Системе микроциркуляции принадлежит важная роль в обеспечении адекватного кровоснабжения органов и тканей организма. Нарушение физиологичного ритма жизни, переход на посменный ночной характер труда является стрессовым фактором для организма человека. При этом именно на уровне сосудов микроциркуляторного русла в первую очередь проявляется различная сердечно-сосудистая патология.
Для изучения особенностей кровообращения на уровне микроциркуляторного русла у лиц молодого возраста с ГБ под воздействием нарушения режима труда и отдыха, были выборочно обследованы пациенты 2-х участков обслуживания районной поликлиники г. Самары, которые разделялись на лиц, работающих в ночную смену и лиц, имеющих полноценный ночной сон. В группу исследования методом случайной выборки было включено 120 человек, из них – 63 мужчины (52,5 %) и 57 женщин (47,5 %). Женщины были в возрасте от 21 до 35 лет (средний возраст – 28,1±1,4), мужчины от 22 до 35 лет (средний возраст – 28,7±2,3). В I группу вошло 56 человек со стажем работы в ночную смену менее 5 лет (средняя продолжительность 3,7±0,2 года). Во II группу вошли 64 пациента со стажем более 5 лет (средняя продолжительность 8,4±0,8 года). В группу контроля (III группа) вошли 48 человек по возрастному и половому составу статистически сопоставимые с исследуемой группой, имеющие ежедневный полноценный ночной сон 7 и более часов.
На первом этапе исследования нами определялись количественные показатели микроциркуляторного кровотока в норме у лиц первого периода зрелости. Для этого было обследовано 35 практически здоровых лиц, имеющих полноценный ночной сон. Определялись следующие параметры: среднее значение перфузии (M, перф. ед.), сатурация смешанной (капиллярной) крови (SO2, %), относительный объем фракции эритроцитов (Vr, %), индекс перфузионной сатурации кислорода в микрокровотоке (SОm=SO2/М, усл. ед.), индекс удельного потребления кислорода в ткани (U=SpO2/SO2, усл. ед.), сатурация артериальной крови (SpO2, %), а также показатель шунтирования крови (ПШ).
Далее проводилось исследование микроциркуляции у пациентов группы контроля, для того чтобы установить, как влияет развитие артериальной гипертензии на состояние микроциркуляторного кровотока в отсутствии такого стрессового фактора, как ночной характер труда. При этом было установлено, что изменение параметров микроциркуляции находятся в прямой зависимости от степени повышения АД.
Было доказано, что развитие ГБ, само по себе, приводило к изменению и ухудшению условий микроциркуляции, что выражалось, в первую очередь, в снижении средних показателей перфузии (на 6,8 % и 12,5 % соответственно, р<0,05), индекса удельного потребления кислорода в тканях (на 3,5 % и 8,5 % соответственно, р<0,05) на фоне повышения индекса перфузионной сатурации кислорода в микрокровотоке при ГБ 2 степени на 14,3 % (р<0,05). У пациентов первой и второй групп наблюдения расстройства микроциркуляции продолжали прогрессировать, что можно объяснить уже не с формированием ГБ, а с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (работа в ночное время) на уже измененную реактивность сосудистой стенки. Несмотря на одинаковую тяжесть АГ у пациентов первой группы, по сравнению с группой контроля, снижались показатели, характеризующие интенсивность потребления и доставки кислорода к тканям. Так, показатель перфузии снижался, в среднем по группе при ГБ 1 степени на 6,6 % (р<0,05), при ГБ 2 степени – на 7,8 % (р<0,05). При этом индекс удельного потребления кислорода в ткани (U) уменьшался на 9,6 % (р<0,05) и 8,6 % (р<0,05) соответственно. Ухудшение кислородного обеспечения тканей подтверждалось и ростом индекса перфузионной сатурации кислорода (на 16,7 % и 15,0 % соответственно, р<0,05), который свидетельствует о том, что ткани не забирают тех объемов кислорода, которые потребляются в норме и у лиц с ГБ, не работающих в ночное время.
При увеличении стажа работы в ночное время происходило дальнейшее нарушение микроциркуляторных процессов. Отклонение указанных выше параметров от показателей пациентов третьей группы становилось еще более значимым. Так, у пациентов второй группы с ГБ 1 степени ПМ уже снижался на 16,8 % (р<0,001), а у пациентов с ГБ 2 степени – на 33,3 % (р<0,001). Появилась группа пациентов с ГБ 3 степени, у которых ПМ отличался от нормального значения почти на 61,3 % (р<0,001). Индекс удельного потребления кислорода в ткани у обследованных с ГБ 1 и 2 степени снижался, по сравнению с группой контроля, уже на 16,3 % (р<0,001) и 25,4 % (р<0,001) соответственно.
Обращает на себя внимание и рост оксигенации смешанной капиллярной крови, что подтверждало обнаруженное снижение индекса удельного потребления кислорода тканями и рост перфузионной сатурации кислорода в микрокровотоке в ряду III – I – II группа.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Работа в ночное время является неблагоприятным фактором, который оказывает непосредственное отрицательное влияние на функционирование сердечно-сосудистой системы и на особенности течения ГБ у лиц молодого возраста. В первую очередь, это проявляется в нарушении кровообращения на микроциркуляторном уровне.
Степень выраженности нарушений микроциркуляции у лиц молодого возраста с артериальной гипертензией коррелирует со степенью ГБ и продолжительностью работы в ночное время суток.
Работа в ночное время суток усугубляет течение ГБ, что проявляется даже на уровне микрокровотока.