Россия сегодня находится в стадии завоевания позиций на мировом рынке. Основную долю ее экспорта составляют базовые товары, такие как сырье и энергоносители, хотя, присутствует и положительная динамика в продаже некоторых видов готовой продукции. Специфика мирового рынка заключается в том, что здесь преобладает неценовая конкуренция, а в качестве основных преимуществ выделяются: качество товара, ассортимент, улучшение потребительских свойств и т.п.
Глобализация мировой экономики, сопровождаемая ростом процессов глокализации, порождает новых международных бизнес-лидеров, обладающих значительными конкурентными преимуществами [5]. В этой связи повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке является сейчас приоритетной задачей, основная роль в этом вопросе отводится регионам.
В качестве стимула к развитию, правительство наделило субъекты экономической самостоятельностью, что повлекло за собой потребность вторых к саморазвитию и выбору эффективной экономической структуры, способной не только обеспечить надежное положение на рынке, но и привлечь инвестиции для развития отраслей свободных для предпринимательства [3,4].
В качестве основных инструментов привлечения инвестиций в регион можно считать: формирование благоприятного инвестиционного климата, формирование инвестиционных площадок, административное сопровождение соглашений. Однако, все эти меры малоэффективны без применения технологий эффективного продвижения готовых инвестиционных проектов, на сегодняшний день одним из самых широко используемых инструментов продвижения таких проектов, являются региональные инвестиционные форумы. Россия уже давно подключилась к их формированию и, более того, стала одним из самых активных операторов в данном направлении.
Большинство регионов уже проводят форумы на своей территории, многие из них стали ежегодными, а некоторые получили статус международных. По рейтингу, составленному интернет изданием «Капитал страны», тройку лидеров образуют: ПМЭФ – Петербургский международный экономический форум, Международный инвестиционный форум Сочи, Красноярский экономический форум [2].
В рамках форума инвестор имеет возможность рассмотреть предложение не только на бумаге, в расчетах и диаграммах, но и проследовать к непосредственному месту его реализации, что, зачастую, положительно влияет на принятие решения.
Помимо того, что форум – это открытая, адаптированная к инвестиционным площадкам, форма диалога, это еще и дополнительная возможность развития имиджа региона на российской и мировой арене. Выполняя как минимум две важнейшие функции, форумы, как инструмент привлечения инвестиций зарекомендовали себя с положительной стороны. К примеру, рассмотрев в динамике деятельность ежегодного международного инвестиционного форума Сочи, можно увидеть, что в период с 2004 по 2013 сумма подписанных соглашений увеличилась с 800 млн.долл в 2004 году до 10,5 млрд долларов в 2013 [1, 6]. На протяжении этого периода были определенного рода взлеты и падения, но в целом, форум показал себя как один из крупнейших источников поступления инвестиций в Краснодарский край.
В данный период уже почти каждый регион считает «делом чести» создание своего собственного регионального форума. Среди управленцев есть взвешенное отношение к форумам, например мнение вице-губернатора Калужской области М.Л. Шерейкина – «форумы сами по себе ничего не могут дать региону, но как элемент общей системы работы с производителями и инвесторами они себя вполне оправдывают и обеспечивают ощутимый эффект» [7].