Существует множество определений понятию «конкурентоспособность». В самом общем виде конкурентоспособность можно определить как способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Различают конкурентоспособность товара, товарной марки, организации, региона, страны и.т.п.
Конкурентоспособность страны можно определить как способность государства в условиях свободной добросовестной конкуренции производить и реализовать товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и повышающие благосостояние народа данной страны и отдельных ее граждан.
Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией Всемирным экономическим форумом (Женева) в 1986г. Национальная конкурентоспособность до 2006г. оценивалась индексом роста конкурентоспособности, который в настоящее время сменился индексом глобальной конкурентоспособности [1].
Основными целями исследования анализ конкурентоспособности экономики Казахстана за последние два года с помощью Индекса глобальной конкурентоспособности, анализ наиболее сильных и слабых сторон развития экономики республики.
Материалы исследования. Значительный вклад в разработку теории и методологию оценки конкурентоспособности внесли казахстанские и зарубежные ученые-экономисты М. Портер, Е.И. Мазилкина, Р.А. Фатхудинов, С. Фокин, Н.М. Маркова, Абрамов В.Л. и другие.
Основные результаты исследования. В теории конкурентоспособности, предложенной Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), предусмотрено выделение трех стадий экономического развития национальных экономик.
1 стадия. Факторная стадия, распространяющаяся на страны с самым низким уровнем развития, для которых мобилизация основных производственных факторов (земля, сырьевые ресурсы и неквалифицированный труд) является основным условием макроэкономического роста. На этой стадии основной работой правительства является обеспечение общей политической и макроэкономической стабильности и достаточно свободных рынков, чтобы позволить эффективную утилизацию сырьевых товаров и неквалифицированного труда как отечественными фирмами, так и через привлечение иностранных инвестиций. Для этой категории стран цена является главным активом в глобальной конкуренции, а к возможностям продвижения их во вторую группу стран относятся ассимиляция технологий через импорт, прямые иностранные инвестиции и имитация.
2 стадия. Инвестиционная стадия касается стран, имеющих статус средней доходности, где рост зависит от инвестиций, а конкурентоспособность достигается через использование мировых технологий во внутреннем производстве. Прямые иностранные инвестиции, совместные предприятия и аутсорсинг позволяют интегрировать национальную экономику в мировую производственную систему. На этой стадии в целях повышения привлекательности правительству необходимо уделять все большее внимание физической инфраструктуре (порты, телекоммуникации, дороги) и правовой базе (таможня, налоги, законодательство о деятельности хозяйствующих субъектов), чтобы обеспечить более полную интеграцию экономики в глобальные рынки.
3 стадия. Инновационная стадия относится к странам с высоким уровнем экономического развития, которые совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей технологии. В этом случае, «существует критическая связь между конкурентоспособностью и высоким уровнем образования (особенно в сфере точных и естественных наук) и способностью быстро переходить к новым технологиям». Этот переход, однако, считается труднейшим, поскольку развитие, основанное на инновациях, требует непосредственного участия государства и поощрения высоких темпов инноваций через инвестиции, как частные, так и государственные, в научные исследования и разработки, высшее образование и совершенствование рынков капитала и правовой базы, поддерживающих открытие новых высокотехнологичных предприятий.
По мнению М. Портера, правительство играет роль катализатора и инициатора перехода к более высокому уровню конкурентоспособности. Власти должны поощрять компании к повышению эффективности, стимулировать возникновение на раннем этапе спроса на прогрессивные продукты, сосредоточивать усилия на создании специализированных факторов и стимулировании местной конкуренции через ограничение прямого сотрудничества и введение антимонопольных законодательных норм [2, с. 79]
7 сентября 2011 года опубликованы очередные результаты ежегодного отчета «Индекс глобальной конкурентоспособности 2011-2012» (далее – ГИК), подготовленные аналитической группой Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ), по итогам 2010 года. По результатам рейтинга, Казахстан занял 72 место. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что несмотря на отсутствие изменения позиции Казахстана в рейтинге, отмечается улучшение его среднего балла в общем рейтинге с 4,1 в предыдущем году до 4,2 в 2011 году [3].
ИГК складывался из 3-х факторов (основные требования, факторы эффективности и инновационные факторы), каждый из которых состоит из ряда субфакторов, складывающихся из множества исследуемых показателей. Казахстан находился на переходной стадии между 1 и 2 этапом.
