Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF THE COGNITIVE NEEDS OF YOUNGER STUDENTS

Asylbaeva Zh.U. 1 Balykbaeva T.I. 1 Kudaibergenova M.B. 1 Murzabekova M.R. 1
1 South Kazakhstan State University im. M. Auezova
The paper deals with the development of possible ways of developing students` cognitive needs, serving the real basis of adaptation to the socio-economic conditions and are the basis for the preparation of a subsequent career.
educational needs
pupils
adaptation .

Введение

Социально-экономические и политические изменения, происшедшие в обществе за последние два десятилетия, существенным образом повлияли на характер воспитания и образования в нашей стране. Новая эпоха развития общества, обуславливает потребность в личности, способной творчески, активно познавать и преобразовывать окружающую действительность, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием, готовой гибко вписаться в систему новых социальных и производственных отношений. Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску наиболее эффективных форм образовательной деятельности, способствующих раскрытию максимальных возможностей личности познавать, объяснять окружающий мир и явления.

В современных условиях рост научного знания, его постепенное превращение в производительную силу общества делает профессионально необходимым наличие у специалистов прежде всего таких качеств личности, как стремление к постоянному пополнению знаний и творческому их применению в профессиональной деятельности. Эти качества, в основе которых лежат потребности в познании мира, должны формироваться в период обучения в школе, так как именно в этот период происходит становление человека как личности.

В связи с этим, возрастает необходимость в разработке возможных путей формирования у учащихся познавательных потребностей, служащих реальной основой адаптации к социально-экономическим условиям и являющихся базой для подготовки к последующей профессиональной деятельности.

Анализ литературных данных

Анализ зарубежной и отечественной философской и психолого-педагогической литературы показывает, что отдельные стороны исследуемой проблемы рассматриваются в тесной связи с исследованиями личности и деятельности. Проблема потребностей исследовалась Д. Аткинсоном, Б. Брентано, Б.И. Додоновым, А.В. Запорожцем, К. Левиным А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, А. Маслоу, В.С. Могуном, В.Н. Мясищевым, Г. Олпортом, К. Платоновым, Х. Холлом, и др.

Анализ литературы по теме исследования показал, что остаются недостаточно разработанными структура познавательных потребностей младших школьников, педагогические условия формирования познавательных потребностей младших школьников, обусловленные особенностями их возраста. Формы и методы обучения, используемые в традиционном обучении, не способствуют актуализации познавательной потребности младших школьников. Разрозненность требований, предъявляемых к учащемуся в учебном процессе, влияет на то, что у значительной части школьников снижено стремление к овладению способами усвоения знаний, поисковой деятельности, творческому самовыражению [1].

Анализ научных исследований и практического опыта формирования познавательных потребностей младших школьников позволил выделить основные направления в решении данной проблемы: выявлены условия развития познавательных потребностей старшеклассников (И.Н. Фролов, Ю.В. Шаров) и студентов высшей школы (Н.Г. Алиева, Н.Д. Творогова, Ю.М.Орлов и др.); определено влияние успешности учебной деятельности и связанных с ней новообразований личности школьника на формирование его познавательных потребностей (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина); проанализирован имеющийся практический опыт становления мотивов учения (Л.И. Божович, Л.П. Кичатинов, Л.С. Славина).

Вместе с тем, проведенное исследование позволило выявить недостатки в решении данной проблемы: не выявлены педагогические условия формирования познавательных потребностей младших школьников, обусловленные особенностями их возраста: принятием моральных и нравственных норм и ценностей общества; отношением к учебной деятельности как к значимой, социально-ценной деятельности, наличием ясно осознаваемых близких (конкретных) целей учения и соответствующих им мотивов; отсутствуют методические рекомендации по формированию познавательных потребностей младших школьников; недостаточно внимания уделяется формированию познавательных потребностей младших школьников с использованием внеклассных форм работы и др.

Материалы и методы исследований

Методологическим основанием исследования проблемы формирования познавательных потребностей младших школьников был избран личностно-деятельностный подход, основными концептуальными положениями которого явились: ориентация на личность ученика как цель, субъект деятельности и развития; признание уникальности каждого ребенка; создание условий для творческого самоопределения и самовыражения; опора в образовательном процессе на индивидуально-психологические особенности и субъектный опыт ученика.

Опираясь на этот подход и анализ литературы по теме исследования, мы сформулировали ряд положений, которыми руководствовались при определении сущности познавательных потребностей детей младшего школьного возраста: познавательная потребность имеет объективно-субъективную природу; объективная сторона познавательных потребностей отражает нужду в объективно существующих (созданных обществом) ценностях, нормах морали, информации об объектах, научных истинах и т. д.; субъективная сторона познавательных потребностей отражает проявление субъекта познавательной потребности как реально формирующейся личности, осознающей необходимость в получении информации о ценностях, нормах и т.д.; познавательная потребность как объективная биосоциальная необходимость выступает характеристикой деятельности; необходимость удовлетворения познавательных потребностей выражается различными психологическими регуляторами деятельности – установками, целями, мотивами, желаниями, интересами, стремлениями.

