Смена общественно-культурного и экономического строя в 90-х годах XX столетия в России потребовало смену стереотипов, форм, норм и традиций, соответствующих ситуативным установкам нового времени. Разумеется, изменения не смогли не затронуть всё образование в целом и высшее образование в частности. Произошла коренная переориентация основ образовательной деятельности. Интеграция высших учебных заведений страны в мировую образовательную систему должна была решить несоответствие документов об образовании степеней и званий, однако всё было сделано наспех без подготовки, что на самом деле принесло не пользу, а вред, который продолжает расползаться и уничтожать устойчивую систему образования, создаваемую не одним десятилетием.
Созданное за годы преобразования в России многообразие видов и типов учреждений высшего образования совершенно не учитывало потребность подготовленных специалистов в различных видах производственной, научной, культурной, общественной, учебной и др. видах деятельности. Предоставленная самостоятельность высшим учебным заведениям ограничивается решением законодательных органов об уменьшении высших учебных заведений за счёт их слияния и изменения статуса и содержания образования без учёта потребностей общества в конкретных специальностях в конкретных регионах страны. Образовательное пространство страны было нарушено с помощью уничтожения педагогических вузов и их филиалов, сокращением сельских школ и высших учебных заведений, имеющих государственный статус, а негосударственные вузы «плодятся» как грибы без учёта необходимой потребности специальностей для общества.
Отсутствие персональной ответственности за проведение реформ в образовательной системе страны, даёт возможность реформаторам на негативное проведение изменений относительно желаний общества, науки и педагогического содружества. Необходимость изменений в свете замены одного социально-экономического строя на другой нужна, но для этого необходимо было бы привлечь деятелей науки и практики, а не только чиновничий аппарат, который и привёл к общему развалу всей образовательной системы страны.
Развитие высшего профессионального образования в России требует выверенных и осторожных шагов, направленных на оптимизацию совершенствования содержания образования, планирования выпуска специалистов и их трудоустройство, однако ничего этого не проводится и не учитывается, так как частным предпринимателям дипломированные специалисты не нужны, они живут одним днём и не занимаются стратегическим планированием. На наш взгляд вся проблема разрушения системы образования находится во внешнем мире, который, в конечном счёте, вырабатывает свои структурные характеристики отдельным направлениям жизнедеятельности общества. В числе этих направлений находятся: экономика, семья, судебные и полицейские структуры, государство и др. Развиваясь, эти направления, становятся самодостаточными, они отдаляются от всего мира и живут только своими запросами и проблемами, решая проблемы за счёт других направлений. Увеличивая личностную власть, эти структуры начинают управлять всем миром, забывая о запросах общества, и выдвигая на первое место свои корпоративные интересы.
Проблема разрушения образовательной сферы, происходящей в современной России налицо – происходит расслоение запросов общества, опираясь на это, формируется господство корпоративных интересов. Корпоративные же интересы порой становятся настолько личностностными, что, противодействуя интересам государства как единой системы, которая функционирует в пользу всего населения и для всего населения, в той же мере, как и население, приносит пользу всему государству, живёт своим замкнутым миром. Существующие разногласия имеют широкий диапазон предположений, которые должны высказываться, чтобы можно было бы понимать друг друга, но они не высказываются и поэтому общество не может достичь всеобщего согласия, отсутствует взаимосвязь функциональных действий, сохраняющих целостность системы образования.
Целью вмешательства является реорганизация внешней среды таким образом, чтобы исключить воздействие стимулов, подкрепляющих нежелательное поведение и максимизировать положительное подкрепление замещающего поведения [2].
Отношение Министерства образования и науки РФ к собственным вузам особенно педагогическим просто наплевательское, это самый мягкий синоним. Приведу следующий пример, ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» остался единственным педагогическим вузом в Ростовской области, где население более 4,2 млн. жителей в основном это сельские районы 50% приходится на города крупные и мелкие и остальные 50% на сельские поселения. Институт в основном готовит кадры для сельских школ, более 60% выпускников работает в этих школах. В октябре вуз прошёл аккредитацию, проверка шла основательная в течение недели и результаты были объявлены положительные, но потом вдруг приехал один представитель Министерства образования и науки РФ «потоптался» в ректорате с 9.00 до 17.00 и уехал. Через две недели приказ по министерству вуз аккредитацию не прошёл – это, что такой умный представитель, что наплевал на результаты самоаттестации, результаты ведомственной комиссии и выставил свой надуманный результат, а Министерство образования и науки РФ его поддержало.
Внешний мир состоит из важнейших компонентов, которые подчинены системному взаимодействию эти компоненты не могут отделяться друг от друга, поскольку каждый элемент находится в зависимости другого. Нельзя рассматривать образование, культуру, общество, личность независимо друг от друга они проникают друг в друга, развиваясь, таким образом, превращаясь в сложный конгломерат части структуры, приобретают в процессе развития большую сложность и дифференциацию, если чиновники от образования это забывают, то им место совершенно в других структурах.
Образование остаётся связующим звеном важнейших компонентов внешнего мира, ибо без него не может осуществиться культурное воспроизводство, не сможет произойти социальная и образовательная интеграция, которая в системном проявлении развития общественных отношений играет огромную восстанавливающую роль.
Проблема современной России заключается в раздроблении целостной системы образования и воздействии на неё корпоративных интересов не зависимо от интересов государства, напрашивается эффективное решение – соединить систему и подчинить её государственным интересам, но корпоративное влияние оказывается сильней интересов государства, поэтому продолжается распад и уничтожение системы.
