Актуальность. Современный учебный процесс, насыщенный высокими информационными нагрузками, довольно часто становится для учащихся старших классов специализированных школ серьезным стрессирующим фактором, оказывающимся не только фактором риска ухудшения показателей здоровья, но и причиной худшего усвоения учебных материалов и снижения успеваемости в целом, а также причиной снижения стрессоустойчивости [1, 2, 3]. Вместе с тем, не все учащиеся отличаются низкой успеваемостью в напряженном учебном процессе школьной программы. В этой связи представляются значимыми исследования психофизиологических характеристик школьников старших классов, обеспечивающих высокую эффективность высоко насыщенного информацией учебного процесса. Целью данного исследования стало исследование особенностей психоэмоциональной и физиологической устойчивости старших школьников к информационному учебному стрессу в неблагоприятных климатогеографических регионах Сибири.
Материалы и методы исследования
Обследовано 110 детей подросткового возраста, жителей г. Новосибирска, обучающихся в 9-10 классах в специализированном лицее при Новосибирском государственном техническом университете с письменного информированного согласия и разрешения этического комитета в соответствии со стандартами Хельсинкской декларации 1975 года и её пересмотра 1983 года. Определение психофизиологических характеристик стресса проводилось комплексом компьютерных стандартных тестов. Выраженность проявлений дизадаптивных расстройств и психоэмоционального напряжения (ПЭН) осуществлялось анкетно-опросными методами с применением компьютерной программы «СКРИНМЕД» (свидетельство о государственной регистрации в РосНИИАПО № 970035 от 29.01.1997г. ФГБУ «НЦКЭМ» СО РАМН). Содержание гормона стресса – кортизола в сыворотке крови определялось радиоиммунным методом с использованием коммерческих наборов. Биохимические параметры (общий холестерин, суммарная фракция липопротеидов низкой и очень низкой плотности, триглицериды, глюкоза и мочевая кислота) определялись с использованием стандартизованных наборов на биохимическом анализаторе. Взятие крови на биохимические анализы проводилось в одни и те же утренние часы.
Статистическую обработку данных проводили с использованием стандартного пакета статистически=х программ STATISTICA (StatSoft, США) версии 7.0. Количественные данные представлены в виде средних показателей (М) и стандартной ошибки среднего (m) при нормальном распределении показателей. Статистическую значимость различий определяли по парному t-критерию Стьюдента для независимых выборок, пороговый уровень статистической значимости принимался при значении критерия р < 0,05. Корреляционный анализ проводился по методу Пирсона.
Результаты исследования
и их обсуждение
Из обследованных школьников старших классов 36,5 % показали высокие результаты успеваемости; 24,4 % – средние баллы успеваемости; 39 % отличались удовлетворительными и низкими отметками. Оказалось, что среди учеников по успеваемости по отдельным предметам выделилось три группы. В одной из них превалировали оценки по физике, алгебре, геометрии, химии (1 группа – «физики»). В другой группе более высокими были оценки по гуманитарным предметам (2 группа – «лирики» или «гуманитарии»). Третья группа школьников отличалась одинаковыми отметками по всем предметам. В группу «физиков» из всех обследованных учеников вошло только 15,8 %. Средняя итоговая оценка успеваемости в этой группе по результатам года составила 4,2±0,04 балла, во второй группе – 3,6±0,04 балла (p < 0.001).
Чем отличаются эти группы друг от друга по психофизиологическим характеристикам? У «физиков» выявлялись более высокие показатели умственной работоспособности (9,6±0,2 балла) по сравнению с «гуманитариями» (9,4±0,2 балла). Первая группа имела более низкий уровень психоэмоционального напряжения (10,8±0,6 усл.ед.), при достоверно большем уровне психоэмоционального напряжения (13,6±0,7 усл.ед.) во второй группе
(p < 0,003). В группе «гуманитариев» психический дискомфорт (на 42,5 %) и агрессивность (на 70,1 %) были выше, чем в группе «физиков». «Гуманитарии» отличались также более высоким уровнем тревожности (2,68±0,08 баллов, при 1,84±0,12 баллов у «физиков», р < 0,001). Более высокий уровень стресса во второй группе подтверждается и концентрацией кортизола в крови («гуманитарии» – 652,8±25,1 нмоль/л, «физики» – 598,3±16,7 нмоль/л). У учеников второй группы выявлялся и более высокий уровень дизадаптации («гуманитарии» – 41,8±3,0; при 38,8±3,8 у «физиков»). Во второй группе учащиеся отличались менее точным ощущением временных интервалов (индивидуальная минута у «гуманитариев» 55,7±1,0 сек, у «физиков» – 59,0±1,0 сек; р < 0,05), а также меньшими (на 12,6 %) показателями устойчивости к гипоксическим нагрузкам в пробе с задержкой дыхания на выдохе.