В 2011 году рейтинг вновь возглавила Швейцария. Далее идут Сингапур и Швеция – второе и третье места, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжали доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимали Финляндия, Германия, Нидерланды, Дания и Великобритания. Япония, которая занимала девятое место, оставалась второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на снижение на три позиции по сравнению с прошлым годом. Соединенные Штаты опустились на одну позицию и заняли пятое место в рейтинге.
Что касается крупных развивающихся экономик, то в анализируемом году продолжал лидировать Китай, который поднялся на одну позицию и достиг 26 места.
Среди стран бывшего СССР Казахстан занимал пятую строчку, уступив Эстонии (33 место), Литве (44), Азербайджану (55), Латвии (64) и России (66). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (82), Грузия (88), Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126). Беларусь и Узбекистан в рейтинге ВЭФ отсутствовали.
В Казахстане в 2011 году наблюдается улучшение на 7 позиций по фактору основных требований и снижение рейтинга по 2 факторам – инновации и факторы эффективности на 12 и 5 позиций соответственно.
При этом, на улучшение факторов основных требований напрямую повлияло повышение позиций на 7 пунктов (18 место) по субфактору «Макроэкономическая стабильность».
В целом, анализ сильных и слабых сторон по субфакторам и показателям конкурентоспособности ВЭФ показывает, что конкурентными преимуществами Казахстана выступают показатели макроэкономической стабильности. В частности, сильные позиции Казахстан занимает по показателям «Государственный профицит/дефицит» (16 место), Уровень национальных сбережений» (12) и «Государственный долг» [12].
Вместе с тем, инфляционные процессы остаются слабым «звеном» среди составляющих макроэкономической конкурентоспособности Казахстана. По данному показателю Казахстан занимает низкие позиции на протяжении ряда лет (119 место по итогам 2008 года, 110-е по итогам 2009 года, 117-е по итогам 2010 года).
Отставание Казахстана отмечается по субфакторам «Условия для развития финансовых рынков» (↓4 пункта, 121 место), «Условия для развития бизнеса» (↓7 пунктов, 109 место), «Инновации» (↓15 пунктов, 116 место), что требует концентрации внимания государственных органов на принятии активных мер по данным факторам.
Незначительное ухудшение позиций Казахстана наблюдается по следующим субфакторам: «Институты» (↓3 пункта, 94 место), «Инфраструктура» (↓1 пункт, 82 место), «Эффективность рынка товаров» (↓1 пункт, 87 место), «Уровень технологического развития» (↓5 пунктов, 87 место).
При этом, принципиальных изменений в разрезе показателей по данным субфакторам не наблюдается, за исключением субфактора «Эффективность рынка товаров».
Так, в рамках данного субфактора обозначились положительные результаты работы в сфере налогообложения, в частности улучшаются позиции по показателям «Степень и эффективность налогообложения (↑33, 41 место), «Налоговые ставки» (↑23, 31 место) и «Количество процедур, требуемых для начала бизнеса» (↑23, 34 место).
Вместе с тем, по показателю «Торговые пошлины» наблюдается резкое ухудшение позиций (↓52 позиции, 102 место), что в свою очередь объясняется вступлением Казахстана в Таможенный Союз и приведением ставок ввозных таможенных пошлин в соответствие с Единым таможенным тарифом Таможенного Союза.
По таким субфакторам, как «Здравоохранение и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка труда» и «Объем рынка» позиции Казахстана остались неизменными, 85, 65, 21 и 55 места соответственно.
В целом, по результатам ИГК 2011-2012 очевидно, что по показателям, которые основываются на статистических данных (30 %), позиции Казахстана наиболее конкурентоспособны и имеют тенденцию улучшения. Это означает, что работа, проводимая государственными органами, в целом является достаточно результативной.
При этом, по показателям, которые основываются на опросных данных (70 %), позиции Казахстана остаются неизменными либо имеют обратную динамику.
5 сентября 2012 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал Глобальный отчет конкурентоспособности 2012-2013.
В этом году рейтинг вновь возглавила Швейцария. Далее идут Сингапур, Финляндия и Швеция. Нидерланды продемонстрировали «рывок» с седьмого места на пятое, а США потеряли две позиции, снизившись до седьмого места [4].
По результатам рейтинга, Казахстан занял 51 место со средним баллом 4,4, улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом на 21 позицию (в рейтинге 2011-2012 – 72 место). При этом Казахстан переместился в группу стран с более высоким уровнем развития, в которых большую роль в развитии играют факторы эффективности и инновационного развития.
