Введение
Значимость человека для себя и общества в целом определяется, прежде всего, степенью сформированности его духовно-нравственных ценностных ориентаций. Как сложный социально-психологический феномен, они выступают как базовый, системообразующий компонент в психологической структуре личности, выполняя побудительно-регулятивную функцию и составляя фундаментальную основу мотивации и деятельности. Формирование ценностных ориентаций процесс длительный, не существующий изолированно от реальной социальной жизни. Органично вплетаясь в экономическую, социально-политическую и духовную жизнь общества, он реализуется в деятельности социальных институтов, групп и общностей.
Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека. Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Сложившаяся ситуация резко повышает практическую и научную значимость любых факторов, влияющих на формирование нравственного мира личности детей, его ценностно-ориентационную направленность.
Для обоснования формирование ценностных ориентаций детей в процессе освоения традиционного прикладного искусства выделяют несколько групп современных проблем:
- первая группа проблем – теоретико – методологическая. Данная группа проблем демонстрирует отсутствие теоретической базы развития ценностных ориентаций детей средствами традиционного прикладного искусства;
- вторая группа проблем – практико-ориентированная. В рамках данной группы можно выделить несколько составляющих компонентов: знаниевый, эмоциональный, поведенческий.
Знаниевый компонент демонстрирует, что в школах в настоящее время недостаточное внимание уделяется изучению традиционного прикладного искусства, в котором заложен весь духовный опыт и духовно-нравственные ценности предшествующих поколений. Это приводит к незнанию и непониманию современными подростками духовно-нравственных ценностей.
Эмоциональный компонент практико-ориентированных проблем раскрывает сложности, находящиеся в плоскости отношения к предметам традиционного прикладного творчества как к истокам духовности в русской культуре. Здесь можно говорить о нейтральном, негативном или отрицательном отношении к предметам творчества.
Поведенческий компонент предполагает конкретные действия, являющиеся следствием отсутствия знаний, понимания духовно-нравственных ценностей современными подростками, а так же негативным отношением к предметам прикладного творчества, к творчеству в целом, невозможности актуализации духовного опыта предшествующих поколений.
В целях решения указанных проблем нами предпринята попытка теоретического обоснования формирования ценностных ориентаций детей в процессе освоения традиционного прикладного искусства.
Современным обществом осознается, что процесс формирования ценностных ориентации невозможен без приобщения к духовному опыту поколений, духовно-нравственным ценностям, заложенным в его культурном наследии.
Прикладное искусство - коллективная мудрость многих поколений. Оно всегда ценностно ориентировано. Охватывая все стороны жизни человека: его жизнь в семье, трудовую деятельность, взаимоотношения с миром природы и миром общины, процесс формирования ценностных ориентаций происходит всю жизнь, начинаясь с самого раннего детства. Через систему творческой деятельности, сочетающей художественную функцию с утилитарной, прикладное искусство дает ребенку необходимые жизненно-ценные ориентиры, оказывая влияние на формирование системы его личностных ценностей. Основной его целью является воспитание совершенного человека.
Осваивая традиционное прикладное искусство, дети приобретают когнитивный и эмоциональный опыт, помогающий им ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, а также морально-нравственные представления, регулирующие взаимоотношения с другими людьми и служащие основой для последующего формирования ценностных ориентации. Освоение традиционного прикладного искусства (его эмоционально-образного символического языка, общинной ориентированности и импровизационности) наполняет сознание ребенка конкретным смыслом, придавая направленность его личностным позициям, поведению, поступкам.
Особенно активно внимание к традиционному прикладному искусству как неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека в последние годы проявляется в социально-психолого-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями прикладного искусства, его глубокой духовностью и мудростью, с непрерывностью процесса передачи национальных ценностей из поколения в поколение. Являясь основной составляющей духовно-нравственной культуры, прикладное искусство и сегодня может выступать одним из ведущих факторов эстетического и нравственного воспитания личности. Его средствами можно восстановить прерванную связь человека с природой и социумом, восстановить его историческое самосознание, а также создать условия для интеграции моральных ценностей и нравственно-эстетических идеалов. Современное общее прикладное образование должно опираться не только на освоение традиционного прикладного искусства, а на совершенно иную систему подачи творческого материала – субъект-субъектное взаимодействие. Освоение ценностей, заложенных в русской народной культуре должно выступить как предпосылка и условие формирования и развития ценностных ориентации личности.
