Высокая чувствительность детского организма к влиянию внешнесредовых факторов, резкое увеличение стрессовых воздействий на детей школьного возраста с одновременным снижением их адаптационных возможностей, изменяющаяся система общего среднего образования приводит к широкому распространению и постоянному росту психосоматических расстройств в данной когорте населения [1, 4, 6].
Эта тенденция наблюдается во всех регионах России и во всех возрастных группах [2,7].
Известно, что психосоматические расстройства (ПСР) относят к мультифакториальным заболеваниям. Тем не менее, работ, посвященных специальному изучению факторов риска возникновения ПСР на представительных выборках детей и подростков, до сих пор, опубликовано немного [1, 10, 11].
Выявление, поддержка, социализация одаренных школьников, как носителей «золотого» генофонда страны, является приоритетной задачей нашего государства. Несмотря, на большое количество работ по изучению психологического состояния одаренных детей [5, 9], исследований по изучению состояния здоровья высокоинтеллектуальных школьников в отечественной и зарубежной литературе практически не найдено.
В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилось изучение факторов риска, структуры и клинико-функциональных особенностей психосоматических расстройств среди высокоинтеллектуальных подростков.
Материалы и методы
Под нашим наблюдением находилось 112 подростков, в возрасте от 14 до 17 лет, обучающихся в лицее г. Иркутска. В работе с подростками соблюдались этические принципы, предъявляемые Хельсинской Декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association of Declaration of Helsinki, 1964, 2000 ред.).
Исследования проводились в динамике в течение 3 лет.
Сбор информации проводился путем анкетирования с изучением анамнеза, выкопировки данных из первичных медицинских документов (форма №112/у; №026/у). Полученные фактические материалы в виде количественных и качественных психологических, клинических, лабораторных и инструментальных показателей регистрировались в индивидуальной карте здоровья и компьютерной базе данных.
На начальном этапе проводилась идентификация интеллектуальной одаренности учащихся с помощью стандартных психолого-педагогических методов. По результатам обследования были сформированы три группы. Группа №1 – высокоинтеллектуальные реализованные школьники (ОДР): количество испытуемых 31 человек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 145 IQ; показатели креативности выше средних значений; являющиеся победителями и призерами олимпиад различного уровня, творческих конкурсов, конференций. В группу №2 – высокоинтеллектуальных нереализованных учащихся (ОДНР) вошли 29 человек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 145 IQ; показатели креативности выше средних значений, не имеющие достижений в интеллектуальной деятельности. В группу №3 (контроль) вошли 52 человека, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 83 до 112 IQ; показатели креативности принимали значение от «ниже среднего» до «средний»; из группы были исключены дети, не имеющие академическую успешность.
При сборе анамнеза жизни обращалось внимание на течение анте-, интра - и постнатального периодов (патологическое течение беременности, наличие острых и/или хронических заболеваний, прием лекарственных препаратов во время беременности, а также осложненное течение родов: асфиксия, длительный безводный период, слабость родовой деятельности, недоношенность, крупный плод, обвитие пуповиной и др.), выяснялись особенности течения периода новорожденности и развития ребенка на первом году жизни (динамика физического и психомоторного развития, перенесенные заболевания, неврологические отклонения). Анализ развития ребенка в последующие годы включал наличие сопутствующих заболеваний и хронических очагов инфекции.
Также оценивали психологическую обстановку в семье (неполная семья, алкоголизм родителей, неправильный стиль воспитания и др.) и вне семьи (конфликтные ситуации в школе).
Для оценки объективного статуса подростков были использованы методики физикального обследования. По общепринятой методике производилось измерение основных антропометрических показателей индивидуума, определение гармоничности физического развития, с последующим расчетом индекса массы тела по формуле: ИМТ = вес тела в кг/(рост в м)2. Полученные результаты физического развития интерпретировались в соответствии с региональными нормативами, построенными по перцентильному методу [7].
Измерение уровня АД выполнялось по методу Н.С. Короткова с использованием аппаратов “Kenz-501” (Япония), “Kit- UA-100” (США), оснащенных съемными манжетами, соответствующими возрасту и физическому развитию.
Суточное мониторирование АД (СМАД) осуществлялось в течение 24 часов с помощью портативного аппарата для суточного мониторинга АД Oscar 2 для системы OXFORD Medilog Prima, в котором используется осциллометрический метод измерения АД. Интервал между измерениями составлял днем 15 мин., во время ночного сна 30 мин.
