На систему образования влияют те тенденции, которые имеют место в мировом развитии. К этим тенденциям можно отнести: ускорение темпов развития общества; переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества; демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора; динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости; рост значения человеческого капитала.
Качество человеческого потенциала включает физическое, духовно-нравственное и социально-профессиональное развитие людей.
«Качество человеческого потенциала, – отмечает В.В. Гаврилюк, – выступает как интегральная характеристика жизни людей, их взаимодействия с социальным окружением и государством и отражает степень социальной свободы человека» [1, с. 7].
Индекс развития человеческого потенциала определяется по совокупности четырех показателей: средняя продолжительность жизни, состояние здоровья населения, грамотность населения, уровень образования.
В измерении индекса развития человеческого потенциала уровень образования населения страны является одним из важнейших показателей, напрямую связанным с человеческим капиталом (в последние годы стали рассматривать и такие индикаторы: индекс человеческого развития, индекс гендерного неравенства, индекс многомерной бедности).
Человек в современном мире рассматривается не как рабочая сила, функциональный элемент экономики, а как главный источник национального богатства.
В конце 90-х годов прошлого века под эгидой Программы развития ООН было проведено исследование [2] по оценке национального богатства разных стран и регионов. В качестве базовых компонентов для оценки национального богатства использовались индикаторы: природные ресурсы, производственная инфраструктура, человеческий потенциал. Это исследование проводилось в 1997 году.
В таблице приведена структура богатства регионов мира (на душу населения).
Регионы мира |
Всего (тыс. долларов) |
Производственный потенциал |
Природный потенциал |
Человеческий потенциал |
Северная Америка |
326 |
62 (19 %) |
16 (5 %) |
249 (76 %) |
Западная Европа |
237 |
55 (23 %) |
6 (2 %) |
177 (74 %) |
Ближний Восток |
150 |
27 (18 %) |
58 (39 %) |
65 (43 %) |
Южная Америка |
95 |
16 (9 %) |
9 (9 %) |
70 (74 %) |
Восточная Азия |
77 |
7 (15 %) |
4 (8 %) |
36 (77 %) |
Россия |
2500 |
7 (10 %) |
83 (88 %) |
5 (7 %) |
Мир в целом |
100 % |
16 % |
20 % |
64 % |
Человеческий потенциал складывается и воплощается в таких физических и духовных качествах людей, значительная часть которых зависит от генофонда страны, условий социализации новых поколений и особенностей национальной культуры.
Фактором, создающим угрозу человеческому потенциалу, среди других ведущее место занимает состояние культурного и образовательного пространства развития молодых поколений.
Из таблицы видно, что Россия среди других регионов мира занимала последнее место по доле человеческого капитала в структуре национального богатства.
Сегодня 64 % всего богатства, которым располагает мировое сообщество, приходится на долю человеческого капитала.
До начала 2000 года Россия не переломила ситуацию и находилась в группе стран с пониженным индексом развития человеческого потенциала.
Только в середине 2000-х годов Россия вошла в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, ее индекс в 2011 году составил значение 0,755. Число регионов с индексом, соответствующим показателю развитых стран, резко увеличилось – с 4 в 2004 году до 12 в 2006 году, при этом Москва преодолела планку 0,900, опередив страны Центрально-Восточной Европы. На втором месте после Москвы сегодня – Тюменская область.
Лидерские позиции в развитии человеческого потенциала в Федеральном центре и в регионах, связанных с наибольшими энергетическими запасами.
Одним из показателей повышения индекса развития человеческого потенциала является финансовые вложения государства в развитие науки.
В целом, по данным Всемирного Банка, расходы США на науку составляют в настоящее время 2,8 % ВВП страны (он составляет 15 триллионов долларов), в то время как расходы России – только 1,3 % ВВП страны (он составляет 2,6 триллиона долларов).
Статистические данные говорят о том, что государственное финансирование в США на науку составило в 2003 году 40,1 миллиардов долларов (это почти вдвое больше, чем в 1993 году), а в 2009 году – уже 55 миллиардов долларов.
Планируется в России к 2020 году расходы на науку довести до 3 % ВВП страны (заметим, что ВВП России сегодня почти в 6 раз меньше ВВП США).
Конечно, инвестировать следует, прежде всего, в подготовку специалистов в ключевых областях науки и технологии. Но практика давно показывает, что первостепенное значение имеют вложения денежных средств в образование.
М.А. Чошанов отмечает: «Качественное образование, отвечающее мировым стандартам, – вопрос национальной безопасности страны» [3, с. 5].
М.А. Чошанов, сравнивая систему образования и науки США и России, отмечает: «недостаточное, а скорее – остаточное, инвестирование в человеческий капитал – первая системная ошибка, которая будет негативно сказываться на состоянии российской науки и образования еще долгие года» [3, с. 7].
Для современной России, актуализация развития и использования человеческого потенциала является приоритетной, она столь же необходима, как и обновление технологий, инфраструктуры производства.
Заметим, что единичные финансовые инъекции (в виде мегагрантов и пр.) – лишь частичное решение проблемы развития человеческого потенциала. Нужна продуманная, целенаправленная политика государства. Можно надеяться, что тогда будет решена проблема «утечки мозгов» за рубеж, но и будут созданы условия для их притока в Россию.