Острота проявления отношений социальной напряженности усугубляется объективным расслоением общества, являющегося следствием рыночных реформ и демократических преобразований, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей у молодежи, трудностями их освоения, возрастными психологическими особенностями [3].
Если мы ежегодно утверждаем бюджет страны, то почему мы не можем применить стратегическое планирование по отдельным направлениям бюджетного финансирования. Идёт экономия во всём, что касается образования, культуры, медицины, но при этом выделяются огромные деньги на проведение Олимпиад, чемпионатов, универсиад. Одна 120-дневная эстафета Олимпийского огня по всей стране стоит огромных денег, а нужно ли это нашему народу и образованию? Несмотря на то, что западные страны отказываются в проведении таких мероприятий, ссылаясь на нехватку бюджета, а их население живёт намного лучше, чем наше, мы даём согласие и опять вся страна, напрягаясь, будет стараться, чтобы удивить весь мир одним спортивным мероприятием в виде универсиады в Красноярске.
Таким образом, разделяя интерес некоторых чиновников к сознательному креативному действию, относительно преобразований в образовательной сфере, следует заметить, что этот интерес ограничен признанием значения неосознанного поведения, которое стремится выбрать наиболее эффективные средства для достижения поставленной цели. То влияние, которое имеют чиновники от образования, предсказывает о ещё больших потерях, предстоящих в образовательной сфере России.
Тем не менее, многие научные деятели и практики образовательной сферы, рассматривающих взаимосвязь деятельности и поступков, поясняют в своих трудах о динамической составляющей такой взаимосвязи. Мы совершенно исключаем внимание к вопросам морали, которая в последнее время просто требует к себе более внимательного отношения, ибо последующие поколения растопчут все исторические корни традиций, правил и норм поведения, вырабатываемых предшествующими поколениями. Мир изменился, но отказ от истории ещё никогда не приводил к эффективному настоящему и будущему, необходима коррекция и эволюция при разработке новых традиций, правил, норм в условиях нового социально-экономического и общественного строя.
Видимые различия отчасти объясняются разницей в теоретических истоках и референтных группах. Любой индивид соотносит себя с социальной общностью на мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке, которым считает эталоном с существующими нормами поведения. Понятно, что референтные группы имеют две противоположные функции сравнительную и нормативную. Они также могут быть положительными и отрицательными, как правило, желание индивида приближается больше к положительной группе, а отрицательную группу он отвергает, по крайней мере, ему это так кажется.
Другим источником различий являются неодинаковые исходные традиций, поскольку основные различия имеют природу социального происхождения индивида. Различие традиций демонстрируется в направлении деятельности, другие имеют отклонения в сторону социальной структуры, являясь при этом основой воспитания для данного индивида. Способы понимания интегрированной структуры межличностного взаимодействия, из которых происходят идеи для моделирования уровня анализа содержания исторических вопросов морали, концентрируются на создаваемой образовательной платформе современности с учётом всех условий, влияющих на содержательную часть образовательной сферы.
Максимальное использование на уроке наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала и других элементов преподавания делает урок разнообразным, мало утомительным, достаточно эмоциональным и вместе с тем, целенаправленным. Щадящий учебный режим, проводимый учителями, осуществляется уменьшением количества самостоятельных заданий на уроке, контролем над отдыхом ученика на перемене, временным освобождением от одного урока предусмотренным школьном расписанием в течение дня, уменьшением или дифференцированием по степени трудности домашних заданий, и согласованием их с воспитателями [1].
Чтобы подготовить хорошего учителя, необходима практика в таких учебных заведениях, где будущий профессионал сможет не только увидеть, но и услышать профессионала, как он заинтересовывает, как организует урок, что получает в виде заработной платы, как готовится к уроку и как снабжены классы необходимым оборудованием.
Мы говорим о содержательности высшего образования, забывая при этом, что в высшем образовании 80-х в отличие от 2-х тысячных, было предусмотрено государственное планирование на трудоустройство выпускников. С приходом рыночных отношений такая потребность государства ушла на задний план или вовсе пропала.
У рынка же тоже такой потребности нет, поскольку впереди обозначена потребность быстрее нажить состояние и перевести его на Запад, чтобы там им воспользоваться. Чтобы прибыль вкладывать в развитие собственного дела и для этого привлекать хорошо обученных профессионалов, желания нет, лучше получить увеличение собственных капиталов за счёт необученной и дешёвой рабочей силы. Разумеется, от такого отношения внутреннего капитала к политике государства, общества страдает в целом всё образование и высшее образование в частности, эффективность которого падает, поскольку заказа государства и рынка на знание нет и, знания которые обеспечит эффективность высшей школы в целом.
Осмысление понятийно-категориального аппарата образования требует основного согласования условий развития образования в новых социально-экономических и общественных условиях, обуславливающих существование образования, о развитии в таком положении и речи быть не может, поскольку у реформаторов нет чёткой позиции по реформированию образования и результатов, к которым необходимо стремиться.
Таким образом, в столь коротком анализе невозможно полностью раскрыть все фундаментальные различия высшего образования восьмидесятых годов от двухтысячных годов, поскольку высшее образование можно сравнить с айсбергом, где меньшая часть видна и познаваема, а большая скрыта и в ней кипит внутренняя жизнь. Жизнь, которая, несмотря на сопротивление, двигает высшее образование вперёд к развитию и совершенствованию. Знание же скрытой деятельности образования недоступно многим, что в свою очередь, как это не странно обеспечивает эффективность деятельности высшей школы в целом.