К числу базовых атрибутов образования как социального института, в рамках которого происходит социализации личности, следует отнести наследование, накопление и воспроизводство научных знаний. Процессы воспроизводства новых знаний, их передача (трансфера) и освоения (внедрения) в практику производства детерминированы активным и целенаправленным участием науки в их осуществлении.
Взаимодействие этих процессов (образовательного и научных исследований) происходит при участии государства в качестве их регулятора и интегратора. Генезис интеграционных процессов обусловлен тенденциями, закономерностями и условиями развития современного информационного общества, по существу, общества знаний. Ускоренное обновление научных знаний как результат интенсификации фундаментальных и прикладных исследований, создание принципиально новых информационных технологий и их продуктивное использование предъявляют высокие требования к уровню организации научных исследований, их связи с процессом обучения и практикой. В этом контексте парадигма современного инновационного образования заключается в интеграции науки, образования и бизнес-практики при участии государств как интегратора.
Таким образом, интеграционное взаимодействие указанных субъектов образует генетическую платформу для государственно-частного партнерства в разных сферах.
Государственно-частное партнерство – эффективная форма взаимодействия
Партнерство- это интеграционная форма взаимодействия гетерогенных по сущности и содержанию субъектов на основе общности интересов по формированию и развитию взаимовыгодных и устойчивых экономических, организационно-управленческих и социальных отношений.
Государственно-частное партнерство как одна из форм продуктивного сотрудничества субъектов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений общественного сектора экономики и бизнес-структур получило достаточно широкое развитие в образовательной сфере. Об этом, в частности, свидетельствуют данные Рожковой С.А1. о реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере образования стран «большой семерки» – 22,4 % из общего числа проектов. В научной сфере образовательных учреждений потенциал государственно-частного партнерства используется явно недостаточно, что объясняется разнополярностью интересов вузов и бизнеса. Расходы на НИОКР составляли в России в 2008 году по оценкам 1,04 % ВВП, в Китае 1,43 % ВВП, 2,3 % в странах ОСЭР, в США – 2,77 %, в Японии – 3,44 % ВВП2. Согласование интересов вузовских и бизнес-структур(совпадение вряд ли возможно) в процессе взаимодействия приносит эффект в сфере производства новых знаний на основе полученных результатов научных исследований – для вузов и эффект от передачи во владение и пользование созданной интеллектуальной собственности (новые технологии, концепт-продукт, программные средства, ноу-хау и т.п.) – для бизнес-структур. Однако передача права собственности в распоряжение бизнеса должна быть, на наш взгляд, предельным случаем. Институциональной основой партнерства в научной сфере также остается государственная собственность, поскольку собственником движимого и недвижимого имущества вузов является государство. Экономические интересы бизнес-структур реализуются впоследствии в процессе производства наукоемкой продукции.
Модель реализации государственно-частного партнерства в вузовской научной сфере
Эффективная реализация партнерства достигается, как правило, за счет использования преимуществ государственных корпоративных структур и финансового потенциала бизнес-структур в процессе производства интеллектуального продукта. Прямое применение известных базовых моделей и традиционных форм государственно-частного партнерства в вузовской научной сфере невозможно. Наиболее приемлемой моделью взаимодействия государственных и бизнес-структур может быть, исходя из особенностей проведения научных исследований – организационных, управленческих и финансовых и разной степенью участия субъектов партнерства в финансировании научных исследований, модифицированная кооперационная модель. Отличие предложенной модели состоит в том, что в управлении процессом исследований бизнес не участвует, а государство выполняет не только функции менеджера, но и функции провайдера и фасилитатора, обеспечивая доступ бизнеса к результатам экспериментальных исследований (создание концепт-продукта), инициируя рост его инновационной восприимчивости, анализируя кадровое обеспечение бизнес-структур за счет подготовки инновационно-активных специалистов через их участие в проведении научных исследований и создавая благоприятные условия для коммерциализации научных разработок. В данной модели риски и обязательства между государством и бизнесом при проведении научных исследований распределяются непропорционально, независимо от долевого их участия в финансировании исследований, поскольку государство, как и в японской модели государственно-частного партнерства, должно взять на себя практически все риски.
Экономические интересы бизнес-структур связаны с ускоренным использованием результатов научных исследований в практике производства, поэтому открытый доступ бизнеса к научным результатам является одним из начальных условий развития доверительных партнерских отношений.
Применение указанной модели государственно-частного партнерства в вузовской научной сфере должно сопровождаться кооперационными соглашениями, по опыту США, в области исследований и разра-
боток.
Эндаумент-фонд – инструмент государственно-частного партнерства
Организационные формы взаимодействии участников соглашений, как и их формат, могут быть весьма разнообразными. Перспективной формой привлечения инвестиций в вузовскую научную сферу является создание эндаумент-фондов (фондов целевого капитала). Возможность использования эндаумент-фондов как инструмента государственно-частного партнерства обусловлена принятием в 2006 году закона
№ 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Среди сфер применения целевого капитала важное место занимают образование и наука.
Особенностью и преимуществом эндаумент-фонда является то, что инвестиционный доход, полученный от сформированного капитала, может использоваться лишь на строго определенные цели. Таким образом, целевой характер использования средств, транспарантность процесса функционирования фонда и освобождение дохода от капитала от налога делают его эффективным инструментом для развития вузовской научной сферы. Российский опыт эндаумент-фондов, созданных ведущими вузами страны, подтверждает перспективность их применения для финансирования научных исследований и разработок. Однако необходимость целостного или холистического подхода к созданию эндаумент-фондов, обеспечивающего эффективное использование потенциала государственно-частного партнерства, требует, на наш взгляд, введение следующих принципиальных условий:
• использование доходов фонда исключительно на инвестиционные цели и только на инвестирование научной сферы;
• предоставление налоговых преференций финансовым донорам фонда;
• обеспечение государственных гарантий на покрытие рисков в области исследований и разработок.