Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2367 KB

На систему образования влияют те тенденции, которые имеют место в мировом развитии. К этим тенденциям можно отнести: ускорение темпов развития общества; переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества; демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора; динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости; рост значения человеческого капитала.

Качество человеческого потенциала включает физическое, духовно-нравственное и социально-профессиональное развитие людей.

«Качество человеческого потенциала, – отмечает В.В. Гаврилюк, – выступает как интегральная характеристика жизни людей, их взаимодействия с социальным окружением и государством и отражает степень социальной свободы человека» [1, с. 7].

Индекс развития человеческого потенциала определяется по совокупности четырех показателей: средняя продолжительность жизни, состояние здоровья населения, грамотность населения, уровень образования.

В измерении индекса развития человеческого потенциала уровень образования населения страны является одним из важнейших показателей, напрямую связанным с человеческим капиталом (в последние годы стали рассматривать и такие индикаторы: индекс человеческого развития, индекс гендерного неравенства, индекс многомерной бедности).

Человек в современном мире рассматривается не как рабочая сила, функциональный элемент экономики, а как главный источник национального богатства.

В конце 90-х годов прошлого века под эгидой Программы развития ООН было проведено исследование [2] по оценке национального богатства разных стран и регионов. В качестве базовых компонентов для оценки национального богатства использовались индикаторы: природные ресурсы, производственная инфраструктура, человеческий потенциал. Это исследование проводилось в 1997 году.

В таблице приведена структура богатства регионов мира (на душу населения).

Регионы мира

Всего (тыс. долларов)

Производственный потенциал

Природный потенциал

Человеческий потенциал

Северная Америка

326

62 (19 %)

16 (5 %)

249 (76 %)

Западная Европа

237

55 (23 %)

6 (2 %)

177 (74 %)

Ближний Восток

150

27 (18 %)

58 (39 %)

65 (43 %)

Южная Америка

95

16 (9 %)

9 (9 %)

70 (74 %)

Восточная Азия

77

7 (15 %)

4 (8 %)

36 (77 %)

Россия

2500

7 (10 %)

83 (88 %)

5 (7 %)

Мир в целом

100 %

16 %

20 %

64 %

Человеческий потенциал складывается и воплощается в таких физических и духовных качествах людей, значительная часть которых зависит от генофонда страны, условий социализации новых поколений и особенностей национальной культуры.

Фактором, создающим угрозу человеческому потенциалу, среди других ведущее место занимает состояние культурного и образовательного пространства развития молодых поколений.

Из таблицы видно, что Россия среди других регионов мира занимала последнее место по доле человеческого капитала в структуре национального богатства.

Сегодня 64 % всего богатства, которым располагает мировое сообщество, приходится на долю человеческого капитала.

До начала 2000 года Россия не переломила ситуацию и находилась в группе стран с пониженным индексом развития человеческого потенциала.

Только в середине 2000-х годов Россия вошла в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, ее индекс в 2011 году составил значение 0,755. Число регионов с индексом, соответствующим показателю развитых стран, резко увеличилось – с 4 в 2004 году до 12 в 2006 году, при этом Москва преодолела планку 0,900, опередив страны Центрально-Восточной Европы. На втором месте после Москвы сегодня – Тюменская область.

Лидерские позиции в развитии человеческого потенциала в Федеральном центре и в регионах, связанных с наибольшими энергетическими запасами.

Одним из показателей повышения индекса развития человеческого потенциала является финансовые вложения государства в развитие науки.

В целом, по данным Всемирного Банка, расходы США на науку составляют в настоящее время 2,8  % ВВП страны (он составляет 15 триллионов долларов), в то время как расходы России – только 1,3 % ВВП страны (он составляет 2,6 триллиона долларов).

Статистические данные говорят о том, что государственное финансирование в США на науку составило в 2003 году 40,1 миллиардов долларов (это почти вдвое больше, чем в 1993 году), а в 2009 году – уже 55 миллиардов долларов.

Планируется в России к 2020 году расходы на науку довести до 3 % ВВП страны (заметим, что ВВП России сегодня почти в 6 раз меньше ВВП США).

Конечно, инвестировать следует, прежде всего, в подготовку специалистов в ключевых областях науки и технологии. Но практика давно показывает, что первостепенное значение имеют вложения денежных средств в образование.

М.А. Чошанов отмечает: «Качественное образование, отвечающее мировым стандартам, – вопрос национальной безопасности страны» [3, с. 5].

М.А. Чошанов, сравнивая систему образования и науки США и России, отмечает: «недостаточное, а скорее – остаточное, инвестирование в человеческий капитал – первая системная ошибка, которая будет негативно сказываться на состоянии российской науки и образования еще долгие года» [3, с. 7].

Для современной России, актуализация развития и использования человеческого потенциала является приоритетной, она столь же необходима, как и обновление технологий, инфраструктуры производства.

Заметим, что единичные финансовые инъекции (в виде мегагрантов и пр.) – лишь частичное решение проблемы развития человеческого потенциала. Нужна продуманная, целенаправленная политика государства. Можно надеяться, что тогда будет решена проблема «утечки мозгов» за рубеж, но и будут созданы условия для их притока в Россию.