Первый этап реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ – разработка компетентностной модели выпускника. В качестве основного подхода к построению компетентностной модели выпускника (КМВ) в рамках настоящего исследования определим опору на два основных контекста основной образовательной программы (ООП) – контекст профессиональной деятельности выпускника и контекст наук, которые лежат в основании той или иной профессии. При этом важным условием является требование построения сбалансированной КМВ, которая отражает все необходимые требования к формированию успешного специалиста, как в узкопрофессиональном, так и в широком смысле, определяющем жизненный успех личности.
Требования к качеству обучения трех групп потребителей должны быть учтены в первую очередь при построении КМВ:
• Студенты и слушатели ООП.
• Работодатели.
• Социальные институты, в т.ч. государство.
Основным требованием студентов и слушателей ООП является конвертация результатов освоения ими ООП в удовлетворение собственных потребностей, личную и профессиональную самореализацию, жизненный успех. Достижение этой цели зависит как от формирования профессиональных, так и общекультурных (универсальных) компетенций.
Основным требованием работодателей является эффективное участие выпускника в осуществлении своих трудовых функций и должностных обязанностей. Помимо профессиональных компетенций такое эффективное участие часто обеспечивается развитием универсальных компетенций, таких как инициативность, ответственность, коммуникативные качества и т.п.
Основным требованием социальных институтов (государства, семьи, профессионального сообщества, местного сообщества) является соответствие деятельности выпускника ценностям, целям и нормам, установленным или неформально сложившимся в рамках функционирования данных институтов.
Таким образом, цель образования в рамках контекстного подхода может быть определена в трех видах категорий: 1) личной успешности; 2) профессиональной эффективности; 3) адекватного социального участия.
Разработка КМВ в рамках перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения представляет собой первую стадию разработки ООП по любому направлению и уровню подготовки.
КМВ – это формализованная цель освоения ООП. По сути КМВ представляет собой систему: 1) обоснованных показателей (компетенций), по которым мы судим о степени соответствия выпускника требованиям, предъявляемым ему рынком труда, сложившимся социальными условиями обеспечения личностного и профессионального успеха и существующими социальными институтами; 2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности; 3) перечня обоснованных (валидных, достаточно точных и надежных) измерительных инструментов (средств оценки), которые используются для измерения данной компетенции и выявления уровня ее сформированности.
Как формализованное описание цели образования КМВ занимает промежуточное место между требованиями потребителей результатов ООП и самой ООП. Необходимость создания КМВ обусловлена тем, что требования потребителей к результатам ООП, как правило, нигде четко и однозначно не отрефлексированы и не сформулированы.
Создав КМВ для той или иной ООП, мы точно и однозначно можем ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) какие способности выпускника мы будем развивать; 2) как (при помощи каких измерений и каким способом) мы поймем, что данные способности достигли того минимального уровня, при котором можно говорить о его личной, социальной и профессиональной готовности к осуществлению определенной профессиональной деятельности.
Результативность ООП – это ее способность обеспечить достижение нормативного компетентностного профиля (НКП). Измерителем результативности ООП является доля выпускников, обладающих установленным для данного направления и уровня подготовки НКП, от общего количества зачисленных для прохождения данной ООП студентов (слушателей). Таким образом, КМВ – это основной инструмент управления качеством ООП.
Методологическим ключом к построению банка заданий является связь между компетенциями и успешным решением задач профессиональной деятельности, социальным участием и личным ростом.
Способность решать те или иные задачи в свою очередь может быть инструментально измерена через способность выпускника (студента, слушателя) результативно выполнять учебные задания, моделирующие комплексное решение реальных задач, либо отдельные аспекты их решения.
Применяемые в университетах процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся имеют узкую направленность, связанную с конкретным учебным курсом, подчас носят достаточно формальный и субъективный характер, и поэтому не позволяют получить полную и объективную картину качества подготовки студентов. По мимо прочих проблем, это влечет за собой невозможность соизмеримой оценки уровня сформированности компетенций студентов разных вузов, а значит противостоит процессу межвузовской и межпрограммной мобильности студентов, индивидуализации образовательных программ.
