Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CURRENT ASSESSMENT OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES IN THE FRAMEWORK OF DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» GEF DIRECTIONS OF A BACHELOR DEGREE

Khoda L.D. 1
1 Technical Institute (branch) of the Federal state Autonomous educational institution of higher professional education «North-East Federal University named after M.K. Ammosov»
The contents of the material on the current assessment activities in the framework of discipline «Physical culture» technical and humanitarian directions of a bachelor degree of a technical University, which enables you to define during the semester and a milestone on certification in the end of the semester formed of common cultural competences. As an example describes the materials for students of the first course in the first semester.
physical culture
general cultural competence
content of the assessment of competence
memo to the student
the formation of competence.

Введение

На протяжении трехлетнего обучения дисциплине «Физическая культура» необходимо сформировать общекультурную компетенцию, структуру которой составляют компетенции, формируемые в течение 6 (4) семестров [1].

1 семестр: Методика проведения комплекса упражнений для повышения работоспособности. 2 семестр: Методика самомассажа. Оценка двигательной активности и суточных энерготрат. 3 семестр: Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля. 4 семестр: Методы регулирования психоэмоционального состояния. Самооценка ОФП и СФП. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. 5 семестр: Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. 6 семестр: Методики самостоятельного освоения элементов ППФП.

Материал исследования

Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию, или подтверждение того, что студенты освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Методы оценки направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.

Оценка компетенции проводится на учебных занятиях (семинарских, практических).

Сбор свидетельств осуществляется непрерывно в течение всего семестра (периода) обучения, т.е. в процессе освоения компетенций в определенных заранее контрольных точках (текущий контроль), а также в ходе итоговой оценки в конце семестра (рубежный контроль).

Отличие оценки компетенций от традиционной: отсутствие отметок, сравнение результатов с разработанными критериями.

Содержание качественной оценки включает: обоснованность – средства оценки оценивают именно ту компетенцию, которая является целью обучения; достоверность – одинаковые условия для оценки всех обучающихся; применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам; гибкость – оценка проводится по мере накопления образцов деятельности и готовности студента к оценке освоенной компетенции.

Методы оценки: собеседование; опрос; сбор образцов деятельности студента, демонстрирующий освоение ими требуемой компетенции (письменные работы - комплексы упражнений, конспекты занятий, материалы расчетов, результаты функциональных проб, дневники самоконтроля и др.); практические работы по демонстрации умений (компетенций) - оценка освоения указанных ключевых компетенций [2].

Результаты исследования

Демонстрация текущего формирования компетенции проводится индивидуально или в группе в различных условиях - в учебной аудитории, в лаборатории, в спортивном зале.

Теоретический материал помогает студентам подготовить проверочные работы методико-практического раздела (отражающие формирование умений): составить комплекс упражнений, изучить приемы, выполнить расчет, подобрать методы и вести дневник самоконтроля, составить конспект физкультурного занятия, оздоровительные и профилактические комплексы профессионально-прикладной физической подготовки, изучить профессиограмму и ознакомиться с профзаболеваниями.

Методами оценки сформированности компетенций являются: тестирование, проверочные работы, собеседование, задания, дневники самоконтроля, практические задания по демонстрации умений (компетенций).

Разработка модуля (спецификация) и руководства по модулю осуществляется в соответствии с формируемой компетенцией и разрабатывается кафедрой на весь период обучения студента дисциплине «Физическая культура» [3].

Спецификация модуля № 1 «Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента» для студентов 1 курса в осеннем семестре включает следующее содержание.

«Задача модуля: Владеть средствами и методами регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года.

Знания:

- Факторы, определяющие работоспособность.

- Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году.

- Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

- Регулирование работоспособности. Профилактика утомления студентов в отдельные периоды учебного года.

- Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

Умения:

1. Умеет подобрать средства и методы для регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года (форма проверки – собеседование).

2. Составляет индивидуальную программу регулирования работоспособности в период обучения и в период сессии (форма проверки – письменная работа).

3. Составляет комплекс упражнений (3-5 и 8-10 упражнений) для повышения работоспособности (форма проверки – письменная работа).

Действия:

1. Проводит комплекс упражнений для повышения работоспособности (форма проверки – практическая работа).

Ресурсы:

Материально-техническая база спортивного комплекса.

Оценка: знает методы регулирования работоспособности, осуществляет подбор упражнений для повышения работоспособности в различных ситуациях, демонстрирует практические навыки выполнения комплекса упражнений для повышения работоспособности индивидуально и с группой».

Для контроля за уровнем формирования компетенции разрабатывается сводная ведомость освоения модуля (табл. 1).

Для студента разрабатывается памятка по освоению модуля, в которой прописано в какой форме будет проходить текущая и итоговая оценка, форма и время предоставления заданий.

«Памятка освоения модуля № 1 «Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента».

Задача модуля: владеть средствами и методами регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года.

Студент должен освоить и уметь выполнять следующие виды деятельности.

1. Подбирать средства и методы для регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года (форма проверки – собеседование на семинарском занятии, 1 неделя семестра, 5-бальная система оценки)

2. Составлять индивидуальную программу регулирования работоспособности в период обучения и в период сессии (форма проверки – письменная работа на семинарском занятии, 1-2 неделя семестра, 5-бальная система оценки).

3. Составлять комплекс упражнений для повышения работоспособности (от 3-4 до 8-10 упражнений) в различных ситуациях (форма проверки – письменная работа на семинарском занятии, 1-2 неделя семестра, 5-бальная система оценки, в соответствии с основными методическими требованиями).

4. Выполнять комплекс упражнений для повышения работоспособности (форма проверки – практическое выполнение на практическом занятии, 2-10 недели семестра, 10-бальная система оценки, в соответствии с основными методическими требованиями).

Текущее оценивание: оценка знаний при собеседовании, оценка письменной работы; итоговое оценивание в семестре: практическое выполнение подготовленного комплекса упражнений с группой».

В обязательном порядке на кафедре физического воспитания должны быть предусмотрены необходимые условия для успешного формирования у студентов определенной компетенции.

Таблица 1

Сводная ведомость освоения модуля

Название модуля

«Регулирование работоспособности студента в учебном году»

Номер модуля - 1

Учебная группа

Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О.

студента

Прошел

собеседование

да\нет

Выполнил

письменную

работу 1

да\нет

Выполнил

письменную

работу 2

да\нет

Выполнил

комплекс

упражнений

да\нет

Модуль освоен

да\нет

Дата

завершения обучения по модулю

1.

2.

Заключение

Формирование компетенций по каждому конкретному модулю позволяют в течение 6 семестров сформировать у студента общекультурную компетенцию, сформулированную в федеральных государственных стандартах направлений бакалавриата.