Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2
2480 KB

Информационные системы стали оказывать существенное влияние на прибыльность компании, их конкурентоспособность и привлекательность для клиентов. Тем не менее, научно-обоснованная концепция и методы оценки экономической эффективности электронного бизнеса в специальной литературе не разработаны.

В современных условиях классификация затрат и ресурсов в мировой практике рассматривает следующие ее виды: затраты живого труда, материальные затраты, производственные фонды, капитальные вложения, инвестиции, природные ресурсы, информационные ресурсы (знания, результаты научных исследований, изобретения и рационализаторские предложения), время, как экономическая категория. Среди перечисленных ресурсов немаловажную роль занимает время. Как отмечал К. Маркс, «Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Стало быть, экономия времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства» [1].

Поэтому, именно в условиях глобализации и развития информационно-коммуникационных технологии закон экономии времени еще раз доказывает правоту высказывания К. Маркса.

В целом факторы повышения экономической эффективности производства, как структурного подразделения бизнеса, состоит из следующих мероприятий: развитие производства, повышение технического уровня производства, улучшение организации производственного и трудового процессов, изменение структуры производства.

Когда мы рассматриваем экономическую эффективность электронного бизнеса, потребность на первостепенную разработку технологии изготовления электронной среды составляют крупную часть затрат. Однако, капитальные вложения в их дальнейшее производство постепенно снижаются. Поэтому в электронной среде производство цифрового продукта требует высоких первоначальных затрат и низкие предельные издержки или воспроизводства нарастающей предельной доходности [2].

А в традиционном бизнесе выполняется действие закона убывающей доходности, которая позволяет объяснить многие процессы в экономической науке. С ростом объема выпускаемой продукции уменьшается доходность традиционного бизнеса, а также увеличиваются его затраты.

В электронном бизнесе в отличие от традиционного бизнеса, имеет место возрастающая предельная доходность, вместо убывающей предельной доходности. Для электронного бизнеса первоначально необходимо высокие затраты:

ekonom1.wmf, (1)

где ekonom2.wmf – первоначальная предельная доходность; ekonom3.wmf – первоначальная предельные затраты, а динамика доходов растет быстрее, чем затраты, т.е. имеет место:

ekonom4.wmf. (2)

где ekonom5.wmf – предельная доходность; ekonom6.wmf – предельные затраты.

Положительная обратная связь между предельным доходом и предельными затратами порождается на основе следующих четырех причин:

1. Прямой сетевой эффект. На основе сетевого эффекта скорость электронного бизнеса выражается по формуле Эйнштейна для молекулярной физики [3]:

E(бизнес-бизнес) = mc2  (3)

или экономическом смысле:

В2В=управление ·(изменение·смелость). (4)

В выражениях (3) и (4) m – управление корпоративным бизнесом (на микроуровне) или политические и общественное руководство (на макроуровне); c2 – изменение умноженная на смелость. Здесь изменение означает чутье управляющей команды на инновации для бизнеса. Смелость – это трансформация компании для проведения В2В или В2С бизнеса.

Рассмотренная высокая скорость по выражениям (3) или (4) в основном свойственна для модели электронного бизнеса по типам В2В или В2С.

Таким образом, сетевой эффект считается основной причиной роста дохода в электронном бизнесе.

2. Рост участников системы. В зависимости от роста участников системы, подтверждается полезность системы электронного бизнеса. Рост участников будет значительным по закону Меткафа [4]: стоимость сети возрастает в n2 раз с ростом n – числа участников сети.

3. Снижением постоянных затрат получаем непрерывное повышение прибыли. В процессе электронного бизнеса в результате продажи максимального объема цифровых товаров и телекоммуникационных услуг производитель или продавец может компенсировать первоначальные расходы на производство этих товаров или услуг.

4. Эффект обратной связи. Компания с целью повышения добавленной стоимости тем больше будет увеличивать объем продукции. В результате, будут больше снижаться реальные издержки в расчете на ее единицу.

Таким образом, функционирование электронного бизнеса, как и традиционного бизнеса, работает по традиционным экономическим законам, и обладает некоторыми особенностями, которые улучшает возможности современного бизнеса:

– высокая эффективность – интерактивное общение с покупателем, круглосуточные каналы реализации, возможность мгновенно реагировать на спрос, высокая скорость протекания бизнес-процессов;

– экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживании. Основные расходы включают стоимость программного обеспечения (как торговое оборудования и расходы на персонал), стоимость продвижения в Интернете или другой информационно-коммуникационной сети (аналогично, как рекламные мероприятий) и аренду дискового пространства (в традиционном как аренды торговых площадей);

– оперативный выход на рыночную среду – очень быстрое открытие электронного магазина, отсутствие согласований и затрат на различные инстанции (пожарная инспекция, СЭС, коммунальные службы и др.);

– широкие возможности для эксперимента. Благодаря низким финансовым рискам можно проводить нетрадиционные маркетинговые мероприятия;

– качество рыночной среды. Электронные клиенты, пользующиеся Интернетом, более платежеспособны;

– персонализация взаимодействия с покупателем благодаря широким техническим возможностям индивидуальных настроек, интерактивности и мгновенной обратной связи;

– глобализация – расширение зон потенциальных потребителей, независимо от расстоянии и налоговой системы государства;

– расширение ассортимента предлагаемой продукции или услуг вне зависимости от наличия оборотных средств и складских запасов;

– полная информация о каждом продукте или услуге, подробно описывающая его технические, маркетинговые и логистические характеристики.