Исследование данной проблемы объективно предполагает ее рассмотрение с самых различных позиций: философской, культурно-исторической, психолого-педагогической.
Учебно-воспитательный процесс должен включать в себя не только современную научную информацию, но и личностно развивающие знания и умения, эвристическую деятельность, систему духовно-нравственных чувств, эмоционально-ценностное отношение человека к миру, себе и другим. Методика освоения прикладного искусства должна опираться на гуманистическую парадигму, ключевая идея которой заключается в создании моделей обучающего и воспитывающего характера, актуализирующих потребность каждой личности в бесконечном самосовершенствовании. Личность ребенка должна обрести жизненно важные навыки позитивного и конструктивного отношения к самому себе, навыки самооценки и понимания других, умение творчески и самостоятельно принимать решения.
Процесс формирования ценностных ориентаций детей в процессе освоения традиционного прикладного искусства чрезвычайно сложный и многогранный.
Настоящее время отмечено все возрастающим интересом к указанной проблеме. Ее разрабатывают ученые-философы, культурологи, теоретики культуры и искусства, социологи, психологи и педагоги (А.И. Арнольдов, А.С. Ахиезер, В.Г. Алексеева, Т.И. Власова, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Н.Н. Козлова, Г.В. Коновалова, М.И. Лапин, С.Я. Матвеева, В.М. Межуев, Э.А. Орлова, А.А. Радугин, Н.С. Розов и др.). Ценностные ориентации личности анализируются через деятельность, организуемую в учреждениях культуры (А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов). В трудах современных исследователей освещаются проблемы, связанные с выявлением природы духовно-нравственных идеалов (Л.С. Зорилова, Н.И. Воронина, В.Н. Духанина, Г.Ф. Карпова, А.В. Кезина и др.).
Ценностные ориентации (ЦО) относятся к сложным личностным образованиям, оказывающим влияние на все стороны жизни человека, выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к людям, обществу и самому себе.
Ценностные ориентации (ЦО) в психологических исследованиях рассматриваются как потребности личности (А. Маслоу); установка личности на жизненные ценности (Д.Н. Узнадзе, В.Д. Ядов); отношение личности к жизненным ценностям (В.И. Мясищев, Б.Ф. Ломов); направленность личности на жизненные ценности (Б.Т. Ананьев, С.С. Рубинштейн, Э. Фромм); убеждения, представления личности о жизненных ценностях (Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич); понимание смысла жизни человеком (В.Э. Чудновский) и др.
К общеличностным ценностям относятся ценности, которые приобретены, усвоены в жизненном опыте и являются наиболее значимыми. Ценность является одним из базисных оснований для выявления сущностно-содержательного определения духовности.
Материалистическая трактовка ценностей рассматривает их как специфические проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, связывая ценности с реальной жизнью, с общественными и личностными потребностями, интересами и целями людей (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.Т. Ганжин, М.С Каган, К.Н. Любутин, Ю.М. Смоленцев, В.П. Тугаринов и др.).
Ценность рассматривается как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.
Духовные ценности, относятся к разряду высших ценностей (Л.В. Мантатова) [1].
По утверждению Н.Д. Никандрова, духовные ценности должны составлять основу целей воспитания [2]. В.Г. Пряникова, 3.И. Равкин считают, что духовные ценности личности формируется в процессе ее стремления, целенаправленно стимулируемом образованием и воспитанием [3].
Анализ теоретической литературы по данной тематике позволил нам выделить критерии и уровни сформированности ценностных ориентаций детей.
В качестве критериев мы определили понимание личностно и социально значимого смысла формирования ценностных ориентаций, отношение к ценностям и их формированию, стремление к самопознанию и саморазвитию, актуализацию личного опыта формирования ценностей.
На основе критериев выделены уровни сформированности ценностных ориентаций.
