Финансовое планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров [1, 69]. Сущность внутрифирменного финансового планирования в условиях модернизации российской экономики заключается в научном обосновании целей развития, форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых результатов.
Отсутствие системы финансового планирования на предприятиях сопровождается принятием ошибочных управленческих решений, отсюда снижение конкурентоспособности предприятия, нарушение координации действий между его подразделениями, уменьшение возможностей для маневра на рынке производимых товаров и услуг [2, 26]. Однако введение процесса планирования на предприятиях не означает быстрого решения всех проблем. Как показали исследования английского специалиста по планированию Р. Финна, успех приносит лишь долговременный опыт планирования (свыше двух лет). Финансовое планирование обеспечивает стабильность развития предприятия и не приводит к резкому ухудшению деятельности, крупный успех достигается лишь в 6 % случаев. Процесс финансового планирования поддерживает потенциал предприятия на таком уровне, чтобы оно могло стабильно и экономически эффективно развиваться.
Современные темпы изменения и наращивания объёмов знаний настолько велики, что финансовое планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей увеличения капитала [3, 7]. Финансовое планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений, способствует снижению рисков при принятии решений.
В условиях модернизации российской экономики овладение искусством финансового планирования становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:
1) в российскую экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы;
2) изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитать свои действия на рынке конкуренции;
3) рассчитывая получить иностранные инвестиции, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказать, что они способны оценивать все аспекты использования инвестиций.
В условиях рынка добиться стабильного успеха в бизнесе возможно только при эффективном финансовом планировании. Принятие разного рода финансовых решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.
Таким образом, финансовое планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент управленческих решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.