Идентификация интеллектуальной одаренности проводилась с помощью: теста интеллекта Р. Кеттелла, адаптированного варианта наборов креативных тестов Ф. Вильямса.
Эмоциональные изменения подростков исследовали с помощью ряда психодиагностических методов, которые позволили адекватно определить эмоциональные состояния – уровень тревожности, агрессивности и эмоциональной лабильности, уровень депрессивных реакций и самооценки: цветовые выборы М. Люшера, шкала тревожности Спилберга-Ханина, шкала проявления тревоги J.Teylor, шкала уровня депрессии Бека, опросник агрессивности и враждебности Басса-Дарки и методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейна.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов математической статистики, реализованных в лицензионном интегрированном пакете комплексной обработки данных Statistica 6.1 StatSoft Inc., США (правообладатель лицензии – ФГБУ «НЦ ПЗСРЧ» СО РАМН).
Результаты исследования и их обсуждение
1. Структура факторов риска возникновения ПСР у высокоинтеллектуальных школьников.
Нами изучались наиболее распространенные факторы риска, играющие важную роль в формировании ПСР у детей и подростков.
Первое место среди выявленных факторов занимают социальные факторы риска, среди них важное значение имеют: занятость матери на производстве (80,65% и 79,31% для ОДР и ОДНР соответственно), неполный состав семьи (74,19% и 72,41% соответственно), чрезмерная дополнительная нагрузка у ребенка в школе (в 100,0% случаев у высокоинтеллектуальных нереализованных школьников), индекс отягощенности в двух группах высокоинтеллектуальных подростков не различался и составил 3,48 (таблица 1).
Таблица 1
Структура социальных факторов риска возникновения психосоматических расстройств у высокоинтеллектуальных школьников
№ |
Факторы риска |
ОДР n (%) |
ОДНР n (%) |
Контроль n (%) |
1 |
Неполный состав семьи (отсутствие одного родителя) |
23 (74,19%) |
21 (72,41%)** |
15 (28,85%)* |
2 |
Неудовлетворительные материально-бытовые условия |
2 (6,25%) |
5 (17,24%)** |
3 (5,77%)# |
3 |
Единственный ребенок у семье |
17 (15,18%) |
18 (16,07%) |
5 (9,62%) |
4 |
Отсутствие высшего образования у матери |
16 (51,61%) |
5 (17,24%)** |
9 (17,31%)* |
5 |
Занятость матери на производстве |
25 (80,65%) |
23 (79,31%) |
4 (88,46%) |
6 |
Посещение ребенком дополнительных занятий |
25 (80,65%) |
29 (100,00%) |
15 (28,85%)*# |
7 |
Индекс отягощенности |
3,48 |
3,48 |
1,79 |
* – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контролем, при р˂0,05;
** – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и ОДНР, при р˂0,05;
# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контролем, при р˂0,05.
Второе место среди факторов риска возникновения ПСР у высокоинтеллектуальных подростков занимают соматические факторы: в 69,06% у школьников основной группы диагностировали нарушение осанки, сколиоз I и II степени, у 41,67% – выявлены хронические тонзиллиты, синуситы и отиты, заболевания эндокринной системы отмечались в 47,05% случаев (гипоталамический синдром периода полового созревания, эндемический зоб). Самый высокий средний показатель отягощенности (2,52) зафиксирован у высокоинтеллектуальных нереализованных подростков (таблица 2).
Таблица 2
Структура соматических факторов риска возникновения психосоматических расстройств у высокоинтеллектуальных школьников
№ |
Факторы риска |
ОДР n (%) |
ОДНР n (%) |
Контроль n (%) |
1 |
Частые ОРВИ |
6 (19,36%) |
9 (31,03%) |
7 (13,46)# |
2 |
Инфекции мочевыделительной системы |
5 (16,13%) |
9 (31,03%) |
6 (11,54%)# |
3 |
Хронические заболевания ЛОР-органов |
10 (32,29%) |
15 (51,72%) |
7 (13,46%)*# |
4 |
Заболевания костно-мышечной системы |
17 (58,62%) |
23 (79,31%) |
10 (19,23%)*# |
5 |
Заболевания эндокринной системы |
11 (35,48%) |
17 (58,62%) |
11 (21,15%)# |
6 |
Индекс отягощенности |
1,58 |
2,52 |
0,79 |
* – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контролем, при р˂0,05;
# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контролем, при р˂0,05.
