Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Релятивистская теория в 20 в. прочно завоевала свои позиции. В науке смирились с тем, что основные величины механики масса, длина и время стали относительными, зависящими от скорости. Вместе с тем тщательно охраняемые эталоны единиц их измерения также стали относительными.

Однако при изучении по учебникам физики раздела «Оптика движущихся сред и теория относительности» обнаруживаются некоторые логические неувязки.

Примеры. Для прямого эффекта Доплера, когда источник и приемник света движутся навстречу друг другу, практика дает формулу:


Здесь в числителе имеем скорость большую скорости света, что противоречит постулату о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Казалось бы, что релятивистская теория, опираясь на постулат, должна опровергнуть этот результат. Но практика есть критерий истины, поэтому приходится прибегать к различным математическим преобразованиям и условностям (v<<с), чтобы получить нужный результат, хотя бы и приближенный.

Здесь сам вид формулы указывает на несостоятельность постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы координат.

Подобно тому, как в релятивистской теории получена формула к эффекту Доплера, получается и формула, описывающая результат опыта Физо по определению коэффициента увлечения света движущейся средой. Здесь также используется релятивистский принцип сложения скоростей и то же условие (v<<с). В результате получается приближенная формула.

Подметим характерную особенность релятивистской теории.

При скорости равной нулю все выводы совпадают с выводами классической механики и поддаются непосредственному измерению.

При малых скоростях выводы оказываются приближенными по отношению к выводам классической механики.

При околосветовых скоростях выводы противоречат классической механике и измерению не поддаются. Приходится искать подтверждения косвенным путем. Например, трудность в изменении скорости тела объясняется увеличением его массы, увеличение дальности пробега μ - мезонов объясняется замедлением хода времени и сокращением длины.

Эти факты не могут являться доказательством справедливости выводов релятивистской теории, они просто не опровергают их.

Возможно существование других подходов для объяснения этих явлений.

Выводы релятивистской теории базируются на преобразованиях Лоренца, которые сами противоречат постулату о постоянстве скорости света. Вот фрагмент из этих преобразований, записанный в обратном порядке:

Здесь используются выражения с-v и с+v , которые не соответствуют постулату о постоянстве скорости света, а ведь это выражение используется в формулах, показывающих зависимость массы, длины и времени от скорости.

Согласно выводам релятивистской теории о зависимости длины от скорости электромагнитные волны вообще не должны существовать. Эти волны, в частности свет, распространяются со скоростью с=3∙108м/с. Из формулы  следует, что при v=с ℓ=0. Если ℓ=λ - это длина волны, то она равна нулю. Но при прохождении дифракционной решетки свет сохраняет свою скорость и в то же время проявляет свою индивидуальность, свет различного цвета проявляет свою длину волны.

Математика - дисциплина строгая, она с пунктуальной точностью обслужит каждого, кто даст ей постулат. Если данный постулат противоречит здравому смыслу, то и выводы будут соответствующими. Примеры тому в истории имеются.

В 19 ст. Лобачевский ввел в геометрию постулат, согласно которому через точку, расположенную вне прямой, можно провести больше, чем одну прямую, не пересекающую данную. В результате получил логически строгую непротиворечивую геометрию. Введенный постулат противоречил здравому смыслу, и выводы получились такими же: прямые и плоскости стали кривыми, приходилось выискивать поверхность, на которой выполнялись бы выводы и которую называли плоскостью. Не исключено, что если бы эту геометрию применили к законам механики, то масса, длина и время оказались бы переменными.

Постулат о постоянстве скорости также противоречит здравому смыслу. Невозможно представить, как может скорость какого - то объекта, пусть даже кванта света, быть одинаковой относительно других объектов, движущихся с различными скоростями. Такой постулат также может дать выводы, противоречащие здравому смыслу. Например, он приводит к нарушению равномерности хода времени.

Из приведенных выше рассуждений можно сделать вывод о том, что хотя бы часть из явлений, рассматриваемых релятивистской теорией, можно описать, минуя постулат о постоянстве скорости.

Попытаемся это сделать в дальнейшем.