Радикальная перестройка российской системы образования, ее стратегическая ориентация на требования XXI века, связаны с активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые формируют у учащихся навыки работы с информацией и на их основе построение нового знания, что, в конечном счете, обеспечивает самообразование и саморазвитие обучающихся. Образование, по сути своей, и есть самообразование.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [14] означено приоритетное направление совершенствования общего образования – создание современной инфраструктуры школы, которая среди прочего предусматривает наличие высокотехнологичного учебного оборудования и доступа к широкополосному Интернету.
Сейчас в России повсеместно школы обеспечены доступом к информационным ресурсам сети Интернет.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [9] указаны области применения ИКТ в сфере образования: в учебном процессе, в управлении образованием, в обеспечении информационной открытости системы образовании. В указанном документе отмечены две статьи об использовании объектов и систем, созданных с использованием ИКТ:
− статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы».
Закон об образовании отразил использование объектов и систем, созданных на основе ИКТ, в указанных выше трех сферах образования.
Законом установлено использование ИКТ в учебном процессе: электронные учебники и электронные учебные пособия, цифровые библиотеки, электронные архивы индивидуальных результатов освоения образовательных программ обучающимися, электронные образовательные и электронные информационные ресурсы и др.
В аспекте использования ИКТ для обеспечения информационной открытости системы образования Закон об образовании отметил:
- сайты образовательных организаций;
- сайты органов управления образования;
- сайты общественных организаций, действующих в сфере образования и др.
Министр образования Омской области С.Г. Алексеев на Межрегиональной научно-практической конференции «Интернет – свободный, безопасный, образовательный» поставил вопрос: «Как реагировать региону на экспансию глобального электронного обучения? Ждать, пока глобальная образовательная среда «захлестнет» регион, зайдет в него, установит свои порядки, создаст новую инфраструктуру или выстраивать собственную электронную образовательную среду для решения, в том числе и задач региона, развивать собственные ее составляющие, консолидировать собственные ресурсы?» и сам же дает на него ответ: «Необходима своя открытая образовательная среда, которая должна сделать региональную систему образования гибкой и позволять эффективно координировать взаимодействие образовательных учреждений региона. Естественно, что такая система должна быть открытой к интеграции в национальную образовательную среду» [1, с. 15].
В том же русле вопрос на этой же конференции был поставлен академиком РАО М.П. Лапчиком: «Злободневный вопрос – что нужно делать, как нужно выстраивать педагогическую науку в новых условиях, когда ИКТ-методы, глобально захватили все жизненное пространство человека, начинают приобретать самое решительное влияние на процессы образования и воспитания?» [5, с 24].
Ответ состоит в том, что образование должно учитывать изменения, связанные с нашествием Интернет-технологий и обусловленных ими новых возможностей поиска и получения информации, общения и т.д.
Учителями г. Омска и Омской области накоплен богатый методический опыт сетевой работы с учащимися. Омским государственным педагогическим университетом создана площадка для такой работы, ею служит портал «Школа» (http://school.omgpu.ru), на котором размещены и реализуются телекоммуникационные проекты, конкурсы, викторины и другие образовательные мероприятия.
Портал «Школа» позволяет вывести на инновационный уровень процесс преподавания, обеспечить учащимся широкие возможности для выбора, сделать процесс обучения более гибким и индивидуализированным, непрерывным и открытым.
Портал «Школа» позволяет:
- реализовать систему дистанционных курсов-кружков, факультативов по направлениям, выходящим за рамки школьной программы;
- проводить дистанционные интеллектуальные состязания – конкурсы, викторины, олимпиады для любознательных школьников;
- организовать дистанционную подготовку к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ и проведения репетиционного тестирования и т.д.
Портал «Школа» позволяет организовать работу учащихся с элективными курсами. Курирующий тот или иной элективный курс преподаватель вуза проводит дистанционное консультирование учащихся.
Г.А. Федорова [10] рассматривает следующие виды дистанционных консультаций:
- асинхронная дистанционная консультация – удаленное консультирование, при котором взаимодействие консультанта и консультируемого производится последовательно и разделяется временем: Web-форум – консультация, E-mail – консультация;
- синхронная дистанционная консультация – разновидность удаленного консультирования, при котором взаимодействие консультанта и консультирующегося осуществляется в режиме реального времени: чат-консультация, Skype-консультация, google-консультация, вебинар (термин «webinar» используется с 1998 года, когда его зарегистрировал в качестве своей торговой марки Eric R. Korb, предприниматель в США; слово «вебинар» (сокращенно от английского Web-based seminar) происходит от двух слов: «web» − «сеть» и «семинар»).
Вебинар – это новая Интернет-технология, это проведение онлайн занятий, конференций или презентаций с использованием сети Интернет в режиме реального времени. Во время занятия каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Для участия в вебинаре используется браузер (лучше использовать Google Chrome).
Вебинары похожи на традиционные семинары: последовательное изложение материала преподавателем, доклады участников, презентации, опросы преподавателя, но все это происходит в режиме реального времени через Интернет.
