Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

TESTING AS A TOOL FOR THE FINAL STATE CERTIFICATION OF BACHELORS

Durneva E.E. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
The technology of conducting final certification of bachelor’s graduate students is proposed in the article; it includes three stages: testing of key world outlook and normative competencies, solving of integrated professional task / case, protection of final qualification project. Testing is recommended to use as a tool for assessment of key world outlook competencies, which are included into competence model of graduate student. Also normative competencies at first and second level could be assessed using testing.
final state certification
assessment of the quality of education
competence approach
competence model of graduate student
testing.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированности компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю (НКП), его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:

  • государственный экзамен;
  • защита выпускной квалификационной работы (проекта).

Программы государственных экзаменов, критерии оценки, тематика и критерии оценки выпускных квалификационных работ разрабатываются выпускающими кафедрами, утверждаются на ученом совете факультета, после согласования с методическим отделом утверждаются высшим учебным заведением.

Государственный экзамен, направленный на оценку уровня формирования компетенций студентов, целесообразно проводить в 2 этапа:

  • тестирование;
  • решение кейса/ профессиональной задачи.

Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентностную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.

Содержание тестовых заданий и выбор компетенций, оцениваемых в рамках данного этапа, должны соответствовать нормативному компетентностному профилю направления подготовки, зафиксированному в паспорте компетентностной модели выпускника.

Хорошо зарекомендовавшими себя аналогами в мировой практике предлагаемой системы является признаваемые во многих странах тесты «GRE - (graduate record exam)», «GMAT (graduate management admission test)», учитываемые при поступлении в магистратуру.

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Этапы разработки теста:

1. Постановка цели задания – выбор компетенции, на выявление уровня формирования которой направлено задание;

Разработчик должен четко представлять ответ на вопрос – «Что именно должно выявить задание?»

Четкая формулировка цели задания непосредственно связана с назначением разрабатываемого задания и служит главным ориентиром в процессе его разработки.

2. Выбор конкретного суждения (элементарной дидактической единицы), степень усвоения которой подлежит оценке в процессе тестирования обучающихся.

3. Выбор вида неизвестного/искомого, смысл и значение которого обеспечивают объективную диагностику формирования компетенции и усвоения конкретной дидактической единицы или их совокупности, включая связи и отношения между ними.

4. Выбор одной из стандартных конструктивных форм задания – открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • форма должна соответствовать назначению задания;
  • форма должна соответствовать виду неизвестного/искомого;
  • форма должна обеспечить получение однозначно интерпретируемого и объективного результата тестирования.

5. Проектирование тестовых заданий, свойства которого должны соответствовать показателям качества, перечисленным в разделе 1.3 «Качество базы тестовых заданий и тестовых заданий».

6. Проектирование образцового решения, свойства которого соответствуют технологическим условиям выполнения задания и оценки получаемых результатов. Тестовые задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Большая часть заданий может использоваться как для самообучения, самоконтроля, так и для контроля преподавателями и проверяющими органами, в связи с чем очень важно, чтобы образцовое решение сопровождалось указаниями к решению, точными и полными ответами.

7. Авторская экспертиза формы и содержания задания:

  • проверка геометрических свой конструкции задания в целом и его основных частей – определяющего и определяемых концептов;
  • проверка синтаксической (грамматической) правильности выражений, формулировок определяющего и определяемых концептов; обратить особое внимание на проверку грамматической согласованности концептов;
  • проверка и уточнение смысла и значения использованных понятий, фраз, оборотов, формул, схем, чертежей, знаков, символов;
  • внесение необходимых корректив;
  • оценка свойств задания на соответствие показателям качества. К показателям качества в данном случае относятся:
  • Компетентностная направленность базы тестовых заданий: база тестовых заданий должна обеспечивать выявление уровня формирования компетенций, соотнесенных с данной формой аттестационного испытания;
  • Полнота содержания. База тестовых заданий должна охватывать все определенные для данного этапа ИГА компетенции;
  • Достаточный объем. Количественный состав тестовых заданий разных форм, представленных в базе тестовых заданий должен быть достаточным по объему. На каждую компетенцию должно быть составлено не менее 10 тестовых заданий.
  • Ясная структура. Должны быть определены правила упорядочения тестовых заданий базы.
  • Пригодность для использования тестирования с различными целями. Тестовые задания будут использоваться для различных целей: входной, промежуточный, итоговый контроль. Для того, чтобы тестовые задания были универсальными и могли использоваться не только для целей контроля, но и для самодиагностики и саморазвития студентов нужно давать развернутые обоснования правильных ответов, желательно даже с указанием номера страницы учебно-методических материалов.
  • Наличие в базе тестовых заданий разнообразных форм. Эффективное применение тестовых заданий различных форм: открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д.

8. Авторская экспертиза образцового решения:

  • проверка значения и смысла искомого на соответствие условию задания;
  • проверка полноты различных форм (способов) выражения искомого, которые может применить тестируемый и которые должны оцениваться как верные результаты выполнения задания;
  • проверка тождественности каждого из возможных вариантов представления верного результата истинному значению и смыслу искомого.

9. Присвоение заданию идентификационного имени с цифровым кодом, указывающим принадлежность разработанного тестового задания определенной структурной части базы тестовыхх заданий и порядковый номер задания, например, «ТЗ-ПК1.01», где «ТЗ» - условное имя, «ПК01» - номер компетенции, «01» - порядковый номер задания.

10. Разработка других тестовых заданий повторением действий, перечисленных в пунктах п.п. 1-9.

11. Формирование базы тестовых заданий.