В ИГК 2012-2013 Казахстан расположился на переходной от 2 стадии (стадия эффективного развития) к 3 стадии (стадия инновационного развития). Конкурентными преимуществами Казахстана, по оценке экспертов ВЭФ, остаются макроэкономическая среда (16 место против 18 в 2011 году) и эффективность рынка труда (19, 2011 – 21).
Наиболее слабые позиции Казахстан демонстрирует по таким факторам, как здравоохранение и среднее образование (92, 2011 – 85), конкурентоспособность компаний (99, 2011 – 109), инновации (103, 2011 – 116) и развитие финансового рынка (115, 2011 – 121). По остальным шести факторам, согласно оценке ВЭФ, конкурентоспособность Казахстана находится на среднем уровне: институты 66 место (2011 – 94), размер рынка – 55 (2011 – 55), высшее образование и профессиональная подготовка – 58 (2011 – 65), инфраструктура – 67 (2011 – 82), эффективность рынка товаров – 71 (2011 – 87) и технологическая готовность – 55 (2011 – 87).
Основными показателями, негативно влияющими на общий рейтинг конкурентоспособности Казахстана и на которые следует обратить внимание, являются:
• институциональные и инфраструктурные – качество дорог (117), качество инфраструктуры портов (115), надежность службы полиции (96), качество инфраструктуры воздушного транспорта (95), судебная независимость (94), защита прав интеллектуальной собственности (92), фаворитизм в решениях государственных служащих (91);
• финансово-экономические – степень потребительской ориентации (125), природа конкурентоспособного преимущества (124), доступность венчурного капитала (120), количество местных поставщиков (120), степень доминантности рынка (113), длина цепочки добавленной стоимости (111), инфляция (110), финансирование через рынок ценных бумаг (110), кластерное развитие (110), условия для развития финансовых институтов (109), сложность при получении ссуды (105), сложность продаж (104), уровень средневзвешенного тарифа (102), распространенность иностранной собственности (102), влияние правил, регулирующих ПИИ на бизнес (100), ограничение движения капитала (100);
• инновационно-технологические – качество научно-исследовательских институтов (108), доступность ученых и инженеров (104), расходы компании на развитие и исследовательскую деятельность (94), условия для инновационного развития (92), использование технологий на уровне компании (91), сотрудничество между ВУЗами и промышленностью, в исследовательской деятельности (90), доступность последних технологий (90);
• социально-экономические издержки туберкулеза (112), снижение уровня заболеваемости туберкулезом (107), продолжительность жизни (104), качество менеджмента школ (103), количество школьников, принятых в начальные учебные заведения (102), качество образовательной системы (101), детская смертность (98).
В 2013-2014 году Казахстан поднялся на одну позицию во всемирном рейтинге конкурентоспособности, расположившись на 50-м месте. В текущем году страна обладает преимуществами в гибком и эффективном рынке труда (15-е место) и стабильной макроэкономической среде (23-е), в то время как многие страны пытаются выживать в этих сферах.
Основными проблемами Казахстана являются минздрав и система начального образования (97-е место), отсутствие опыта в бизнес-среде (94-е) и его низкие инновации (84-е). При этом самыми проблематичными факторами при ведении бизнеса эксперты ВЭФ обозначили коррупцию, низкий уровень образования рабочей силы, бюрократию, доступность финансирования и налоговое администрирование.
Краткий аналитический обзор конкурентоспособности экономики Казахстана
Показатели |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
Рейтинг в индексе глобальной конкурентоспособности |
72 |
51 |
50 |
Средний балл в общем рейтинге |
4,2 |
4,4 |
4,41 |
«Тройка» лидеров |
Швейцария, Сингапур и Швеция |
Швейцария, Сингапур и Финляндия |
Швейцария, Сингапур, Финляндия |
Стадия развития экономики |
Между стадией факторного развития и стадией эффективного развития |
Между стадией эффективного развития и стадией инновационного развития |
Между стадией эффективного развития и стадией инновационного развития |
Наиболее сильный фактор конкурентоспособности |
макроэкономическая стабильность |
макроэкономическая среда, эффективность рынка труда |
гибкий и эффективный рынок труда, стабильная макроэкономическая среда |
Факторы отставания |
Условия для развития финансовых рынков, условия для развития бизнеса, инновации |
Здравоохранение, среднее образование, конкурентоспособность компаний, инновации, развитие финансового рынка |
здравохранение и система начального образования, отсутствие опыта в бизнес-среде и его низкие инновации |
Примечание. Составлено авторами |
Критерием распределения стран на уровни развития является показатель уровня ВВП на душу населения. Для стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, ВВП на душу населения не является единственным критерием для определения стадии развития.
