Япония – вторая по объему ВВП экономика мира. ВВП Японии в 1997 г. составил 4 190 млрд. долл., что составляет около 55 % от уровня США. Территория Японии –
372 тыс. км2, население – 125 млн. человек, 73 % которого проживает в городах. [2,c 165]
Экстенсивная модель дала Японии самые высокие среди развитых стран мира темпы экономического роста. Характерными чертами новой модели развития Японии стали:
1. Изменение внешнеэкономической стратегии. Осуществлен переход от ориентации на экспорт товаров к экспорту капиталов. Япония стала осуществлять широкомасштабные инвестиции (прямые и портфельные) за рубежом. Была сделана ставка на рынки Юго-Восточной Азии и США. Позднее в сферу интересов японских инвесторов вошла Западная Европа.
2. Смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики. Изменение касалось перехода от административно – финансового регулирования (контроль за процентной ставкой, кредитная экспансия, государственное предпринимательство) к косвенным методам государственного вмешательства в экономику (подавление инфляции, контроль денежной массы, обеспечение стабильности курса национальной валюты). Основной целью новой макроэкономической политики государства стало создание рыночного механизма формирования такой политики.
В 1980-е гг. в Японии была проведена административно-финансовая реформа, в ходе которой был денационализирован ряд предприятий, произошла корректировка кредитно-денежной политики, сократились социальные расходы государства. Новая налоговая реформа увеличила роль косвенных налогов в экономике: с 3 до 5 % был повышен налог с оборота.
Результатом перехода на интенсивную модель развития стало повышение эффективности японской экономики, превращение Японии в один из главных центров мировой экономики, лидерство Японии в прикладных НИОКР, усиление роли японской йены.
3. Кооперация государства и бизнеса. Одно из принципиальных отличий японской экономики заключается в своеобразном партнерстве государства и бизнеса. Государство разрабатывает стратегию промышленного развития, создает условия для определенных отраслей и меняет свои приоритеты в зависимости от решения запланированных задач. Наглядно представить данную модель развития можно в виде таблицы, демонстрирующей «лесенку», по которой Япония поднялась из послевоенной разрухи к вершине успеха (см. рисунок) первые послевоенные годы у Японии был в наличии всего один ресурс – дешевая избыточная рабочая сила. Страна не располагала ни природными ресурсами, ни запасом капитала. Соответственно, в промышленной политике 1950-х – первой половины 1960-х гг. государством был выбран курс на развитие текстильной промышленности и отраслей, связанных с производством дешевых (и невысокого качества) товаров потребительского назначения. Трудоемкие отрасли быстро решили проблему занятости и доходов населения, а зарабатываемая прибыль шла на финансирование развития базовых отраслей экономики (тяжелой и химической промышленности). Государство строго контролировало инвестиционный процесс, направляя средства в адрес приоритетных на данный момент отраслей. По мере развития в конце 1950-х – начале 1970-х гг. тяжелой и химической промышленности инвестиции направлялись в группу отраслей, связанных с поточным производством (автомобилестроение, бытовая и промышленная электроника и электротехника, станкостроение), а с укреплением позиций и этих отраслей (к началу 1970-х гг.) государство стало поддерживать отрасли высоких технологий. Таким образом, начав фактически с пустого места, с ручного труда на «фанерном» оборудовании, Япония к настоящему времени обзавелась и собственной мощной научно-технической базой, и стала ведущим мировым экспортером капитала.
Тесное партнерство государства и бизнеса в Японии продолжается до сих пор. Доля компаний так называемого «третьего сектора», совместно финансируемых государством и частными собственниками, составляет в экономике страны немалую долю.
Система организации и управления бизнесом. Здесь следует сделать акцент на таких особенностях как сетевая система организации фирм и модель управления производством. Широко известная сетевая система организации компаний кейретсу заключается в том, что практически все японские фирмы взаимосвязаны друг с другом через систему участий либо через особые доверительные отношения между клиентами и поставщиками. На практике это означает кооперацию между производителями и потребителями, финансирование различных проектов на основе взаимного доверия и круговой поруки. Такая система создает особую атмосферу всеобщей заинтересованности и взаимозависимости друг от друга, ведет к стабильным долговременным связям и снижает фактор неопределенности в бизнесе. Японская модель управления производством нацелена на быструю адаптацию к потребностям клиентов, в ее основе лежит приоритет спроса, ее отличает чрезвычайно высокая степень гибкости. [2,
c. 170-172].
Эволюция структуры промышленности Японии в послевоенный период
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что один из эффективных способов решения проблем модернизации отечественной экономики в посткризисный период – это воспользоваться трансфером инноваций т.е. ввести новшества экономически развитых стран