Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Функционирование и генезис эмоций - одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Проблема эмоционального развития детей признана одной из самых актуальных и дискуссионных. Изучение характера связей между особенностями протекания эмоциональных процессов, выражающихся в пороге эмоциональных реакций и форме их выражения (эмотивностью), и эмоциональной импрессивностью, особенностями представлений детей об эмоциях, является важным с точки зрения понимания генезиса экспрессивно-коммуникативной функции эмоций и определения основных направлений в работе по ее развитию и формированию представлений об эмоциях.

Цель проведенного нами исследования заключалась в том, чтобы выявить связь между уровнем эмотивности детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития их представлений об эмоциях. В исследовании приняли участие 125 детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики уровня эмотивности использовались методики: методика дифференцированной оценки эмотивности Е.В.Никифоровой; методика наблюдения С.И.Изотовой; методика экспертного оценивания Т.А.Данилиной. Сопоставив результаты диагностики с помощью различных методик, мы выявили, что 15% детей характеризуются низким уровнем эмотивности, 33% - средним уровнем эмотивности, 52% - высоким уровнем эмотивности. Представления дошкольников об эмоциях диагностировались с помощью следующих методик: методика изучения понимания эмоциональных состояний людей Г.А.Урунтаевой, методика «Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотовой. В результате обработки данных диагностики выявлено, что из общего количества детей 40% показали высокий уровень представлений об эмоциях,35% - средний уровень и 25% детей- низкий уровень.

Для выявления связи уровня эмотивности детей и уровня представлений детей об эмоциях мы сопоставили результаты диагностики. Статистическая обработка данных с помощью критерия Крускала-Уоллиса показала, что группы детей, отличающихся по уровню эмотивности, статистически достоверно различаются по уровню представлений об эмоциях. Минимальный уровень представлений об эмоциях выявлен у испытуемых с низким и высоким уровнем эмотивности, максимальный уровень представлений об эмоциях характерен для испытуемых с близким к среднему уровнем эмотивности. Был сделан вывод о том, что у низкоэмотивных детей низок уровень представлений об эмоциях, поскольку для них характерен бедный эмоциональный опыт. Высокоэмотивные дети характеризуются более низким уровнем представлений об эмоциях, что объясняется доминированием аффективной составляющей представлений над когнитивной. То есть ребенок, чаще и глубже чувствующий (переживающий), имеет отдельные, разрозненные знания об эмоциональной сфере человека и его эмоциональный опыт, скорее, мешает систематизации данных знаний, хотя, безусловно, углубляет их.

Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации по проведению целенаправленной психолого-педагогической работы с целью эмоционального развития детей с учетом уровня их эмотивности: у детей с низким уровнем эмотивности следует проводить особую работу по активизации эмоциональной сферы (экспрессивного и импрессивного компонентов), обогащению эмоционального опыта (когнитивного и аффективного), развитию кодирования и декодирования эмоций. В работе с детьми с высоким уровнем эмотивности следует обращать особое внимание на развитие осознания эмоциональных переживаний, систематизацию знаний об эмоциональной сфере человека.