Тем не менее, несмотря на непрерывно растущий интерес к Интернету как каналу сбыта, в сфере электронной коммерции и сегодня существуют определенные недостатки, препятствующие полной реализации ее потенциала, некоторыми из которых являются:

– динамическое развитие или точнее, непрерывные изменения программных средств необходимые для обеспечения функционирования электронного бизнеса;

– отсутствие живого общения клиента с продавцом-консультантом, который рассказал бы о подробностях выбранного продукции и убедил бы его в необходимости покупки;

– отсутствие контакта с реальным товаром. Покупатель не может подержать товар в руках, рассмотреть его более внимательно.

В современных условиях разрабатываются методы, которые способствуют максимально снизить влияние вышеназванных недостатков на эффективность электронного бизнеса. Например, для этого разрабатываются интеллектуальные сервисы для поддержки продаж, которые обеспечиваются современными ЕRР-системами и средствами электронного взаимодействия компании через Интернет.

Еще одним из отличительных черт, электронного бизнеса от традиционного, это отсутствие риска перепроизводства или недопроизводства как в традиционном бизнесе. К тому же эти риски повышают стоимость товара.

Эффективное решение проблемы планирования и загрузки производственных мощностей также являются одним из важных моментов. Это возможно только в том случае, если потребитель будет приобретать товар по заказу, еще до его производства. В данный момент покупатель будет приобретать виртуальный товар. В процессе традиционного бизнеса продажа такого несуществующего товара представляется невозможным. Однако, благодаря преимуществам информационно-коммуникационной сети и при применении виртуального аналога товара построение цепочки поставок электронного типа от потребителя к производителю становится реальным.

Бизнес-процесс помимо традиционных операций включает в себя создание новых информационных технологий и программных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронная коммерция, электронные рынки, электронные биржи, электронные платежные системы, телеработу, дистанционное обучение и др. Новые формы бизнеса развиваются в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности. К одним из критериев в эффективности относится качественное программное обеспечение бизнеса. По данным полученными аналитиками CIMdata на основе исследования результатов интеграции PLM (технология управления жизненным циклом изделий) и ERP, эмпирические оценки достоинств интеграции системы автоматизированного принятия решения и системы ERP позволяют:

– на 75 % сократить сроки, издержки и число ошибок, связанные с ручным переносом информации из одной системы в другую;

– на 75 % уменьшить издержки из-за ошибок в спецификациях, создаваемых теперь один раз, а затем управляемых согласованно в PLM и ERP;

– на 15 % снизить стоимость товарно-материальных запасов, так как инженеры и конструкторы, зная, какие детали есть на складе, включают их в новые версии продуктов и тем самым повышают степень многократного использования компонентов;

– на 8 % сократить остатки материалов, которые невозможно использовать в производстве из-за того, что они либо давно находятся на складе, либо были заказаны до того, как отдел снабжения узнал об изменении выпускаемой продукции [5].

По оценкам многих исследователей реальная эффективность Интернет-проекта зависит в первую очередь не от числа возможных посетителей сайта, а от возможных доходов от интернет-проекта (можно сказать, что это прописная истина), таких как:

– прямые продажи (например, через Интернет-магазин, через личный мини-сайт);

– косвенные продажи (привлечение клиентов через сайт фирмы в ее магазин и т. д.);

– продвижение товара (реклама товара, торговой марки, персоны и т. п.);

– PR компании (укрепления и популяризация имиджа, реклама и т. д.);

– добавление новых услуг (например, информация о наличии товара в традиционном магазине, резервирование товара через интернет, информация о состоянии заказа);

– организация технической поддержки и послепродажного обслуживания;

– улучшение бизнес-процессов (снижение издержек, оптимизация цепочки поставок, оптимизация работы с поставщиками и т. п.);

– предоставление новых продуктов (например, информационных).

Теоретически все эти составляющие вполне поддаются пересчету в денежный эквивалент. Однако оценить эти доходы достаточно сложно, в особенности на предпроектной и проектной стадии, в первую очередь из-за того, что исходная информация по важнейшим параметрам Интернет-проекта, как правило, не является точно заданной, а характеризуется неустранимой неопределенностью. Кроме того, большая часть исходной информации носит экспертный
характер.

Однако подсчитано, что используя Интернет-технологии, компании традиционного бизнеса могут сократить издержки на 5–10 %, что означает увеличение прибыли на 50–100 %. Например, американская промышленность ежегодно экономит на снижении операционных издержек более 300 млн. долл. [6] или переход на систему электронной торговли позволяет снизить расходы на организацию закупок на 50 %, а цену продукции и услуг –
на 5-30 %.

Таким образом, торговля в условиях электронного бизнеса позволяют клиентам значительно экономить время на: покупку продукции, доступность компании в любое время суток, оперативный поиск товаров и их индивидуальное обслуживание. Со стороны компании, они могут выйти в любое время на глобальный рынок поставщиков и заказчиков, иметь обратную связь с потребителями, улучшить условии маркетинга и т.д.