Вебинары образуют виртуальную аудиторию, в которой все встречаются с общей целью. Общение происходит в синхронном режиме прямой трансляцией.
Реальность показывает, что стоит ожидать большей интеграции Интернет с другими средствами проведения дистанционного обучения, что позволит значительно повысить эффективность дистанционного обучения.
Укажем рекомендации, соблюдение которых обеспечит успешность дистанционного консультирования: точно соблюдать время проведения синхронных консультаций; отвечать на вопросы не позднее обещанного срока, в случае задержки – сообщить об этом; отвечать на все вопросы по возможности точно и ясно; по возможности направлять поиск обратившегося за консультацией учащегося с помощью встречных вопросов, указывать на спорные или интересные моменты в рассматриваемой проблеме.
Учащиеся, требующие консультационной помощи, должны владеть разнообразными способами и программными средами сетевой коммуникации, уметь выбирать способы сетевого общения для создания наиболее эффективных условий решения возникшей проблемы.
Достоинства дистанционного консультирования в том, что оно обладает:
- гибкостью – учащиеся занимаются в приемлемом для него времени, в удобном месте и темпе;
- дальнодействием – расстояние от места нахождения учащегося до места, где производится консультирование, не является препятствием;
- возможностью использования всех видов информационных средств;
- индивидуально-вариативной основой;
- оперативностью (чем быстрее консультант получит вопрос от учащегося, а учащийся – ответ от консультанта, тем эффективнее процесс обучения);
- доступностью (выбор технических уст-ройств, программного обеспечения и средств связей и их совместимость).
Для построения продуктивной коммуникации в дистанционном консультировании важно реализовать условия доверительных отношений, эффективного опосредованного взаимоотношения, условия самораскрытия.
Для того чтобы учащиеся видели в Интернете средство эффективного самообучения, а не только коммуникационную технологию, с помощью которой они восполняют дефицит общения или создают его иллюзию, нужно:
- использовать методы активного и интерактивного обучения;
- использовать педагогический дизайн в представлении учебного материала, обеспечивающего увлекательность, комфортность восприятия и доступность в понимании;
- использовать приемы мини-открытий при изучении и активной работе со средствами обучения;
- предоставлять учащимся свободный, индивидуально-ориентированный способ обучения учебной теме за счет адаптивных методов автоматизации управления учебной деятельностью обучающегося.
Академик РАО Ю.В. Сенько отмечает: «Необходима совокупность методов, включающих, по крайней мере, три группы: методы организации и самоорганизации учебной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Реализация этих методов в условиях дистанционного образования требует смещения акцента на «самость»: самоорганизация, мотивация, самоконтроль, самооценка… поскольку в этом случае уменьшается внешняя регламентация учебной деятельности, но увеличиваются внутренняя дисциплина и ответственность» [8, с 50].
Организуя учебную работу учащихся посредством Интернета, следует помнить, что успешное усвоение учебного материала учеником зависит от процесса его восприятия и запоминания. Из когнитивной психологии известно, что информация, поступающая из окружающей среды, удерживается во временных сенсорных хранилищах (иконическая память), где она теряется, если не востребована. Информация, к которой обучающийся обращается, делая ее востребованной, переходит в промежуточную кратковременную память, затем, при ее важности, она сохраняется в относительно постоянной долговременной памяти.
Практика показывает, что эффективным средством обучения является образовательный Web-квест (термином «квест» обозначается «игра», в которой участник должен добиться какой-то определенной цели, прибегая к помощи своих знаний и опыта, а также к поиску необходимой информации в Интернете). Web-технологии появились в начале 90-х годов прошлого столетия. Основой любой Web-технологии является гипертекстовая информационная система, типа «клиент-сервер».
Web-квест можно трактовать как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Web-квест технологии позволяют усилить гуманитарную составляющую образовательной деятельности учащихся, способствуют более быстрому приобщению их к общекультурным ценностям.
Основными компонентами информационного контента тематического образовательного Web-квеста могут быть: теория, приложения, проблемы, архивы, ошибки (С.В. Напалков) [6].
В заключение заметим, что перспективными направлениями работы с Интернетом являются: дистанционное обучение; освоение облачных и мобильных технологий; создание структурируемых наборов информации (ментальные карты и др.). Интернет-технологии в современной школе – это не только наличие выхода в Интернет с его огромными возможностями, но и умение применять ресурсы сети Интернет в образовательном процессе (и на уроке, и во внеучебное время).
Преимущества электронного обучения: высокая интерактивность, экстерриториальность, гибкий график, мультимедиа, мониторинг качества обучения и наконец, индивидуализация обучения. Электронное обучение дает возможность определить учащимся индивидуальные траектории обучения, в зависимости от времени, насыщенности содержания учебной программы или формы восприятия информации.
В настоящее время получили развитие такие Интернет-технологии и сервисы, как: социальные сети, блоги, чаты, вики, видеоконференции, мессенджеры, планировщики, облачные технологии и др. Это требует и от обучающих, и от обучающихся овладения названным арсеналом средств, позволяющего создавать вики-страницы, коллективные блоги, сервисы для представления информации в виде ментальных карт, временных лент, вайт-бордов и др.