Формирование механизма регулирования развития макрорегионов целесообразно с учетом основных тенденций модернизационных преобразований реализуемой государственной экономической политики. Экономическая стратегия развития макрорегионов должна быть основана на системном анализе состояния и определения перспективных направлений социально-экономического развития макрорегионов с учетом модернизационных преобразований с применением методов и инструментов последовательных преобразований в рамках сбалансированных взаимодействий региональных хозяйственных систем разных уровней. Механизм регулирования социально-экономического развития макрорегионов в условиях проведения модернизационных преобразований представляет собой обобщенную модель действий, предназначенных для достижения поставленных целей с учетом внешних и внутренних условий и угроз развития путем рационального распределения ресурсов, эффективного использования факторов производства и стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности региона. В процессе формирования стратегии необходимо учитывать множество динамических и не поддающихся формализации целей и задач. Формализация механизма регулирования социально-экономического развития макрорегионов с учетом модернизационных преобразований осуществлена на основе авторского представления о системе регулирования экономического развития региональных хозяйственных систем, теоретических предпосылок федеральных целевых программ (ФЦП) и схемы функционирования системы управления объектом регулирования.
В структуру данного механизма входит:
X(t) – вектор входных воздействий, которые формируются в рамках определенных условий и выражающихся в определенной степени в потреблении ресурсов и реализации факторов производства; e – вектор случайных возмущений, вызванных разнообразными условиями окружающей среды, такими как недостаточная эффективность информационного обеспечения и ограниченность знаний; Y(t) – вектор выходных параметров (результативность, реакция системы) социально-экономического развития макрорегионов, выражающихся комплексом индикаторов: объема валового регионально продукта на душу населения, доходы населения, долей наукоемкой промышленной продукции, производительностью труда и др.; t – конкретный момент времени, причем t∈T, где T – цикл регулирования, соответствующий временному интервалу, в течение которого достигаются стратегические цели социально-экономического развития макрорегионов РФ; kY(t) – выявленные результаты входных воздействий, характеризующие качество регулирования и выраженные в виде обратной связи (может быть как положительным так и отрицательным); P – параметр, характеризующий процесс целеполагания; M – множество накопленных знаний о процессах социально-экономического развития макрорегионов; выражается в виде моделей путем моделирования результативности модернизационных преобразований, моделирования результативности социально-экономической, инвестиционной и инновационной деятельности МР, моделирования распределения инвестиций по МР и проведением многофакторного эмпирического анализа модернизационных преобразований; R – ограничения, оказывающие влияние на качество стратегических регулирующих решений; H – внешняя среда, характеризующаяся внешними параметрами социально-экономического развития МР; G(t) – вектор регулирующих (управляющих) воздействий на социально-экономическое развитие МР, включает определенные действия по регулированию интенсивности входных воздействий; IAS – информационно-аналитическое обеспечение мониторинга модернизационных преобразований макрорегионов, осуществляющее мониторинг за процессом регулирования социально-экономического развития макрорегионов и осуществляющая моделирование результативности модернизационных преобразований, моделирование результативности социально-экономической, инвестиционной и инновационной деятельности МР, моделирование распределения инвестиций по МР и проведение многофакторного эмпирического анализа модернизационных преобразований.
Механизм регулирования социально-экономического развития макрорегионов с учетом модернизационных преобразований предназначен для поддержания его стабильной и целенаправленной динамики. Механизм включает три взаимосвязанных блока, основным из которых является регулирующий блок. Он служит для выработки корректирующих управленческих воздействий на основе информации, полученной с помощью измерительно-генерирующего блока и их реализации и контроля исполнения через исполнительно-контрольный блок. Эффективное действие механизма регулирования социально-экономического развития макрорегионов с учетом модернизационных преобразований способствует повышению эффективности развития экономики макрорегионов в целом и должно осуществляться как на региональном, так и на государственном уровне. Таким образом, основное содержание стратегии регионального развития с учетом модернизационных преобразований представляет собой проекцию общенациональной стратегии социально-экономического развития на конкретные территории.
Главная задача разработки стратегии социально-экономического развития в региональном аспекте – нахождение оптимального баланса между необходимостью уменьшения межрегиональной дифференциации и обеспечения процессов интеграции социально-экономического пространства, с одной стороны, и концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития в целях обеспечения высоких темпов экономического роста – с другой. С точки зрения формирования национальной стратегии регионального развития основное требование, предъявляемое к отдельным стратегическим разработкам, заключается в их сопоставимости, позволяющей делать обобщения в части доминирующих проблем, наиболее часто осуществляемых действий, направленных на их решение, в выявлении приоритетных целей социально-экономического развития и т.п. Система стратегического управления региональным развитием содержит два основных блока: стратегический, ориентированный на процедуры разработки стратегии, и программный, обеспечивающий разработку и осуществление программ, реализующих принятую стратегию. Функции мониторинга и тактического управления процессом реализации программ, оценка качества принятия тактических решений реализуются в ходе подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности региональных администраций.
Перечисленные выше аспекты содержания стратегии регионального развития позволяют говорить о необходимости формирования систем стратегического планирования на уровне субъектов Федерации. Центральным элементом системы стратегического планирования и управления в региональном разрезе являются стратегии и долгосрочные программы социально-экономического развития субъектов Федерации, которые затем интегрируются в единую национальную стратегию регионального развития. Региональная система стратегического планирования и управления необходима для создания долгосрочного прогноза и перспективного плана действий по решению проблем регионального развития. Она позволяет интегрировать в единый процесс всю деятельность в сфере стратегического управления – от мониторинга социально-экономической ситуации в области до формирования прогнозного бюджета развития, в котором предусматривается аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения запланированных действий администрации на долгосрочную перспективу.