирования инновационной системы открытого типа, обеспечивающей конкурентоспособность национальной экономики посредством использования отечественного и зарубежного научного потенциала и технологий, послужила реализация Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005-2015 годы. В обновленном виде с учетом современных особенностей эта программа нашла свое отражение в Государственной программе развития инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010-2014 годы, принятой в рамках содействия форсированному индустриально-инновационному развитию РК. Развитие инновационной деятельности регулируется и регламентируется основополагающим документом – Законом РК «О государственной поддержке инновационной деятельности», который определяет содержание, субъекты и объекты инновационной деятельности, цели и принципы государственной инновационной политики, формы государственной поддержки инновационной деятельности.
Казахстан занял второе место по региональной классификации среди центральных и южных стран Азии в Глобальном Инновационном Рейтинге Global Innovation Index 2013. Оценивался инновационный потенциал государств, их затраты на инновации и результат принимаемых усилий, условия для открытия и развития нового бизнеса, налоговая политика в стране, качество университетского образования, доступность макрофинансирования и венчурного капитала и другое [4].
Значительное улучшение позиций Казахстана, как представлено в табл. 1, наблюдается по фактору «Инновации», по которому Казахстан улучшил свой рейтинг на 19 позиций и занял 84 место. По субфактору «Инновационный потенциал» страна также поднялась на 74 место, увеличив рейтинг на 18 позиций.
По таким субфакторам как «Расходы компаний на исследования и разработки» Казахстан прибавил 17 позиций и поднялся на 77 место, а по «Сотрудничеству университетов и бизнеса в сфере НИОКР» страна поднялась на 11 позиций вверх (79 место). Кроме того, субфактору по «Государственным закупкам высокотехнологической продукции» наблюдается улучшение на 13 позиций.
Таблица 1
Показатели рейтинга конкурентоспособности Казахстана по фактору «Инновационный потенциал» за период с 2005 по 2013 год
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
+/-2013 к 2012 |
|
1 |
Общий рейтинг |
51 |
56 |
61 |
66 |
67 |
72 |
72 |
51 |
50 |
1 |
2 |
Инновационный потенциал |
59 |
70 |
75 |
62 |
78 |
102 |
116 |
103 |
84 |
19 |
2.1 |
Способность к инновациям |
- |
62 |
64 |
50 |
50 |
75 |
101 |
92 |
74 |
18 |
2.2 |
Качество научно-исследовательских организаций |
52 |
53 |
63 |
58 |
80 |
112 |
121 |
108 |
102 |
6 |
2.3 |
Расходы компаний на НИОКР |
44 |
57 |
65 |
62 |
60 |
84 |
107 |
94 |
77 |
17 |
2.4 |
Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР |
54 |
63 |
71 |
64 |
77 |
111 |
119 |
90 |
79 |
11 |
2.5 |
Госзакупки высокотехнологичной продукции |
45 |
56 |
62 |
59 |
62 |
83 |
93 |
71 |
58 |
13 |
2.6 |
Наличие ученых и инженеров |
88 |
100 |
98 |
83 |
74 |
91 |
106 |
104 |
98 |
6 |
2.7 |
Количество международных заявок на патенты в рамках Договора о патентной кооперации, на 1 млн.населения |
69 |
67 |
83 |
72 |
85 |
81 |
81 |
65 |
67 |
-2 |
Примечание. Составлено по данным сайта: www.nac.gov.kz. |
В общем, по данным Отчета глобальной конкурентоспособности на 2013-2014 годы, Казахстан по сравнению с предыдущим годом укрепил свою позицию на 1 пункт и вошел в 50 лучших стран из 148 государств
мира.
Однако высокая неоднородность инновационного пространства Казахстана является одной из особенностей его экономики. Доля инновационно-активных предприятий в 2012 году составила 5,7 %, т. е. это каждое 70-е предприятие (табл. 2). Как уже отмечалось, в развитых странах этот показатель от 30 до 50 %.