На третьем месте расположились анте- и перинатальные факторы риска, в их структуру вошли: рождение ребенка от 3-ей и последующих беременностей и поздние роды (возраст матери старше 35 лет) – 31,7% и 11,7% соответственно, с преобладанием в группе высокоинтеллектуальных нереализованных подростков, р˂0,05. Отклонения в физиологическом течении беременности, родовой деятельности и нарушение грудного вскармливания регистрировались значимо чаще у матерей высокоинтеллектуальных нереализованных подростков. Индекс отягощенности составил 1,6 и 2,48 соответственно в группах успешных и нереализованных школьников.
Таким образом, изучение факторов риска формирования ПСР у высокоинтеллектуальных школьников позволило выделить наиболее важные факторы, влияющие на возникновение данной патологии в подростковом возрасте. К ним относятся: поздние беременность (протекающая с отклонениями) и роды, дополнительные учебные нагрузки, занятость матери на производстве, неполный состав семьи, наличие хронических очагов инфекции на фоне нарушения осанки, сколиоза и патологии эндокринной системы. Наиболее высоким индекс отягощенности для соматических и анте- и перинатальных факторов нами выявлен для высокоинтеллектуальных нереализованных школьников.
2. Клинико-функциональные особенности ПСР у интеллектуально одаренных старшеклассников.
Физическое развитие (ФР) детей и подростков является одним из ведущих критериев состояния здоровья детского населения.
При оценке ФР у подростков нами была выявлена тенденция к высокому ФР среди всех обследуемых школьников. Однако, показатель низкого ФР выявлен только у интеллектуально одаренных школьников, с преобладанием в группе успешных подростков. При исследовании гармоничности физического развития выявлено, что дисгармоничное развитие встречается чаще среди высокоинтеллектуальных подростков – 56,26% , с незначительным преобладанием у реализованных старшеклассников за счет избыточной массы тела.
Выявленная нами психосоматическая патология у высокоинтеллектуальных детей распределилась следующим образом: преобладала вегето-сосудистая патология – 73,3%, свидетельствующая о нарушениях лимбико-диэнцефально-стволовой регуляции вегетативных функций, одинаково часто встречалась во всех обследуемых группах, с недостоверным преобладанием у школьников, не реализовавших на сегодняшний момент свой интеллектуальный потенциал; функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта отмечены в 43,3%, проявляющиеся в виде рецидивирующих болей в животе при отсутствии воспалительных изменений, поносов (27,3%), запоров (10,3%), явлений дискинезий желчевыводящих путей (41,6%), синдрома раздраженного кишечника (7,5%); избыточный вес и ожирение в 24,8% случаев, ИМТ = 34,1+2,3; у значительного числа обследованных в 16,9% – диагностирована артериальная гипертензия; нарушение репродуктивной функции, в виде дисменорей у 14,3% девочек-подростков; синдром артериальной гипотонии – в 8,4% случаев, синкопальные состояния, как проявления вегетативного дисбаланса – 6,84%, бронхиальная астма (БА) и атопический дерматит – по 1,7% (рис.1).
Рис. 1. Структура ПСР у обследованных подростков
Примечание: I – ВСД; II- функциональные нарушения ЖКТ; III – синдром артериальной гипотензии; IV – синкопальные состояния; V – АГ; VI – репродуктивные нарушения; VII – избыточный вес и ожирение; VIII – БА; IX – атопический дерматит.
* – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контроль, при р˂0,05;
# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контроль, при р˂0,05.
В целом психосоматическая патология регистрировалась чаще у высокоинтеллектуальных школьников. При проведении сравнительного анализа структуры ПСР у школьников основной группы необходимо отметить, что ВСД, функциональные нарушения пищеварения, артериальная гипертензия, избыточный вес и ожирение и нарушение репродуктивной функции чаще встречались у высокоинтеллектуальных подростков без достоверных различий от степени реализации творческого потенциала. А патология в виде: артериальной гипотензии и синкопальных состояний значимо превалировала у нереализованных подростков.
