Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности, и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста. Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.
Методико-технологический уровень концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выступает основой, позволяющей акцентировать внимание на выборе таких форм, методов и средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которые способствуют самоактуализации творческого потенциала ребёнка, направленного на признание его субъектного опыта как индивидуальной основы личностного развития. Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что способствует совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе новых педагогических технологий. Мы придерживаемся точки зрения И.С. Якиманской, предполагающей, что организация личностно ориентированного образования требует новых технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение опыта творчества; формирование механизмов самореализации и самоорганизации личности. Изучая педагогическую технологию, Г.К. Селевко [4, с. 102] представил её следующими аспектами: научным (педагогические технологии проектируют педагогическую деятельность и процессы); процессуально-описательным (описание алгоритмов процесса и разработка технологических карт); процессуально-действенным (осуществление технологического педагогического процесса и использование всех личностных, методологических, инструментальных педагогических средств).
Педагогическая технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выстраивается из алгоритмических компонентов: цель художественно-эстетической деятельности – интерес к творчеству – художественно-творческая деятельность – самоконтроль – коррекция – продукт творческой деятельности ребёнка. Практика работы показывает, что реализация технологии художественно-эстетического развития детей в творческом образовательном пространстве ДОУ обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогом: 1) проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве ДОУ; 2) осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и ребёнка; 3) синтез художественных средств разных видов искусств; 4) интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе; 5) проектирование и конструирование технологических карт художественно-творческого развития детей и т.д. Реализация технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанная на инновационной деятельности педагога, включающая представленные направления, позволит, на наш взгляд, максимально проявлять художественно-творческие возможности детей, которые формируются в продуктивных видах деятельности; будет способствовать развитию потребностей, интересов, творческих способностей каждого ребёнка.
В основу содержания художественного образования детей дошкольного возраста закладывается интеграция познавательной и художественной деятельности, реализуемая на основе приоритета содержания по отношению к методам и технологиям. Остановимся на основных методах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в образовательном пространстве ДОУ, основу которых составляют методы художественной педагогики: работа с отдельными произведениями искусства, которые представляются детям в « чистом » виде (портрет, натюрморт, пейзаж и т. п.); обобщающая беседа, в которой дети « собирают » отдельные специфические признаки произведения, постепенно знакомятся с языком и содержанием разных видов искусства; метод широких ассоциаций, позволяющий творчески интерпретировать содержание деятельности; метод сравнений как путь активизации мышления, направленный на привлечение ассоциаций, способствующих развитию способности к творческому мышлению; метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, выражающийся в форме творческих заданий с продолжением («домашние задания»); метод привлечения опыта (эмоционального, визуального, бытового, творческого) детей и педагога, актуализации и активизации его в деятельности. В.И. Волынкин [1, с. 99] отмечает, что данные методы выделяются среди других методов, так как позволяют ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать картину окружающего мира и самого себя.
Процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста основывается на методах воспитания и организации детской деятельности (В.И. Волынкин, М.М. Бахтин, В.А. Запорожец, Л.Е. Журова, Б.М. Неменский, И.П. Подласый, Ф.А. Сохин, Б.А. Столяров и др.). Метод беседы-сообщения, направленный на формирование у ребёнка интереса к знаниям, воспитание интереса к познавательной деятельности. Умело формулируя поисковые вопросы, взрослый побуждает ребёнка к размышлению и открытию истины. В ходе эвристической беседы дети дошкольного возраста приобретают знания путём собственных усилий и размышлений. Метод целенаправленного наблюдения обогащает представления ребёнка, способствующие более дифференцированному глубокому восприятию произведений искусства; обогащает опыт «насмотренности» (Б.А. Столяров) и созерцания, сенсорный опыт детей, их способность дифференцировать оттенки, используемые художником по их цветовой принадлежности. Метод сравнения активизирует внимание детей на узнаваемость художественных образов, эстетических предметов и явлений. Метод диалога: смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью диалога дети приобретают новые знания, без которых он становится беспредметным и бессодержательным. Диалог стимулирует познавательный интерес ребёнка и в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с искусством рассматривается нами на следующих уровнях: коммуникативный уровень (диалог как средство восприятия художественных образов детьми, переработки и передачи готового смысла художественных произведений и т.п.); дискуссивно-логический уровень (диалог как форма речевого общения, совмещающего в себе функции говорящего и слушающего, где каждое высказывание выступает в широком социально-культурном контексте); культурологический уровень (диалог как свойство культуры раскрывается в практике общения с художественными произведениями разных национальных культур). Метод демонстрации художественного произведения заключается в наглядно-чувственном ознакомлении ребёнка с художественными образами. Демонстрация художественных произведений начинается с художественного восприятия. Названный метод эффективен тогда, когда ребёнок сам изучает предмет, процесс или явление и устанавливает определённые зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются предметы и явления, а не чужие представления о них. Метод познавательной игры – это специально созданные педагогом игровые ситуации, моделирующие реальность, в которых ребёнок находит определённый выход собственными действиями. Введение в процесс познания игровых моментов позволяет ребёнку более глубоко понимать художественные образы и способствует развитию его творческих способностей. В игре активизируется творческое выражение впечатлений ребёнка. Метод интеграции реализуется в процессе практической деятельности создания ребёнком художественных образов, что, по мнению Т.С. Комаровой [2, с. 20], является стержнем всей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Согласно мнения И.А. Лыковой [3, с. 209], основными методами современного художественного образования дошкольников, выступает многообразие следующих методов, составляющих основу педагогической технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, в результате которой у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, саморазвития. Метод эстетического убеждения, когда форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура художественного образа должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания, соучастия. Метод сенсорного насыщения – без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественно-эстетической культуре. Метод эстетического выбора или «убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса ребёнка. Метод разнообразной художественной практики, предусматривающий специфическую детскую активность, в которой ребёнок обретает «господство» над художественными материалами, овладевает инструментами художественно-творческой деятельности и создаёт оригинальный эстетический продукт. Метод образного видения предусматривает эмоционально-образное исследование объекта или художественного образа, его рассматривание и выражение в словесной или графической формах. Метод придумывания как способ создания неизвестного ранее продукта в результате собственных умственных действий реализуется следующими приемами: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта,
б) поиск свойств созданного объекта в иной среде. Метод сотворчества (ребёнка с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками) как гармонизирующий ориентир, имеющий художественно-эстетический модус.
Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее. Выделенные опорные принципы могут выступать как педагогические ориентиры творчества педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Продуктивность и перспективность использования педагогической технологии видится по следующим основаниям:
• активной точкой образовательного процесса является личность ребёнка, а характер взаимодействия педагога и ребёнка через включение в разные виды творческой деятельности обеспечивают ему эффективность творческого развития и проектируют художественно-эстетическую личность;
• внимание педагога направляется на активный поиск инновационных форм и содержания художественно-творческой деятельности детей в присвоении художественного опыта;
• освоение комплекса средств и способов художественно-творческой деятельности в соответствии с закономерностями социально-культурного развития личности ребёнка, которое направлено на поэтапное изменение и переход ребёнка на более высокий уровень их освоения;
• направленное и непрерывное приобщение детей дошкольного возраста к художественной культуре позволит формировать эстетический опыт, что станет основой становления в сознании ребёнка целостной картины мира и его готовности к самореализации, саморазвитию и творчеству.