Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Результаты развития естественных наук (химии, физики, биологии, астрономии и т.д.) и естествознания в целом на пороге XX-XXI веков характеризуются особым переходным состоянием, когда накопленное эмпирическое количество научного знания все острее начинает вступать в противоречие со все более устаревающими догмами и парадигмами представлений на строение вещества и отдельных его разновидностей, материи и Мироздания в целом, сформированных ранее. То есть сегодня накопленное эмпирическое количество во многих случаях не переросло в новое качество, усугубляя проблемы совершенствования взглядов на строение и структурную организацию как отдельных материальных объектов, так и всего Мироздания в целом [1-4]. То есть по Т. Куну эта ситуация предполагает «научную революцию», характеризующую необходимость в XXI веке смены парадигм в развитии научного знания.

Например, сегодня очевидно устарела и, следовательно, несовременно и даже уже неграмотно звучит общепринятая парадигма, что «все вещества состоят из атомов» [3-6]. Понятно, что во времена Демокрита она была прогрессивной, так как закладывала основы делимости - дискретности материи. Но ведь сегодня стало понятным, что есть вещества, которые построены не из атомов: например, элементарные вещества (частицы) или сами индивидуальные атомы (атомные вещества). А еще есть более широкая гамма веществ, состоящая из молекул (ассоциаты, агрегаты и т.д.). Мало того, благодаря А.М. Бутлерову и др. сегодня стало очевидным, что и любые типы химических веществ: ковалентные (молекулярные), ионные или металлические не состоят из индивидуальных атомов, а лишь из атомных ядер или атомных остовов, связанных обобществленными электронами (химической связью). И только в случае сжиженных инертных одноатомных газов, это жидкое вещество действительно состоит из индивидуальных атомов. Сегодня также стало понятно, что периодическая система Д.И. Менделеева, является по сути не химической, а физической, так как она объединяет и систематизирует на основе физических (а не химических характеристик) не индивидуальные химические вещества, а индивидуальные атомы, то есть истинно физическую разновидность вещественной материи [3-6].

Особо следует отметить уже неестественное отставание в XXI веке в понимании фундаментальной разницы между веществом химическим, физическим, биологическим и т.д. [1]. Не до конца раскрыта универсальность понятия «химическое соединение» (химическое вещество), объединяющего сегодня как гомоядерные (так называемые «простые» или «элементарные» вещества), так и гетероядерные (построенные из различных элементов) соединения, которые и являются по сути химическими веществами. В результате понятие молекулы уже потеряло свое универсальное значение (так как в структуре металлов и преимущественно ионных соединений, как теперь понятно, молекул не существует), а понятие химическое соединение так пока еще и не приобрело универсальность у научной и педагогической общественности [4,5]. Понятно, что при этом не совершенствуются и не наполняются современным научным содержанием такие фундаментальные понятия естествознания как «вещество» и «материя».

В результате, многие естественные науки, включая химию, все более перегружаются частностями, дробятся еще на более узкопрофильные научные и учебные дисциплины. Можно констатировать, что дробление научного знания приобретает лавинообразный характер, количество специальных наук приблизилось к 17 тысячам (например, только число «различных химий» уже подбирается к цифре 100) [3-6]. И поэтому сегодня в значительной мере в школе и университетах школьникам и студентам даются избыточные и часто не системные знания, в ущерб необходимым и достаточным. То есть ущербность образования сегодня на всех уровнях, от детсада до университета, связана прежде всего с тем, что для растущей личности не доводят необходимым минимум системных (научных) знаний о естественных закономерностях окружающего нас Мира, а перегружают ее бесконечным эмпирическим количеством.

Отсюда возможна формулировка 2-х наиболее общих основных проблем развития научного знания и естествознания в целом. Первая - в начале XXI века особую остроту в науке и образовании приобрели проблемы выработки единого универсального взгляда на Вселенную и устройство Мироздания, а также выяснения фундаментальных причин единства природы и многообразия явлений окружающего нас мира Земли и Вселенной в целом. Вторая - все более назревающее противоречие между накапливающейся эмпирической информацией и значительной частью традиционных, но устаревающих научных парадигм. Понимание этого определяет необходимость пересмотра целого ряда устаревших, но общепринятых «частных» естественнонаучных взглядов и парадигм и систематизации накопленных эмпирических знаний в рамках отдельных естественных дисциплин. Решение этих проблем позволит установить баланс между теоретическими основами различных концепций естествознания и накопленной в них количественной эмпирической информацией, повысив, таким образом, объективность знаний.

Решением первой проблемы, как раз и должно заниматься естествознание, представляя окружающий нас Мир в виде единой системы знаний, а не просто в виде механической суммы знаний, полученной различными естественными науками и «бессвязно сложенных» в многочисленных учебниках «Концепции современного естествознания».

Ведь очевидно, что двухуровневый взгляд на строение вещества в виде «атомно-молекулярного учения» уже устарел. А ему на смену неизбежно приходит сформулированная в 1998 году [1,2,4] автором настоящей работы парадигма многоуровневой организации материи (поле и вещество), вещества (элементарное и атомное физическое, молекулярное и немолекулярное химическое, живое - биологическое и неживое косное - геологическое и т.д.) и материальных тел и объектов Мироздания. При этом опираясь на закономерное изменение массы и энергии конкретных материальных объектов [1], составляющих изученный на сегодня материальный мир, данная парадигма послужила автору основой для создания Системы Мироздания (Макросистемы) в виде четырех переходящих в друг друга ультрамикро-, микро-, макро- и мегамиров, объединяющей все их многообразие в единое целое с определением их конкретного места в данной Системе [5]. Данная единая Макросистема естествознания представляет собой совокупность индивидуальных Систем различных уровней структурной организации материи и вещества. Она содержит в себе уже открытые системы (Периодическая система атомов, Система химических связей и соединений - СХСС [4-5], Солнечная система и т.д.) или которые с уверенностью можно предсказать, что будут открыты в будущем (системы полей, элементарных частиц и т.д.). А ее прогнозирующая способность и демонстрирует эффективность развития интегрально-дифференциальных подходов в совершенствовании современного естествознания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сироткин О.С. Уровни строения вещества. Вестник Казанского технологического университета. 1998. №2, с. 6-15.
  2. Сироткин О.С. Парадигма многоуровневой организации вещества как фундаментальная основа современной концепции естествознания. Успехи современного естествознания. 2003, № 11, с. 87.
  3. Сироткин О.С., Сироткин Р.О. О концепции химического образования. Высшее образование в России. 2001, № 6, с. 137-139.
  4. Сироткин О.С. Химия на пороге XXI века (О месте химии в современном мире, индивидуальности и единстве ее фундаментальных начал), Казань: КГТУ, 1998, 120 с.
  5. Сироткин О.С. Начала единой химии (Унитарность как основа формирования индивидуальности, раскрытия уникальности и фундаментальности химической науки). Казань: Изд. АН РТ "Фэн", 2003. 252 с.
  6. Сироткин О.С. Химия на своем месте. Химия и жизнь. 2003, №5, с.26-29.