Многочисленные данные о том, что отличия «физиков» от «лириков» определяются генофенотипически обусловленным превалированием функции левого полушария мозга над функцией правого полушария [1, 4, 6], позволили нам в процессе исследований сравнить психофизиологические показатели у обследованных учащихся в зависимости от функциональной активности правой и левой гемисфер. Оказалось, что у левополушарных школьников с одновременно высокой функцией правого полушария мозга умственная работоспособность (10,1±0,3 балла) была выше, нежели у правополушарных подростков (9,1±0,2 балла; р < 0,01). Ниже оказались показатели психического дискомфорта (левополушарные – 0,2±0,02 балла, правополушарные 0,5±0,03 балла; р < 0,001); степень конфликта (левополушарные – 0,14±0,01 балла, правополушарные – 0,50±0,02 балла; р < 0,001); уровень агрессивности (левополушарные – 0,5±0,01 балла, правополушарные – 0,8±0,02 балла; р < 0,001); уровень психоэмоционального напряжения (левополушарные – 10,9±0,3 балла, правополушарные – 12,7±0,4 балла; р < 0,003); концентрация кортизола в крови (левополушарные – 608,7±17,3 нмоль/л, правополушарные – 687,7±23,1 нмоль/л; р < 0,01). У левополушарных школьников средний балл успеваемости был на 5,3 % ниже, чем у правополушарных участников. При этом средний балл успеваемости по физике у левополушарных на 7,7 % был выше по сравнению с правополушарными учащимися.
Еще одним механизмом обеспечения устойчивости к информационному учебному стрессу, индивидуально закрепленным у обследованных школьников оказался хронотип. О зависимости когнитивных процессов от биоритмологической организации функционирования организма существует много данных [7, 8, 9, 10]. Как выяснилось, у школьников с утренним хронотипом уровень психоэмоционального напряжения был на 12,7 % ниже, чем у учащихся с вечерним хронотипом. При этом степень стрессированности по данным концентрации кортизола в крови у утреннего хронотипа была на 17,2 % ниже, чем у учащихся с вечерним хронотипом. Степень дизадаптации у представителей утреннего хронотипа была на 29 % ниже по сравнению с учениками с вечерним хронотипом. При этом средний балл успеваемости у учащихся с вечерним хронотипом был на 3 % ниже, чем у школьников с утренним хронотипом.
Результаты обследования показали также, что степень информационного учебного стресса у школьников зависит и от индивидуальной устойчивости к действию неблагоприятных климато-метеорологических факторов, определяемой по уровню болезненной метеочувствительности. Ф.Л. Валлах [5] связывает с метеореакцией успехи обучения в школе. Наши данные показали, что психоэмоциональное напряжение при высокой устойчивости к неблагоприятным климато-метеорологическим условиям было на 22,3 % меньше, чем при высоком реагировании на изменение метеофакторов. Больший информационный учебный стресс у высоко метеочувствительных школьников подтверждается более высоким уровнем кортизола в крови – на 15,8 %. У людей с низкой метеочувствительностью скорость восстановительных реакций на 14,7 % была выше, чем с высокой метеочувствительностью. При высокой метеочувствительности был выявлены: более низкий уровень адаптивных резервов (высокая метеочувствительность – 77,4±0,6 баллов; низкая метеочувствительность – 83,6±0,9 баллов; р < 0,001), а также большая степень проявлений десинхроноза (высокая метеочувствительность – 5,0±0,4 баллов; низкая метеочувствительность – 3,3±0,3 балла;
р < 0,003).
Результаты обследования позволяют говорить о том, что успешность информационно насыщенного учебного процесса в специализированном школьном образовательном учреждении зависит от ряда индивидуальных психофизиологических особенностей функционирования организма, обусловленных генофенотипически обусловленных механизмов. В нашей работе выявлен факт зависимости подобных способностей к эффективному обучению от индивидуально закрепленной высокой функциональной активности полушарий головного мозга с преобладанием функции левого полушария, а также от низкой метеочувствительности, обеспечивающей высокую устойчивость к действию негативных изменений климато-метеорологических условий.
Еще одним механизмом высокой эффективности обучения оказалась устойчивость к ритмам обучения, несогласованных с суточным световым ритмом. Обследованные школьники начинали занятия в 6 часов 30 минут по поясному времени. Скорее всего, именно с этим связана более высокая успеваемость утреннего хронотипа и меньшая степень проявлений информационного учебного стресса у этих учащихся.
Заключая полученные результаты работы можно сделать вывод о том, что эффективность учебного процесса в условиях специализированного лицея зависит от индивидуальных генофенотипических психофизиологических особенностей, обеспечивающих устойчивость организма человека как к учебному информационному стрессу, так и к усугубляющему этот стресс действию неблагоприятных климато-метеорологических и биоритмологических факторов окружающей среды.