Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2367 KB

Исследование и анализ налоговых проблем никогда не потеряет своей актуальности, поскольку налоги и налоговые системы во всем мире постоянно находятся в процессе своего эволюционного развития. Создание эффективно работающей налоговой системы является сложным многофункциональным процессом. Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности. Вне всяких сомнений реформирование налоговой системы России сопровождалось принятием многочисленных изменений в налоговое законодательство. В определенные периоды времени, вносимые изменения оказывали как положительное, так и отрицательное влияние на развитие бизнеса.

В настоящее время в России продолжается реформирование налоговой системы. Правительством России 30 мая 2013 года утверждены направления налоговой политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов. В среднесрочной перспективе не планируется вносить существенные изменения в структуру налоговой системы. Ряд изменений, которые в 2013 году уже реализованы, оказали негативное влияние на развитие предпринимательства в России. Рассмотрим, какое влияние на развитие бизнеса окажут изменения, которые вступят в силу с 1 января 2014 года. Речь пойдет о системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (СМП) и страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями (ИП). Данному вопросу в изданиях периодической печати и средствах массовой информации уделялось огромное внимание и, казалось бы, что тема исчерпана. На наш взгляд, принятые изменения будут восприняты ИП неоднозначно, поэтому выразим свое мнение по этому вопросу.

В последние годы Правительством РФ принимались многочисленные меры по совершенствованию налогообложения СМП, применяющих специальные налоговые режимы. К основным положительным моментам, действующим с 1 января 2013 года при применении специальных налоговых режимов и направленных на улучшение положения налогоплательщиков можно отнести [1]:

Организации и ИП имеют право добровольно перейти на все специальные налоговые режимы, если они соответствуют определенным критериям. Ранее перевод на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) был обязательным и осуществлялся налоговыми органами.

Введена патентная система налогообложения (ПСН) только для ИП, что расширяет их возможности по выбору системы налогообложения и позволяет им выбирать наиболее оптимальный режим налогообложения.

Право, дающее возможность субъекту РФ вводить дифференцированные ставки от 5 % до 15 % (было введено ФЗ № 224 – ФЗ от 26.11.2008г.) при выборе налогоплательщиками объекта налогообложения «доходы за вычетом расходов» при применении упрощенной системы налогообложения (УСН). В Свердловской области для основной части налогоплательщиков ставка в 2009 году была снижена до 10 %, а начиная с 2013 г. она понижена до 7 % [3].

Индивидуальный предприниматель, который не использует труд наемных работников при выборе объекта налогообложения по УСН «доходы» или при применении ЕНВД имеет право уменьшить сумму единого налога на сумму уплаченных за себя страховых взносов в полном объеме.

Одновременно с этим в законодательство были внесены изменения, которые ухудшили положение налогоплательщиков при применении специальных налоговых режимов с 1 января 2013 года. К таким изменениям можно отнести [1]:

Организации при применении УСН обязаны вести бухгалтерский учет. Ранее они вели книгу учета доходов и расходов, как ИП.

ИП при применении патентной системы налогообложения не имеют права уменьшить сумму единого налога на сумму уплаченных за себя и наемных работников страховых взносов.

Правительством РФ был нанесен сокрушительный удар по бизнесу увеличением с 1 января 2013 года в 2 раза страховых взносов, уплачиваемых ИП в Пенсионный фонд. Начиная с декабря прошлого года, ИП в массовом порядке стали закрывать свой бизнес.

Организации по поддержке малого предпринимательства в РФ совместно с ИП лично и через средства массовой информации обращали внимание Правительства РФ на создавшуюся неблагоприятную обстановку и пересмотра законодательства с целью возврата размеров страховых взносов на прежний уровень. Данный вопрос постоянно обсуждался на различных экономических форумах и напрямую задавался Президенту РФ, который 25 апреля 2013 года отвечал в прямом эфире на вопросы граждан. В результате этого Правительству РФ было дано задание о принятии и рассмотрении обдуманных решений по внесению изменений в законодательство с целью стабилизации сложившейся ситуации.

«За полгода в России свое дело закрыли около 650 тысяч мелких предпринимателей и фермеров. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов и говорят о массовом уходе в «тень». В правительстве пока вопрос о снижении взносов не согласован… Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей с начала этого года достигло 531,9 тысяч человек, свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы. Решение прекратить работу приняли также 18,2 тысяч фермеров. На 1 июня 2013 года количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,636 миллионов человек, на 1 января 2013 года их было более 4 миллионов человек... По подсчетам «Деловой России», только в 2012 году бюджет потерял налогов закрывшихся предпринимателей на 13,5 млрд. рублей, тогда как дополнительно планировалось получить 5,1 млрд. рублей. То есть чистые бюджетные потери – 8,4 млрд. рублей, считают в организации» [4]. Мы понимаем, что сократились и поступления в социальные внебюджетные фонды, конкретные суммы недопоступления можно узнать только по итогам 2013 года.

Ожидаемые всеми индивидуальными предпринимателями поправки были приняты в июле 2013 года. К огорчению многих, снижение страховых взносов, уплачиваемых ИП в Пенсионный фонд России (ПФР), станет возможным только с 1 января 2014 года, и расчет этих взносов будет дифференцированным, а действовать эта норма будет только в 2014 и 2015годах. В 2014 году если доход ИП не будет превышать 300 000 рублей, то страховые взносы в ПФР будут рассчитываться: 1 МРОТ х 26 % х 12 месяцев (в 2013г. – 2 МРОТ). Если доход ИП превысит 300 000 рублей, то размер страховых взносов увеличивается на 1 % от суммы превышения. При этом установлен максимальный размер страховых взносов, который не может превышать: 8МРОТ х 26 % х 12 месяцев. Необходимо отметить, что со следующего года обязанность по предоставлению в ПФР информации о доходах ИП взяла на себя Федеральная налоговая служба [2].

Необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели, которые в 2013 году ожидали снижения размеров страховых взносов и не закрывали свою деятельность, будут вынуждены платить их в размере 35 664,66 рублей – 32 479,2 руб. в ПФР и 3 185,46 руб. в ФОМС. Можно предположить, что число предпринимателей, которые прекратят свою деятельность, будет увеличиваться. Кроме того, при принятии изменений по страховым взносам никогда и никаким образом не рассматривался вопрос о пониженных тарифах страховых взносов для ИП, которые имеют основное место работы и дополнительно занимаются предпринимательской деятельностью. В свою очередь, это также негативно сказывается на развитии бизнеса.

В течение 2013 года для устранения негативных последствий и в целях стимулирования предпринимательской активности в РФ, обсуждалась возможность введения с 1 января 2014 года налоговых каникул (освобождение от уплаты всех налогов и страховых взносов в течение 2 лет) для ИП, которые будут впервые регистрировать свою деятельность. Общероссийский народный фронт стал инициатором этой идеи. Однако в докладе первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, подготовленного Президенту РФ, говорится об отказе от налоговых каникул. «Мы решили сделать акцент на решении более важных проблем», – объяснил он: снижение административных барьеров, упрощение доступа к кредитам, подключение к сетям и облегчение доступа к аренде». [5]

Таким образом, рассмотренные изменения в налоговой политике РФ, оказали негативное влияние на развитие предпринимательства, и подталкивает индивидуальных предпринимателей закрывать свой бизнес или уводить его в «тень». В результате проиграет и государство, и бизнес.