Изучение степени влияния экологических факторов малых концентраций на организм человека на протяжении всей жизни является актуальной проблемой [1, 4].
Многочисленными работами ученых установлено влияние на здоровье человека вредных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе [2, 10, 17 и др.].
Спектр возможных неблагоприятных эффектов воздействия атмосферных загрязнений на человека весьма разнообразен. Атмосферные загрязнения обладают раздражающим действием на слизистые оболочки глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, вызывать бронхоспазмы и расстройство сердечно-сосудистой деятельности. Длительное вдыхание атмосферных загрязнений вызывает функциональные сдвиги в центральной нервной системе, обмене белков, жиров, углеводов, нарушения иммуно-биологической реактивности и др. [6].
Одной из важнейших задач гигиенической науки является изучение распространенности предпатологических состояний у определенных контингентов населения в зависимости от характера условий окружающей среды [3]. Одним из проявлений неблагоприятного действия химических загрязнителей может быть влияние этих соединений или их метаболитов на структурную организацию и стабильность метаболических мембран.
В литературе довольно широко освещены вопросы влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья взрослого работающего населения [10], зависимости уровней заболеваемости и смертности населения от степени загрязнения окружающей среды.
Значительная часть исследований влияния факторов окружающей среды на здоровье оперирует демографическими показателями, заболеваемостью, инвалидностью и физическим развитием, что в недостаточной мере отражает как состояние здоровья населения, так и характер взаимоотношений в системе среда–здоровье. Меньшее внимание уделяется выявлению ранних неблагоприятных изменений в состоянии здоровья населения, которые позволили бы рекомендовать целенаправленные профилактические мероприятия. Вместе с тем, для оценки ранних изменений требуются высокочувствительные методики, многие из которых основаны на анализе биоматериала, например крови, биопсий и др. Однако из-за угрозы инфекционных заражений ВОЗ и МЗ и СР РФ запрещают их использование при массовых эпидемиологических обследованиях без крайней необходимости и рекомендуют применение неинвазивных методов оценки [18].
В связи с этим важнейшим направлением исследований в области экологии человека и гигиены окружающей среды является разработка высокоинформативных неинвазивных методов диагностики ранних изменений в состоянии здоровья человека, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов [2, 18].
Представляются перспективными дальнейшие динамические комплексные медико-биологические исследования с использованием методов неинвазивной диагностики для оценки состояния здоровья населения. В выявляемых группах риска необходимо проведение углубленного клинического обследования и соответствующих лечебных и профилактических мероприятий [18, 20].
Только комплексный подход к изучению состояния здоровья с использованием информативных показателей позволит охарактеризовать различные уровни здоровья населения.
Известно, что риск нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляет собой вероятность негативных изменений состояния здоровья населения или состояния здоровья будущих поколений, а также нарушений благоприятных условий жизнедеятельности человека (включая ухудшение условий и качества жизни и пр.), обусловленных воздействием факторов среды обитания [18]. Отсюда следует, что использование стандартизованных методов оценки состояния здоровья с применением биомаркеров может стать базовым в оценке риска здоровью населения. Важнейшая задача – обоснование методических подходов на основе донозологической диагностики к сравнительной оценке рисков, связанных с действием совокупности химических, физических, биологических и социальных факторов среды обитания человека, включая показатели качества, образа, условий жизни населения [1].
В гигиене окружающей среды, в качестве ответной реакции на воздействие, часто рассматриваются патологии, обусловленные большим числом факторов. За последние десятилетия в генетике человека накоплен значительный объем данных о наличии генетической предрасположенности к неинфекционным заболеваниям [5]. При этом считается, что она обусловлена несколькими генами, взаимодействующими друг с другом и внешними факторами. Для гигиены особый интерес представляет проблема «ген – окружающая среда», различные аспекты которой отражены в литературе [21].
Доказано, что характер взаимодействия функциональных систем гомеостатического уровня в условиях небольшого по интенсивности воздействия неблагоприятного фактора на организм, их устойчивость зависят от индивидуального сочетания разноуровневых типологических особенностей [9]. Среди последних, особое место занимают тип вегетативной регуляции, особенности эндокринной системы и системы внешнего дыхания [2]. Поэтому при заболеваниях, в основе которых лежит нарушение эндокринного и вегетативного звеньев регуляции гомеостаза, происходит снижение адаптационных возможностей организма. Оно также может быть следствием хронического заболевания, в частности хронического бронхита [11].
Снижение адаптационных возможностей организма может происходить и под влиянием небольших по интенсивности антропогенных факторов. Воздействие факторов малой интенсивности приводит к снижению неспецифической резистентности; они могут стать «условием» возникновения различного вида патологий под влиянием других, более интенсивных факторов – «причин» [15]. Таким образом, взаимодействие организма и окружающей среды не сводится к простой модели воздействие – эффект. Речь в этом случае может идти о более сложных процессах, в которых длительно взаимодействуют экзогенные факторы среды и эндогенные [21].