Таблица 2
Инновационная активность предприятий по технологическим инновациям в разрезе областей
за 2007-2013 гг.
Области |
Количество инновационно-активных предприятий Уровень активности в области инноваций, в % |
|||||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Республика Казахстан |
526 |
447 |
399 |
467 |
614 |
1215 |
4,8 |
4,0 |
4,0 |
4,3 |
5,7 |
5,7 |
Акмолинская |
12 |
7 |
7 |
5 |
7 |
54 |
2,1 |
1,2 |
1,2 |
0,7 |
1,0 |
4,6 |
Актюбинская |
24 |
18 |
16 |
27 |
37 |
41 |
5,6 |
4,1 |
4,0 |
6,1 |
8,5 |
4,0 |
Алматинская |
16 |
14 |
10 |
7 |
28 |
67 |
2,1 |
1,9 |
1,4 |
0,9 |
4,6 |
5,4 |
Атырауская |
11 |
9 |
8 |
9 |
14 |
27 |
3,7 |
2,7 |
2,9 |
3,7 |
6,6 |
4,4 |
Западно-Казахстанская |
12 |
13 |
12 |
9 |
26 |
108 |
4,9 |
4,9 |
4,5 |
4,6 |
12,7 |
6,2 |
Жамбылская |
32 |
23 |
14 |
31 |
41 |
52 |
8,8 |
6,0 |
4,4 |
7,8 |
10,2 |
7,9 |
Карагандинская |
60 |
64 |
56 |
67 |
71 |
42 |
6,1 |
6,5 |
6,2 |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
Костанайская |
16 |
13 |
9 |
17 |
31 |
78 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
2,6 |
4,8 |
3,8 |
Кызылординская |
6 |
8 |
4 |
17 |
22 |
95 |
2,4 |
3,0 |
1,5 |
6,1 |
8,0 |
7,1 |
Мангистауская |
12 |
10 |
6 |
5 |
5 |
28 |
2,3 |
1,9 |
1,4 |
1,1 |
1,1 |
5,3 |
Южно-Казахстанская |
19 |
17 |
15 |
25 |
51 |
11 |
2,8 |
2,4 |
2,2 |
3,4 |
7,0 |
1,1 |
Павлодарская |
44 |
19 |
19 |
26 |
28 |
45 |
8,1 |
3,6 |
3,8 |
5,1 |
5,4 |
4,1 |
Северо-Казахстанская |
9 |
10 |
10 |
11 |
11 |
98 |
2,2 |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
2,4 |
10,4 |
Восточно-Казахстанская |
55 |
41 |
47 |
60 |
70 |
104 |
5,6 |
4,3 |
5,9 |
6,4 |
8,1 |
5,0 |
г. Астана |
22 |
15 |
15 |
28 |
29 |
122 |
3,0 |
1,8 |
2,1 |
2,6 |
4,1 |
6,8 |
г. Алматы |
176 |
166 |
151 |
133 |
143 |
243 |
7,2 |
6,4 |
6,7 |
5,4 |
5,7 |
6,7 |
Примечание. Составлено по данным сайта Агентства по статистике РК www.stat.kz. |
По данным табл. 2 можно отметить скачкообразную динамику изменения инновационной активности предприятий по технологическим инновациям: в 2008-2009 годах наблюдается уменьшение данного показателя до 4,0 %, в 2011-2012 годах – его рост до 5,7 % вследствие увеличения количества инновационно-активных предприятий.
Согласно отчету о состоянии инновационных процессов в Республике Казахстан, можно выделить три группы областей по уровню инновационного потенциала:
– с высоким уровнем: город Алматы, Восточно-Казахстанская и Карагандинская области;
– со средним уровнем: Павлодарская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Актюбинская, Атырауская, Мангыстауская, Западно-казахская области и г.Астана;
– с низким уровнем: Северо-казахстанская, Акмолинская, Кызылординская, Костанайская и Алматинская области [ 5].