Первый уровень – начальный (неудовлетворительный). Свойственно недопонимание личностно и социально значимого смысла формирования ценностных ориентаций, характерно безразличное или негативное отношение к ценностям и их формированию, не выражено стремление к самосовершенствованию личности. Актуализация личного опыта формирования ценностей не происходит.
Второй уровень – низкий (недостаточный). Свойственно недостаточно глубокое, бессистемно и поверхностное владение системой знаний, умений и навыков, необходимой и достаточной для формирования ценностных ориентаций. Интерес к формированию ценностей практически не обнаруживается, актуализация личного опыта формирования ценностей не происходит, хотя подростки испытывают интерес к познанию ценностных ориентиров и осознанию ценностей.
Третий уровень – средний (достаточный). Появляется осознание личностно, социально значимого смысла ценностей и их необходимости формирования. Актуализация личного опыта происходит на фоне предпочтительного потребления ценностей, а их создание детерминируется внешними факторами. Самообразовательная деятельность носит ситуативно-инициативный характер.
Четвертый уровень – высокий (оптимальный). Формирование ценностей носит личностно и социально значимый смысл, являясь основным мотивом самоосуществления, самосовершенствования и самоопределения. Основательное владение всей системой знаний, умений и навыков, необходимой и достаточной для формирования ценностных ориентаций, обеспечивают оптимальную актуализацию личного опыта и участия в активно-творческой деятельности по потреблению ценностей и их созданию.
Для экспериментального выявления уровней сформированности ценностных ориентаций детей предлагается специальный психодиагностический комплекс. Комплекс психодиагностического инструментария отражен в таблице 1.
Таблица 1
Комплекс психодиагностического инструментария, направленный на изучение духовно-нравственного развития личности
№ |
Методики |
Цель методики |
Изучаемый фактор |
1. |
Тест «Опросник терминальных ценностей Сенина И.Г.» (ОТеЦ). |
Цель – выявление иерархии ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. |
Доминирующие жизненные цели и жизненные сферы деятельности |
2. |
«Тест культурно-ценностных ориентации (JI.Г. Почебут)» |
Цель – определение основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры. |
Типы культур |
3. |
Методика «Культурно-ценностный дифференциал» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) |
Цель – измерение в пределах психологической универсалии «индивидуализм–коллективизм» групповых ценностных ориентаций. |
Групповые ценностные ориентации в четырех сферах жизненной активности: на группу, на власть, друг на друга и на изменения |
4. |
«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)» |
Цель – изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. |
Времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье |
5. |
«Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) |
Цель – распознавание характера и степени диссоциации (расхождения) между «ценным» и «доступным» в основных жизненных сферах. |
Показатель «Ценность – Доступность» («Ц – Д»). |
6. |
«Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова) |
Цель – «ценностное ядро» личности. |
Разнопорядковые ценности, охватывающие самые разные стороны человеческого бытия. |
7. |
Метод измерения ценностей Ш. Шварца |
Цель – изучение ценностей личности. |
Значимость десяти типов ценностей. |
8. |
Методика «Ценностные ориентации» вар. 2 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева) |
Цель – изучение значимости и реализации внешних и внутренних ценностей, конфликтность и атрибуцию причин их осуществления. |
Значимость и степень осуществления возможных ценностей. |
9. |
Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова) |
Цель – определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста. |
Цели-ценности. |
Для психолого-педагогического обоснования духовно-нравственного развития личности в процессе освоение традиционного прикладного искусства важна проблема самопознания [5]. В ней пересекаются и фокусируются предметные поля педагогики, психологии, социальной психологии (самопознание развивается во взаимодействии и общении с другими людьми, на основе сравнения себя с ними, а затем с самим собой.), психологии личности (самопознание рассматривается как процесс развития самосознания личности, социокультурная ситуация в обществе изменила ценностные ориентации людей, многие из которых сегодня на первый план выдвигают материальные, а не нравственные ценности.) и т.д.
Самопознание – это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность профессионала к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии, сопровождая личностное и культурное развитие человека [5, 6].
Предложенная программа формирования ценностных ориентации детей в процессе освоения традиционного прикладного искусства основана на процессе самопознания через освоение традиционного прикладного искусства.
