Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2373 KB

В рамках практики бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), доминирующий объем бюджетных средств в муниципальных образованиях (МО) расходуется сегодня в рамках программно-целевого подхода. В этой связи безусловно актуальны проблемы:

1) оценки соответствия комплекса реализуемых целевых программ (ЦП) тактическим и стратегическим целям территориального развития МО;

2) анализа качества реализации самого процесса целевого программирования – как с точки зрения обеспеченности его ресурсами различных видов (нормативно-правовыми, методическими, финансовыми, кадровыми и т.д.), так и с точки зрения оценки соответствия его результатов заданным целевым показателям.

Ниже предлагаются подходы по формированию методики оценки соответствия комплекса ЦП, реализуемых на территории, стратегическим целям территориального развития. В рамках методики предлагается выделить 5 этапов рассмотрим их.

На первом этапе реализации методики предполагается анализ реализуемого на территории комплекса ЦП федерального, регионального, муниципального уровней. Интерес представляет создание самой информационной базы о существующих ЦП, поскольку аккумулированной информации о реализуемых на всех уровнях управления целевых программах в муниципальных образованиях как правило не существует. В данном случае необходимы классификация ЦП по отраслевому признаку, уровню управления, объему финансирования, отнесение программ к ориентированным на развитие 1) преимущественно социальной среды; 2) инфраструктуры; 3) преимущественно экономической сферы. Последний тип разделения позволит представить первичный анализ сбалансированности комплекса целевых программ.

На втором этапе реализации методики предполагается разработка карт целей и карт результативности ЦП, а также карт острейших проблем и стратегических целей МО. На картах должны быть представлены, в частности, системы показателей, соответствующие целям и проблемам развития территории, целям и результативности ЦП.

Разработка карт целей ЦП предполагает разнесение целей совокупности ЦП по категориям, декомпозицию целей. Карты результативности ЦП содержат системы отраслевых показателей, сформированных по принципу отражения результатов реализации комплекса ЦП (они не обязательно совпадают с целевыми показателями, отраженными в самих ЦП).

Карты проблем и стратегических целей МО должны содержать структурированные системы отраслевых показателей, оптимизированных по принципам полноты «покрытия полей» проблем и стратегических целей, недублируемости, возможности управляемости уровнями показателей на уровне МО, выделения доминирующих показателей.

На третьем этапе необходимо провести наложение карт результативности ЦП на карты проблем и стратегических целей, сформировать выводы о качестве «покрытия» целевыми программами целей территориального развития.

На четвертом этапе реализации методики предполагается обобщение информации, разработанной в рамках предшествующих этапов, а также эмпирической информации о реализации ЦП в других муниципальных образованиях аналогичного типа. Этот же этап должен предполагать возможности наложений карт показателей с целью выявления сфер, не охваченных целевым программированием.

На пятом шаге методики формируется система риск-факторов реализации ЦП, последние многообразны, имеют различный вес, вследствие чего необходимо их ранжирование. Исходя из анализа отклонений ряда целевых программ от заданных показателей (вероятнее всего, целесообразным окажется отраслевое разделение программ), а также на основе использования инструментов эконометрики для выводов о взаимосвязи между значимыми риск-факторами и результативностью программ, делаются выводы об особенностях реализации тех или иных риск-факторов.

Методика анализа соответствия комплекса территориальных целевых программ целям стратегического развития муниципального образования предполагает, тем самым:

• формирование выводов о качестве реализации ЦП в муниципальном образовании с точки зрения соответствия тактическим и стратегическим целям развития муниципального образования;

• формирование рекомендаций о детализации направлений, в которых необходима реализация ЦП;

• разработку рекомендаций по выявлению и снижению риск-факторов реализации комплекса ЦП.