Эти положения и анализ публикаций позволил сформулировать рабочее определение познавательных потребностей применительно к младшему школьному возрасту: познавательные потребности рассматриваются нами как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности.

Выявлена специфика познавательных потребностей детей младшего школьного возраста, проявляющаяся в понимании младшими школьниками необходимости: познавать новое; проявлять интеллектуальную, эмоциональную, социальную готовность к познавательной деятельности, регулярной умственной работе; принимать ролевую позицию школьника; активно проявлять в учебной деятельности качества личности (прилежание, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в себе), определяющие ученика как субъекта познания.

В ходе исследования установлена структура познавательных потребностей младших школьников, которая включает компоненты: представления об образе ученика (представления об обязанностях ученика и его долге, понимание необходимости выполнять обязанности ученика); познавательный интерес (характер отношения к учению, предпочтения младших школьников, связанные с учением); познавательная установка (проявление готовности выполнять учебные задания, наличие личностных свойств: ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, познавательной активности, настойчивости при выполнении учебных заданий); познавательные ценности (понимание важности учения как ценности для себя и для общества, принятие учеником познания нового как значимого события своей жизни, рассматриваемого как ценность).

Разработанная структура познавательных потребностей явилась основанием для определения критериев их сформированности: представления о совокупности норм и правил поведения ученика, его обязанностях, понимание необходимости их выполнять; отношение к учению; готовность к учебной деятельности; осознание ценности познания.

В соответствии с выделенными критериями охарактеризованы уровни сформированности познавательных потребностей: высокий, средний, низкий, низший.

Определен комплекс методов оценки уровня сформированности познавательных потребностей: беседа, анкетирование, контент-анализ сочинений учащихся, альтернативные сочинения, неоконченные предложения, метод ранжирования, наблюдение.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов исходного констатирующего эксперимента свидетельствует о недостаточной сформированности познавательных потребностей младших школьников. У учащихся экспериментальных и контрольных групп преобладает низкий 39,6% и 40,0% и низший 28,5% и 22,2% уровни сформированности познавательных потребностей. Средний уровень имеют 22,2% учащихся экспериментальных и 24,3% учащихся контрольных групп.

У учащихся всех групп наименее сформированными оказались представления об образе ученика, познавательный интерес, познавательные ценности.

Основой мотивации познавательной деятельности являлся процесс формирования у младших школьников внутренней позиции ученика, которую Л.И. Божович определяет как систему установок, мотивов, связанных с актуальными потребностями ребенка и определяющих собой основное содержание и направленность его деятельности в данный период жизни. Опираясь на данное положение, формирование у младших школьников внутренней позиции ученика мы обеспечивали становлением мотивов их познавательной деятельности, проявляющихся в их познавательных потребностях.

Формирование мотивации познавательной деятельности осуществлялось в форме внеклассных занятий (в режиме группы продлённого дня). Была разработана и применена методика формирования мотивации познавательной деятельности младших школьников. В основу построения методики положены приемы: вовлечения учащихся в учебные ситуации, способствующие осознанию младшими школьниками важности учения как ценности и своей готовности к познавательной деятельности; разрешения проблемной учебной ситуации.

Реализация данных приемов осуществлялась с использованием разноуровневых вопросов (репродуктивных, аналитических, продуктивных) для бесед и заданий, связанных с изменением условий конкретной учебной ситуации. Для этого был составлен перечень утверждений, отражающих внутреннюю позицию ученика, его отношение к учению, в соответствии с выявленными особенностями познавательных потребностей учащихся младшего школьного возраста. Применение методики формирования мотивации познавательной деятельности младших школьников позволило:

1) обеспечить включения младших школьников в рефлексивную деятельность, направленную на актуализацию их готовности к познавательной деятельности;

2) формировать познавательные мотивы учебной деятельности и ценностное отношение к ней;

3) формировать осознанное целостное представление о себе как о субъекте учения.

Вовлечение учащихся в учебные ситуации, требующие осознанного проявления ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, выполнения своих учебных обязанностей, терпения, уверенности в себе, понимания значения учения для себя и для общества, для будущей профессии, желания познавать новое, читать книги, быть интересным собеседником способствовало выявлению школьных трудностей учащихся начальной школы. Это позволило не только осуществлять помощь школьникам в осознании причин школьных трудностей, но и стимулировало детей к проявлению настойчивости в их преодолении, что обеспечивало формирование мотивации их познавательной деятельности и готовности к регулярной умственной работе.

На завершающем этапе формирования мотивации познавательной деятельности мы выяснили отношение младших школьников экспериментальных групп к познавательной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах увеличилось количество школьников: осознающих пользу хорошей учебы для получения профессии на 50,7%; осознающих пользу учения для себя – на 43,8%; готовых проявлять дисциплинированность и ответственность на уроках для улучшения успехов в учении – на 48,6%; осознающих необходимость выполнения учебных обязанностей – на 52,2%; готовых преодолевать трудности в учении, проявлять настойчивость, уверенность в себе – на 52,1%; желающих вступать в отношения со сверстниками с целью принятия их помощи – на 61,8%

Эти результаты подтверждают наличие положительной мотивации познавательной деятельности у значительного количества учащихся экспериментальных групп, принявших утверждения, отражающие внутреннюю позицию ученика.