Система оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках контекстно-компетентностного подхода и соответствующих механизмов и инструментов оценки должна стать звеном в формировании системы независимой оценки качества российского профессионального образования.
Объектом централизованной оценки должны стать ключевые компетенции, прописанные в компетентностной модели по данному направлению подготовки. Направление развития создаваемой системы должно быть связано с разработкой апробированных, стандартизированных и сертифицированных инструментов и средств оценки сформированных компетенций, создаваемых с активным привлечением профессионального сообщества и работодателей. Основа для разработки заданий ИГА – банк контрольных и учебных заданий, включенный в КМВ по каждому направлению подготовки.
Банк контрольных и учебных заданий (БКУЗ) – система ранжированных по уровню сложности и классифицированных на основании принадлежности к компетенциям в соответствии с компетентностной моделью выпускника (КМВ) заданий, требований к их выполнению и критериев оценки, которая в обязательном порядке составляется по каждому направлению подготовки и используется в качестве учебных и диагностических средств для определения и развития уровня сформированности компетенций студентов.
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированности компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю, его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:
– защита выпускной квалификационной работы (проекта);
– государственный экзамен.
Для того чтобы в рамках государственного экзамена определить уровень формирования компетенций различных кластеров, необходимо разделить его на два этапа:
1. тестирование, 2. решение профессиональной задачи/ кейса.
Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в КМВ. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.
Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.
Рекомендуется использовать следующие формы тестов:
Тесты с однозначным выбором ответа – на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.
Тест с многозначным ответом – в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.
Тесты на дополнение – в этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено студентами. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.
Тесты с закрытой формой задания – тесты, состоящие из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая – несколько возможных ответов, из которых один – правильный.
Тесты с открытой формой задания – тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.
Тесты, содержащие задания на соответствие – тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.
Тесты с заданиями на группировку информации – тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на установление последовательности – тесты, позволяющие определить понимание студентом последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.
Тесты с заданиями на исключение лишнего – тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.
Тесты перекрестного выбора – в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
Тесты идентификации – в данных тестах используются графические объекты или аналитические описания.
Тестирование рекомендуется проводить в электронной форме – он-лайн либо офф-лайн.
Решение профессиональной задачи /кейса используется для оценки уровня формирования ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если уровень их формирования в НКП определен как наивысший.
Профессиональные задачи/ кейсы, входящие в государственный экзамен, должны быть выбраны из БКУЗ посредством матрицы согласования, как задачи, в рамках которых проявляются ключевые профессиональные компетенции.
На направлениях, где есть такая необходимость (например, на творческих направлениях и профилях), профессиональное задание может быть выдано студенту и подготовлено заранее.
К программе ИГА должен быть приложен банк профессиональных задач/ кейсов, превышающих количество студентов – выпускников в 1,5 раза.
Выпускная квалификационная работа является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
Выпускная квалификационная работа бакалавра, осваивающего основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту как исследовательской работе.
Бакалаврская выпускная квалификационная работа в форме проекта – это обязательство создать ценность (получить выгоду, преимущества, полезные изменения) на основе достижения целей проекта к определенному сроку, в рамках согласованных ресурсов и условий эксплуатации.
Выпускной квалификационный проект может выполняться как индивидуально, так и в форме групповой работы. Группой проект может быть осуществлен в том случае, когда работа носит комплексный, сложный характер, требует участия нескольких человек. Факт группового выполнения проекта должен регистрировать на этапе инициации проекта и быть отражен в совместном решении кафедр (если проект носит междисциплинарный характер). В такой ситуации защита проекта осуществляется каждым из участником проекта, при этом каждый участник освещает свою часть и свой вклад в проектную деятельность. Защита может проходить при созыве общей междисциплинарной аттестационной комиссии, либо каждый участник защищает проект перед своей комиссией.