В Казахстане уже достаточно много объектов инновационной инфраструктуры (7 технопарков, 4 центра промышленного дизайна, 15 офисов и 2 центра коммерциализации технологий, 2 центра трансферта технологий, ОЭЗ «Парк инновационных технологий»). Введен инструмент софинансирования частных венчурных фондов, активно используется механизм инновационных грантов, которые выдает открытое в 2012 году Национальное агентство по технологическому развитию. Оно функционирует как единый оператор для всех объектов инновационной инфраструктуры Казахстана и как государственный венчурный фонд, финансирующий частные венчурные фонды. Агентство также напрямую инвестирует деньги в частные проекты.
Между тем, формируемая в Казахстане региональная инновационная система имеет и ряд недостатков.
Во-первых, проекты, инициируемые центром, в недостаточной степени поддерживают власти регионов, которые, по сути, «выключены» из инновационной политики. Они не управляют инфраструктурными объектами, ограничены в способах и объемах поддержки хозяйствующих субъектов, не имеют четких ключевых показателей эффективности (KPI) в сфере стимулирования инноваций.
Во-вторых, различные меры поддержки инновационной деятельности между собой слабо связаны, объекты инновационной инфраструктуры работают несогласованно, региональная специфика, потенциал и стратегии местных фирм и университетов учитываются минимально.
В-третьих, в законодательстве практически не освещены региональные аспекты инновационной деятельности, четко и ясно не определены вопросы функционирования региональных инновационных систем, которые формируются в настоящее время на основании общих, рамочных положений, касающихся регламентации инновационной деятельности.
Для решения этих проблем, на наш взгляд, необходимо предпринять ряд мер:
• создать операторов инновационной политики в регионах (аналог агентств регионального развития), передать им отдельные полномочия национального правительства, в том числе контроль над деятельностью технопарков (при этом часть технопарков перейдет в непосредственное управление таким операторам, часть – особым экономическим зонам, часть – университетам и будет преобразована в научные парки);
• обеспечить согласованность национальных и региональных мер стимулирования инноваций;
• сформировать несколько сильных кластеров, которые должны будут объединить локальных игроков (фирмы, университеты и объекты инновационной инфраструктуры) в рамках единой стратегии развития. Кластеры должны стать реальным партнером региональных и национальных властей в выработке согласованных и эффективных мер, направленных на повышение конкурентоспособности всех участников инновационной цепочки.
• участие государственного бюджета в проектах кластеров должно сочетаться с соразмерными вложениями со стороны как региональных органов власти (которые должны симметрично отразить поддержку кластеров в своих программах), так и со стороны самих участников кластеров. Софинансирование является залогом эффективного участия субъектов в кластерных инициативах.
• поддержка кластеров требует высокой скоординированности действий органов власти различного уровня и сфер деятельности, в том числе целого ряда министерств и ведомств (Министерства индустрии и новых технологий, Министерства образования и науки, Министерства экономики и бюджетного планирования, Министерства регионального развития и др.)
Успешная реализация поставленных задач зависит от степени вовлечения региональных органов власти и местных сообществ в разработку и осуществление инновационной политики, а также от того, насколько меры господдержки со стороны национального правительства (прежде всего ее объемы и направления) будут дифференцированы с учетом потенциала и перспектив развития каждого региона.. Акцент на развитие кластеров позволяет объединить наиболее значимые и конкурентоспособные региональные организации, структурировать их интересы, согласовать общую картину будущего и стратегию развития на основе Форсайта, подготовить и реализовать проекты, повышающие инновационный уровень территорий их базирования.
Выводы
Таким образом, было выявлено, что для результативного функционирования региональных инновационных систем необходимо создание и совершенствование правовых и институциональных условий, формирование адекватной инновационной политики и ее успешная реализация, построение развитой инновационной и финансовой инфраструктуры, совершенствование механизмов государственной поддержки инновационной деятельности, полноценная научно-технологическая модернизация производственной деятельности как фактора спроса на инновации. Развитие перечисленных условий является приоритетными направлениями в совершенствовании инновационных систем, как регионов, так и страны целом.