В ходе исследования выявлены и обоснованы особенности формирования познавательных потребностей младших школьников: опора на наглядно-образное мышление во время занятий; приоритетное использование стимулирующего материала (рисунки с заданиями); использование форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в различные виды познавательной деятельности: игровую, творческую, рефлексивную; создание ситуаций и форм деятельности, которые, учитывая имеющийся познавательный опыт школьника, способствуют актуализации его познавательных возможностей.

Процесс формирования познавательных потребностей младших школьников основывался на принципах: учета потенциальных возможностей; осознания школьниками ценности учения; познавательной активности; учета их субъектного опыта; готовности к ответственным действиям; самореализации в творческом самовыражении.

Для реализации принципов формирования познавательных потребностей младших школьников были проведены тематические классные часы с использованием стимулирующего материала в рабочей тетради «Хочу все знать» для учащихся начальной школы.

Необходимость включения младших школьников в практико-ориентированную познавательную деятельность, способствующую самореализации в творческом познании мира обусловлено, как показывают наши исследования, недостаточной сформированностью у учащихся их познавательных возможностей, когнитивной и эмоциональной сфер их личности, определяющие их потребность к познанию нового.

Включение школьников в практико-ориентированную познавательную деятельность с целью формирования их познавательных потребностей реализовывалось в процессе выполнения психолого-педагогического практикума «Как я познаю мир», включающего в себя программу из трех разделов: «Введение», «Мои навыки познания», «Что я знаю о себе» и приложение, в котором имеются методики самодиагностики и самопознания познавательной направленности, игры и упражнения на развитие познавательной сферы личности младшего школьника, вербальные и невербальные задания для развития познавательных возможностей (общеучебных умений) детей.

Содержание программы практикума направлено: на расширение представлений младшего школьника о себе как человеке, ученике и своих познавательных возможностях; на формирование когнитивной и эмоциональной сфер личности младшего школьника, обусловливающих творческий процесс познания; на формирование личностных свойств младшего школьника, определяющих их готовность к учению.

В процессе выполнения практикума «Как я познаю мир» у учащихся развивались их познавательные возможности, личностные свойства (трудолюбие, познавательная активность, уверенность в себе, стремление к успеху), определяющие успешность учения школьника. При этом использовались следующие методы и приемы: ролевые и подвижные игры, проективный рисунок, упражнения, тренинги, творческий рассказ, что способствовало формированию познавательной установки, проявляющейся в готовности школьников к познавательной деятельности.

Знакомя младших школьников с особенностями их познавательной сферы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение), мы решали задачу развития их когнитивной сферы и общеучебных (ориентировочных, исполнительских, оценочных) умений, обусловливающих их готовность выполнять учебные задания, проявлять активность настойчивость в познании нового.

В процессе проведения занятий с использованием невербальных заданий по формированию общеучебных умений школьники учились работать в сотрудничестве со взрослыми, принимать помощь. Это способствовало более тесному эмоциональному контакту испытуемых со взрослым и повышало их познавательную активность, что является одним из условий развития их познавательных потребностей.

Вовлечение школьников в практико-ориентированную деятельность с целью формирования уверенности в себе, способствующей успеху в учении, осуществлялось с помощью упражнений по снятию напряжения, преодолению страха, обиды, гнева, по умению сдерживать свои переживания, эмоции.

Результаты заключительного констатирующего эксперимента показали динамику роста всех уровней сформированности потребностей младших школьников.

В экспериментальных группах увеличилось количество школьников: высокого уровня на – 12,3%, среднего уровня на - 22%. Количество учащихся данных групп низкого уровня сократилось на - 9,9%, низшего уровня на – 24,4.

В контрольных группах динамика роста показателей сформированности познавательных потребностей незначительна.

Достоверность результатов формирующего эксперимента определялась по критерию Розенбаума. Различия показателей уровней сформированности познавательных потребностей младших школьников экспериментальных групп явились достоверно значимыми на уровне вероятности 95% (Qэмп = 32; Qкр = 8; Qэмп > Qкр , P ≤ 0,05).

Заключение

Определены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены .условия, обеспечивающие эффективность формирования познавательных потребностей младших школьников: формирование мотивации познавательной деятельности младших школьников на основе их личностно значимых действий и представлений о себе как о субъекте учения; реализация принципов формирования познавательных потребностей (учета потенциальных возможностей ребенка, осознания школьниками процесса учения, учета их субъектного опыта, познавательной активности, готовности к ответственным действиям в учении, самореализации в творческом познании); формирование у младших школьников адекватного представления ролевой позиции ученика, проявляющейся в личностных свойствах (ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, познавательной активности, настойчивости уверенности в себе); включение младших школьников в практико-ориентированную познавательную деятельность, способствующую самореализации в творческом познании мира.

Разработаны организационно-методическое обеспечение и научно-практические рекомендации по совершенствованию формирования познавательных потребностей младших школьников.

Таким образом, результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.