Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Ust-Kamenogorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics
2379 KB

В условиях усиления конкуренции на рынке услуг индустрии гостеприимства возрастают требования к оперативности и качеству принимаемых решений. Частью системы принятия решений крупных и средних гостиничных предприятий являются корпоративные информационные системы, использующие технологии бизнес-анализа.

Бизнес-аналитика или Business Intelligence (BI) – это совокупность технологий, программного обеспечения и практик, направленных на достижение целей бизнеса путём наилучшего использования имеющихся данных. Несмотря на различия в терминах и определениях, приводимых исследователями (www.gartner.com, citforum.ru, www.tadviser.com), есть общее понимание того, что BI включает:

– процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе для поддержки принятия улучшенных и неформальных решений;

– информационные технологии (методы и средства) сбора данных, консолидации информации и обеспечения доступа бизнес-пользователей к знаниям;

– знания о бизнесе, добытые в результате углубленного анализа детальных данных и консолидированной информации.

К особенностям информационных систем бизнес-анализа относятся:

– единая информационная инфраструктура (общие метаданные, единая объектная модель, модель управления и администрирования, общий движок исполнения запросов).

– средства управления метаданными (для поиска, получения, хранения, повторного использования и публикации объектов метаданных);

– инструменты разработки приложений, которые могут интегрироваться между собой и выстраиваться в сквозные бизнес-процессы, с поддержкой веб-сервисов;

– поддержка коллективной работы и обсуждения результатов;

– развитые средства создания отчетов;

– специальный вид отчетов – контрольные информационные панели для отслеживания состояния ключевых показателей процессов в реальном времени;

– выполнение пользовательских запросов;

– интеграция с электронными таблицами (в основном, с Microsoft Excel);

– индексирование данных из различных источников и возможности поиска;

– поддержка мобильных устройств;

– поддержка многомерных данных (OLAP-кубов);

– what-if анализ (анализ «что, если...»);

– интерактивная визуализация данных и результатов;

– средства классификации данных методами data mining;

– карты показателей для контроля хода выполнения стратегических планов и достижения ключевых показателей эффективности;

– средства моделирования и оптимизации.

К лидерами рынка средств бизнес-анализа можно отнести такие компании, как IBM (программные продукты компании Cognos, а также программные продукты компании SPSS), Oracle, Microsoft, SAS, Qlik Technologies (QlikView). В отраслевом разрезе технологии бизнес-анализа используются весьма неравномерно: ведущие позиции занимают такие отрасли, как банковское дело, страхование, розничная торговля, телекоммуникации и мобильная связь.

В индустрии гостеприимства, туризма и ресторанного бизнеса, несмотря на востребованность, программные продукты и информационные системы бизнес-анализа, особенно на российском рынке, используются недостаточно. Использование технологии бизнес-анализа в индустрии гостеприимства и туризма позволяет проводить классификацию и кластеризацию клиентов по многим признакам, анализировать предпочтения клиентов, выявлять и исследовать шаблоны поведения клиентов, прогнозировать изменения поведения клиентов во времени, анализировать уровень лояльности клиентов, предлагать пакеты услуг в соответствии с уровнем лояльности, снижать риски потерь из-за мошенничества, прогнозировать результаты вывода на рынок новых продуктов, формировать гибкую политику управления доходами. Таким образом, внедрение технологий бизнес-анализа является одним из важных современных направлений совершенствования деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

Изучение студентами современных технологий бизнес-анализа на примере задач, решаемых на предприятиях индустрии гостеприимства, способствует повышению качества подготовки студентов, предоставляет студентам более широкие возможности для написания курсовых и дипломных работ в области индустрии гостеприимства, туризма, электронной коммерции и управления продажами, повышает их ценность для работодателей и способствует более быстрому трудоустройству.