Несмотря на то, что вопрос о критериях принадлежности к среднему классу остается дискуссионным и открытым, а также неоднозначным остается и применимость критериев к российским реалиям, попытаемся сформулировать критерии отнесения к среднему классу.
Социальное пространство объединяет множество полей, в каждом из которых индивид занимает определенную позицию. Для идентификации места индивида или группы в социальной стратификации наиболее важными являются социально-экономическое, социально-политическое и социально-культурное поля. Они взаимно пересекаются и на эти поля проецируется положение индивида или группы в социальной иерархии.
Для каждого поля можно выделить группу критериев, которые его репрезентируют.
Так, социально-экономическое поле характеризуют:
– владение собственностью, в том число производственной;
– управление собственностью;
– доходы;
– отраслевая занятость по секторам;
– профессиональная деятельность;
– территория проживания.
Социально-политическое поле представляют следующие критерии:
– обладание властью
– выполнение управленческих функций в государственной политической и экономических сферах.
Социально-культурное поле образуют такие критерии, как:
– уровень образования;
– квалификация;
– самоидентификация;
– потребности;
– интересы;
– ценности;
– престиж;
– образ жизни и т.п. [1, с. 59].
Критерии выделения среднего класса в социальной структуре общества также можно представить как объективные и субъективные. К объективным относятся: уровень дохода, образование власть, профессиональная принадлежность и т.п., так как в их основе лежат вполне объективные единицы измерения – деньги, годы, количество подчиненных. Субъективные показатели – самооценка индивидом своего общественного статуса, крут общения, образ жизни, престиж и т д.
Важным представляется мысль и о том, что среди основных подходов, используемых сегодня в российской социологии для определения среднего класса, четко выделяется следующее четыре.
Один из них, связанный с бытующим представлением о среднем классе как о массовом социальном (субъекте, который характеризуется, прежде всего, сравнительно высоким жизненным стандартом и уровнем потребления) – в качестве критерия выделения этого класса использует уровень душевого дохода или наличие определенного набора дорогостоящего имущества.
Второй подход связан с тем, что исследования среднего класса в современной России имеют не только академическое, но и политическое значение. Этот подход предполагает акцент при определении критериев среднего класса, прежде всего, не на имущественных, а на идентификационно-психологических характеристиках индивидов, поскольку именно они в наибольшей степени влияют на его социальное самоощущение и социально-политическое настроение и поведение. В этом случае средний класс выделяется на основе самоидентификаци людей, «самозачисления» ими самих себя в состав среднего класса.
Третий подход, согласно которому средний класс делится на так называемый «новый» средний класс, включающий менеджеров и специалистов, являющихся владельцами развитого человеческого капитала или обладателями властного ресурса, и «старый» средний класс – классическую «мелкую буржуазию», или так называемый «малый бизнес», получающих дивиденды на свой экономический капитал, является достаточно яркой попыткой применения на практике к анализу среднего класса такого подхода, который может быть назван «ресурсным», и в основе которого – объем, тип и структура капитала, которым располагает тот или иной человек, домохозяйство, и т.д.
Наконец, четвертый подход связан с попыткой комплексного применения в условиях России традиционных критериев выделения среднего класса (определенные профессиональные характеристики, образование, имущественно-доходные характеристики и самоидентификация). Подчас список этих критериев расширяется, и в него начинают включать и другие критерии, связанные со способностью среднего класса выполнять те или иные обычно ассоциирующиеся с ним функции – «стабилизатора» социально-политической и экономической жизни, «поставщика» высококвалифицированной рабочей силы, «распространителя» новых социально-экономических и социокультурных практик, носителя
национальной культуры и т.д. [2].
Чаще всего в специальной литературе в качестве основных критериев отнесения к среднему классу называют:
– уровень образования и доходов;
– стандарты потребления;
– владение материальной или интеллектуальной собственностью;
– способность к высококвалифицированному труду;
– самоидентификация как представителя «социальной середины».
Представляется также интересным наличие «нематериальных» признаков принадлежности к среднему классу, где наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости, возможности поддерживать здоровье, получая качественное лечение.
Из всех вышеперечисленных критериев больше споров и разногласий приходится на доходы, как одного из критериев отнесения к среднему классу.
По оценкам ЦСИ (Центр Стратегических Исследований), нижним порогом, позволяющим отнести домохозяйство к среднему классу, сегодня является годовой доход в размере около 600 тыс. рублей на семью($20 тыс.) В крупных городах он выше и составляет 900 тыс. рублей ($30 тыс.). Верхней же границей среднего класса служит доход в 9 млн. рублей на семью в год ($300 тыс.). Но вопрос о количестве членов этой семьи остается открытым.
Также стоит отметить и тот факт, что эта цифра неоднозначная и в специальной литературе она достаточно разнится.
Схожим параметрам соответствует определение креативного класса, ставку на который сделали разработчики «Стратегии 2020», назвав его главным двигателем экономики России [3]. По их мнению, это люди «творческого труда, которые в ходе своей обычной работы создают инновации». «Креативный класс способен предложить что-то новое обществу и отличается от среднего большей степенью активности как в социальной, так и в экономической жизни страны.
По данным ЦСИ в 2011 г. доход более 600 тыс. рублей на семью ($20 тыс.) имели примерно 15 млн. семей, или 29 % населения страны. Если же принять в качестве нижней границы среднего класса доход в 900 тыс. рублей ($30 тыс.) в год на семью, то к нему в России по итогам 2011 г. относились 18 % населения, или 9,5 млн. семей. Доход более 9 млн. рублей($300 тыс.) на семью в год имели 237 тыс. семей, или 0,5 % населения страны. Доходом более $1 млн. в год могли похвастаться 29 тыс. семей, или менее 0,1 % населения России [4].
Таким образом, в России существует свой специфический средний класс, не похожий на западный. Действительно, в материальном критерии существует большая разница между российским средним классом и его европейским аналогом. Однако, несмотря на это отечественный средний класс все же выполняет ряд функций, которые имеют важное значение для развития общества.
В целом средний класс имеет достаточно высокий уровень образования и культуры, а также играет стабилизирующую роль в социально-политической жизни России и способен выражать жизненные интересы подавляющего большинства граждан.