Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1
2408 KB

Успешность профессиональной деятельности специалиста в любой области зависит, прежде всего, от уровня его общего развития. В современных условиях выпускник вуза должен обладать фундаментальной подготовкой; при быстром возрастании объема научно-технической информации вуз не в состоянии снабдить молодого специалиста знаниями на всю жизнь. Фундаментализация образования означает его направленность на универсальные и обобщенные знания, на формирование общей культуры, развитие обобщенных способов деятельности, самого мышления.

Освоение ФГОС ВПО третьего поколения требует глубокого реформирования как содержания, так и методов и приемов обучения. Процесс внедрения инновационных технологий в образовательный процесс вуза является велением времени и должен быть направлен не только на совершенствование специальных профессиональных компетенций, но и на развитие духовной культуры обучающихся, основными составляющими которой являются общеучебная культура и культура диалога. Очевидно, что главным условием формирования духовной культуры является субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента. Такое взаимодействие, в свою очередь, реализуется посредством личностно ориентированных образовательных технологий. В процессе обучения конструктивное взаимодействие преподавателя и студента реализуется в поисковых, проблемных и дискуссионных образовательных технологиях. Не случайно они классифицируются как диалоговые технологии, технологии сотрудничества и поиска смыслов. Диалог определяет контекст совместной учебной деятельности, в котором развиваются его субъекты.Диалогическое взаимодействие как учебная деятельность в процессе изучения гуманитарных дисциплин связана не только с узнаванием нового, но и с появлением нового в жизни и культурном пространстве обучающегося. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональная компетентность педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (А.И. Мищенко). Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности будущего педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Условно определяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) – не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действие», т.е. умений и навыков – главного критерия профессиональной подготовки.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего педагога, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во первых, профессионально компетентный преподаватель оказывает позитивное влияние на формирование творческих обучающихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций обучающихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». И все же, вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированный модели) выпускника того или иного уровня образования.

В переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обосновано судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «круг полномочий, прав какого либо лица, органа, круг вопросов, дел находящихся в чьем-либо ведение».

Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенций), не может быть в полной мере и социально-значимых аспектах ее реализовать.

Такое понимание находим в определение А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога- это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучение и развитие студентов.

Формирование современной компетентности будущей специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образам, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта- профессионала в системе «человек-человек».

Подготовка компетентного специалиста соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно- способным и жизнеспособным, невозможно без построения на научной основе соответствующей системы обучения.Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать трем составным частям: качеством, знаниям, умениям.

В их число входят

качества:

– выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;

– характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

– умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

– административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

– характеризующие отношения к людям: честность, воспитанность;

– характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.

знания профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности;

умения решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать к работе, планировать деятельности.

Этот перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010года определена основная цель профессионального образования- подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего соей профессией и ориентированного смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребности личности в получении соответствующего образования.

Необходимо формировать ценностно-смысловые компоненты компетентности будущего педагога.

Основными условиями развития профессиональной компетентности студентов является:

1. Организационно-управленческие (учебный план, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности, материально-технического оснащения образовательного процесса).

2. Учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).

3. Технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определения групп умений входящих в компетентность, использования инновационных технологий).

4. Психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определения критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия, включения студентов в самоуправление).

Созданием информационных условий для получения целостного представления о состояние формирования системы профессиональной компетентности, о качественных и количественных изменениях в ней может выступать педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и управленческого мониторинга с целью получения целостного представления о личности студента. Такой комплексный подход к изучению личности студента, учебной ситуации и т.д. направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных и личностных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности студентов и педагогов образовательным процессом, эмоционального состояния обучающихся, характеров взаимоотношений.