В этой связи для Казахстана применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей структуре экспорта (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70 % и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).
Казахстан по индексу конкурентоспособности поднялся на качественно новую ступень – от стадии факторного развития до стадии инновационного развития. Улучшение позиций Казахстана произошло практически по всем факторам: «Институты», «Макроэкономика», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров», «Эффективность рынка труда», «Развитие финансового рынка», «Уровень технологической готовности», «Развитие бизнеса», «Инновации». По-прежнему сильны позиции Казахстана по фактору макроэкономической стабильности с низким уровнем государственного долга [4].
Этому способствовало множество факторов.
Прежде всего, это грамотная экономическая политика государства (принятие антикризисных мер, программы ГПФИИР, «Дорожная карта бизнеса-2020», «Карта индустриализации Казахстана», «Стратегический план развития до 2020 года»)
Ключевым механизмом реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее – Госпрограмма) является Карта индустриализации Казахстана. Карта позволяет государству совместно с бизнесом вырабатывать правильные инвестиционные решения и обеспечивать взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны [6]. В перечень проектов Карты включены все значимые для экономики Казахстана проекты, имеющие высокую степень проработки и соответствующие критериям Госпрограммы.
В настоящее время, с учетом очередной актуализации, Карта индустриализации включает 779 проектов стоимостью 11,1 трлн. тенге, с созданием более 220 тыс. рабочих мест на период строительства и 181 тыс. рабочих мест на период эксплуатации. Всего за 2010 – 2012 годы в рамках Карты индустриализации введено 537 проектов на общую сумму 2,1 трлн. тенге, количество постоянных рабочих – более 57 тыс.
В 2013 году планируется ввести 136 проектов на сумму 1,1 трлн. тенге, с созданием 23 тыс. рабочих мест.
За 3 года, по данным Агентства по статистике, за счет введенных проектов Карты произведено продукции на сумму более 1,5 трлн. тенге, в том числе в 2012 году – 913 млрд. тенге. Кроме того, освоена ранее не производимая в Казахстане продукция – морские металлоконструкции, турбинные эстакады, композитные металлопластиковые трубы, энергосберегающие светодиодные светильники, таблетированные лекарственные препараты, комбикорм с добавлением минералов и прочее.
В целях успешной реализации проектов Карты, со стороны государства оказываются различные меры государственной поддержки.
Государственной поддержкой охвачены все проекты Карты, которым в том числе предоставлена поддержка в рамках программ «Дорожная карта бизнеса – 2020» и «Производительность – 2020», предоставлены преференций в рамках Закона об инвестициях, предоставлены гранты на приобретение инновационных технологий, визовая поддержка, возмещение экспортных затрат, выделение земельного участка, ускорение разрешительных процедур и др.
Как следствие принятия антикризисных мер явилось повышение макроэкономических показателей:
• ВВП на душу населения в Казахстане по итогам 2011 года, согласно данным ИГК ВЭФ составил 10 694 долл. США (в рейтинге предыдущего года 8 883 долл. США).
• среднее значение доли экспорта сырья в общей структуре экспорта с 2006 по 2010 гг. составило 68,46 %. По данным Центра Международной Торговли (International Trade Centre) объем экспорта минеральных ресурсов Казахстана составляет: за 2006 г. – 68,71 %; за 2007г. – 66,01 %; за 2008 г. – 68,72 %; за 2009 г. – 69,51 %; за 2010 г. – 69,36 % [4].
Факторами отставания, к сожалению, все еще остаются инновации.
В 2013-2014 году Казахстан поднялся
на 1 позицию опять-таки за счет макроэкономических показателей, а основным фактором отставания все еще являются инновации [9].
Заключение. В настоящее время является общепризнанным, что конкуренция – это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах [10]. Улучшение на 21 позицию в рейтинге конкурентоспособности в первую очередь связано с экономической политикой государства за последние годы, в частности, благодаря антикризисным мерам, а также программам ГПФИИР, «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Карта индустриализации Казахстана», «Стратегическим планом развития до 2020 года», что отразилось на повышении макроэкономических показателей (увеличение ВВП на душу населения, достижение рекордной отметки несырьевого экспорта в Казахстане в 2011 году, переход на более высокую стадию развития экономики страны). Думается, что стратегическое планирование явилось «коньком» успеха для Казахстана и это еще не предел развития экономики страны.