Задачи программы предполагают знакомство детей с традициями прикладного искусства России; формирование навыков различных видов прикладного искусства, эмоционально-положительного отношения к национальной культуре, укрепление идентичности, определение границ своего Я, развитие внутренних критериев самооценки, тренировку навыков самоконтроля и постановки цели, формирование осознания необходимости самопознания и самосовершенствования, развитие вариативности креативного мышления.
Программа составлена таким образом, чтобы при сохранении цели того или иного занятия, можно было бы варьировать всем остальным: заданиями, упражнениями, материалом, продолжительностью занятия. Каждое занятие может длиться от 2 до 3 часов, в зависимости от эмоционального настроения участников, степени вовлечения в занятие, проработанности эмоциональных проблем. Занятия должны проходить 2 раза в неделю.
Все занятия имеют одинаковую структуру, при этом, возможно менять местами или опускать отдельные его компоненты, исходя из более конкретных целей и задач каждого занятия.
В структуре занятий чередуются блоки совместной и индивидуальной работы. Их чередование создает дополнительные условия для снятия эмоционального и напряжения, способствуют отдыху и расслаблению.
В течение освоения программы (педагог) должен освоить различные функции: на первом этапе – инструктора, советника, образца; на втором этапе специалист, выполняя вышеназванные функции, осваивает позицию наблюдателя и фасилитатора. На третьем этапе наряду с вышеназванными функциями, специалист выполняет функцию партнера.
Реализуя данные функции, специалист обеспечивает возможность самоизменения участника программы. Указанные формы сотрудничества выступают как способы управления совместной деятельностью, где ребенок учится самостоятельно определять содержание целей занятий [4].
При реализации программы необходимо соблюдать условия формирования ценностных ориентаций, способствующие созданию творческого продукта совместно с педагогом: специальная организация взаимодействия «преподаватель - обучающийся», «обучающийся – обучающийся» в ходе учебных занятий посредством актуализации усвоенных знаний о мире и о себе, сопровождающейся рефлексией личностного и познавательного опыта; включение детей и подростков в совместную деятельность и межличностное взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задач; формирование направленности личности на понимание себя в различных ситуациях взаимодействия.
Технология освоения прикладного искусства, предложенная в данной программе, предлагает детям логико-развивающие ситуации, самостоятельный выбор деятельности, способствует определению собственной творческой позиции, закрепленной в практической деятельности прикладного характера. Прохождение программы предполагает освоение последовательных этапов от ориентации детей на творческую деятельность к целостной организации достижения цели (информационный, рефлексивный, деятельностный этапы).
Освоение традиционного прикладного искусства в рамках предложенной программы имеет своей основой субъект-субъектное взаимодействие.
Данная программа представляет собой совокупность теоретических заданий (информационный этап), психологических заданий, тестов, психогимнастических упражнений (рефлексивный этап), заданий на освоение различных прикладных техник (деятельностный этап), направленных помочь подросткам освоить разные виды прикладного искусства, которое является почвой и основой любой национальной культуры.
Освоение ценностей, заложенных в русской народной культуре должно выступить как предпосылка и условие формирования и развития ценностных ориентаций личности.
Техники прикладного искусства, художественное творчество, способны открыть созидательную сторону человека, активизировать личностные ресурсы и показать человеку его индивидуальность и неповторимость. Изучение подростками других миров на занятиях, начинается для них с познания близкого, однако незнакомого мира – самого себя. Акцент в работе направлен на формирование у подростков осознанности, осмысленности самого себя, своих ценностей, окружающего мира и своего места в этом мире. Групповые занятия дают возможность заглянуть не только в собственный мир, но и узнать другие миры, не только понять свое время и расширить его, но и побывать в «другом» времени – времени другого человека. Наряду с активно используемыми заданиями и упражнениями творческого характера, регулярно проводится техника, способствующая развитию чувствительности к собственной двигательной активности, активности других участников, а также осознанию различия позиций «главный – подчиненный», снятию мышечных зажимов и координации не только двигательной, но и позиционной, мировоззренческой.