В ходе рассмотрения проблемы «человек – окружающая среда» мы вплотную подошли к вопросу о вероятности возникновения заболеваний под воздействием факторов окружающей среды, к проблеме оценки и интерпретации риска. В связи с этим необходимо напомнить, что фундаментальной проблемой оценки воздействия является то, что хотя негативное влияние того или иного фактора окружающей среды испытывает большое количество людей, только часть из них чувствительны к данному воздействию (группы риска). Восприимчивость этого контингента обусловлена фактором или группой факторов, способствующих развитию заболевания [21]. Имеется 2 концепции определения группы риска. Согласно первой, такой популяцией являются те, кто подвергается воздействию; по второй концепции важный признак группы риска – чувствительность к воздействующему фактору. Приведенные выше данные свидетельствуют, что вторая концепция более предпочтительна. Сама природа факторов, влияющих на характер ответной реакции на воздействие окружающей среды, содержит в себе указание на внутреннюю неоднородность группы людей, подвергающихся техногенной нагрузке. Отсюда следует, что наблюдаемый гигиенистами эффект будет являться функцией не только от уровня фактора (например, загрязнения), но и от внутренней структуры популяции. Для описания внутренней структуры можно выделить в популяции, по меньшей мере, 3 группы, существенно различающиеся по уровню относительного и абсолютного риска. Однако такое разделение является по своей сути редукцией и не позволяет оценить все многообразие и всю вариабельность ответной реакции. Поэтому авторами предлагается использовать в качестве интегрирующего термина, отражающего всю совокупность форм гетерогенности популяции по отношению к изучаемому фактору, адаптационный резерв, рассматриваемый как мера устойчивости биологических систем в тех или иных конкретных экологических условиях [21].
Представление об адаптационном резерве необходимо рассматривать во времени. Это означает применение онтогенетического подхода, позволяющего представить биологическую жизнь индивида как цепь событий, понижающих или повышающих его адаптационные возможности к воздействию настоящих и будущих факторов. При этом считается, что уровень воздействия таких событий на адаптационный резерв обратно пропорционален времени между упомянутым эпизодом индивидуального развития субъекта и моментом воздействия изучаемого фактора. Все перечисленные факты формируют единую проблематику взаимодействия в системе «человек – окружающая среда» [8].
Ответная реакция зависит не только от степени воздействия, но и от объема адаптационного резерва. Так, в популяции число людей, страдающих заболеванием (возможно, обусловленным данным фактором), повышается не только при увеличении интенсивности фактора, но и при снижении адаптационного резерва [7].
В последние годы в медицинской науке возникло новое направление, связанное с выявлением и оценкой факторов риска развития неблагоприятных изменений у человека, как на популяционном, так и на индивидуальном уровне. Факторы риска – это такие врожденные или приобретенные специфические особенности внешней или внутренней среды организма, которые формируют повышенную вероятность развития вредных для организма реакций при наличии определенного потенциально вредного воздействия.
Известно, что человек в своей повседневной деятельности сталкивается с огромным числом потенциальных факторов риска. Задачей медицины является выявление, оценка и разработка наиболее эффективных мероприятий по устранению тех факторов риска, которые можно устранить, и по минимизации до безопасного, приемлемого уровня тех факторов риска, которыми общество способно управлять.
Методология оценки риска для здоровья человека, связанного с воздействием факторов окружающей среды, включает анализ физических, в том числе радиационных факторов, химических соединений, загрязняющих атмосферный воздух населенных мест, почву, воду йодных объектов, пищевые продукты, многочисленных биологических факторов (например, микробиологический риск), вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (профессиональный риск) [17, 22].
Характеристика риска основана на результатах оценки уровней экспозиции в изучаемой популяции, а также на новейших научных экспериментальных, клинических и эпидемиологических данных о вредных эффектах, вызываемых данным фактором у человека, и параметрах зависимостей экспозиция – ответ.
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ), как государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, является, с одной стороны, средством управления рисками (в том числе путем мониторинга экспозиций и рисков, динамического слежения за прямыми и косвенными индикаторными показателями), а с другой – системой, корректирующей принципы и критерии характеристики рисков и предоставляющей сведения о реальных концентрациях химических веществ в объектах среды обитания человека, факторах экспозиции и др. В этом отношении методологию оценки риска можно рассматривать в качестве одного из основных, системообразующих элементов СГМ [14, 16].
Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения – это не только неотъемлемая часть СГМ, но и вершина гигиенической диагностики. Важность оценки риска подчеркнута в Декларациях 2-й и 3-й европейских конференций по окружающей среде и охране здоровья, химической безопасности и др. За последние 5 лет совершен прорыв в этой области профилактической медицины.
Правовой базой применения системы оценки риска является Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».
Важную роль оценки риска играет в оптимизации отбора приоритетных факторов для мониторинга, определении точек, средств, периодичности и показателей для контроля экспозиций, обосновании выбора индикаторных показателей для последующего динамического контроля [19].
Оценка риска для здоровья, также как и система СГМ, является инструментом для получения наиболее доказательных и надежных сравнительных данных о существующих проблемах в области гигиены окружающей среды, необходимых для обоснования эффективных управленческих решений.
Дальнейшее углубление и расширение исследований по изучению влияния окружающей среды на здоровье населения и их внедрение в практику природоохранных мероприятий, будут способствовать созданию системы по управлению качеством окружающей среды, основным системообразующим звеном которой, как указывал Г.И. Сидоренко, должно стать здоровье населения.