При исследовании ПСР в динамике, выявлено снижение частоты встречаемости ВСД во всех изучаемых группах и значительный рост функциональных нарушений ЖКТ и артериальной гипертензии в обеих группах высокоинтеллектуальных школьников, а экзогенно-конституционального ожирения – в группе интеллектуально нереализованных подростков. Прирост составил высокоинтеллектуальных подростков с АГ – 8,4%, функциональных расстройств ЖКТ – 36,7%, (рис. 2).
Учитывая высокую встречаемость артериальной гипертензии среди обследованных подростков и для уточнения тяжести патологического процесса нами проведено суточное мониторирование уровня АД. По данным СМАД диагноз артериальная гипертензия был выставлен 19(16,9%) школьникам, из них 2 подростка из группы контроля, которые не вошли в дальнейшее исследование. У высокоинтеллектуальных школьников лабильная форма АГ регистрировалась в 12 (70,6%) случаев, из них у 7 (22,6%) из группы ОДР и у 5 (17,2%) – ОДНР (офисное давление в среднем составило: САД – 128,60 ± 1,30 мм.рт.ст., ДАД – 75,44 ± 1,56мм.рт.ст.); а стабильная форма – 5 (29,4%), где 2 (6,5%) и 3 (10,4%) в группах ОДР и ОДНР соответственно, при САД – 144,56 ± 2,2 мм. рт. ст., ДАД – 81,62 ± 2,41мм. рт. ст. как в дневное, так и ночное время суток.
ВСД
АГ
Функциональные нарушения ЖКТ
Избыточный вес и ожирение
♦Контроль ▲ ОДР ■ ОДНР
Рис.2. Динамика уровня распространенности ПСР у обследованных школьников
При распределении учащихся на группы по величине суточного индекса уровня АД выявлено: превалирующим во всех изучаемых группах оказался вариант нормального циркадного биоритма «dippers», который составил в группе контроля 96,5% случаев, в группе высокоинтеллектуальных реализованных подростков – 17,7%, а у интеллектуально одаренных нереализованных – 22,2% случаев. Вариант, характеризующийся ригидным ритмом уровня АД («non-dippers»), преобладал у высокоинтеллектуальных реализованных школьников (р<0,05), вариант с изолированным избыточным снижением уровня АД во время ночного сна («over-dippers») регистрировался значимо чаще у высокоинтеллектуальных нереализованных старшеклассников (рис.3).
Рис. 3. Распределение по величине суточного индекса уровня АД у обследованных подростков (I – dippers; II – non-dippers; III – over-dippers)
Примечание: * – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контроль, при р˂0,05;
** – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и ОДНР, при р<0,05;
# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контроль, при р˂0,05.
При динамическом наблюдении количество подростков с АГ возросло и составило 22 (36,7) случаев, из них в группе ОДР лабильная форма АГ диагностирована у 7 (31,8%), стабильная форма – у 3 (13,6%), тогда как для школьников из группы ОДНР – ЛАГ выявлена у 5 (22,7%) и САГ у 7 (31,8%).
Таким образом, при исследовании подростков с высоким уровнем интеллектуального развития с АГ в динамике нами выявлена стабилизация высокого уровня АД в 22,7% случаев, с преобладанием у высокоинтеллектуальных нереализованных школьников, р<0,05.
Выводы
1. Наибольшее влияние на формирование ПСР у высокоинтеллектуальных подростков оказывают факторы риска в виде: патологии беременности и родов (43,3%), хронические синуситы и тонзиллиты (45,0%), нарушения осанки, сколиозы (66,7%), патология эндокринной системы (46,7%), дополнительные учебные нагрузки (90,0%) с преобладанием в группе подростков, не реализовавших свой потенциал, р<0,05.
2. В структуре ПСР у высокоинтеллектуальных подростков преобладают: СВД – 73,3%, функциональные заболевания ЖКТ – 43,3%, избыточный вес, ожирение – 19,6%, артериальная гипертензия – 16,9%, не зависимо от степени реализации. Артериальная гипотония (5,4%), синкопальные состояния (4,5%) значимо чаще встречаются у нереализованных школьников.
3. При исследовании ПСР в динамике происходит значимый рост функциональных расстройств органов пищеварения и артериальной гипертензии у всех высокоинтеллектуальных школьников, р<0,05. Для нереализованных подростков характерен рост артериальной гипертензии в 2,5 раза, с преобладанием ее стабильной формы в онтогенезе, р˂0,05.