Сегодня все воспитательные силы общества должны быть направлены на то, чтобы учащиеся обрели внутреннюю свободу, творческую инициативу, вернули себе утраченные духовные, нравственные ценности, народные традиции, национальные идеи. Новое мышление в области формирования социальных потребностей учащихся ищет своё выражение в различных вариантах использования в этом процессе народных и трудовых традиций.
Формирование у школьников социальных потребностей, углубленное их осмысление и усвоение происходит наиболее успешно в условиях, когда воспитательное воздействие школы, семьи, среды направленно на их чувственную сферу. Наиболее продуктивно-эффективное интегрированное влияние этих факторов на учащихся обеспечивается комплексом народных традиций, идей, жизненным опытом своего народов. Отмечая это, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [4].
Богатый и разносторонний опыт любого народа, огромный его воспитательный потенциал сосредоточен, прежде всего, в родном языке, национальной культуре, народном творчестве, музыкально-фольклорном, декаративно-прикладном, изобразительном искусстве. К сожалению, на протяжении многих десятилетий XX-века в воспитательной работе сельских школ идеи народного воспитания находили весьма скромное место. Отмечая о необходимости укрепления позиций народной педагогики, народного опыта воспитания академик Г.Н.Волков пишет: «Нет, мы не вправе позволить, чтобы исчезли исконные традиции народа. Нельзя допустить, чтобы дилетанты, люди низкой культуры решали судьбу вековых национальных традиций и ценностей, высокомерно объявляя их пережитками, предрассудками. Смысл воспитания, в конечном счете – в укреплении преемственности поколений на вековых, прогрессивных, гуманистических традициях народов» [2].
У каждого народа сформировалась своя система традиций и обычаев, социальных ценностей, норм и правил поведения, закрепленных в специфических формах народного творчества, искусства, ремесла. Для казахов, например, характерными чертами являются глубокая любовь к родным местам, семье, природе, земле, трудолюбие, честность и откровенность, гуманное и внимательное отношение к окружающим, живой и энергичный ум, сдержанность, излишняя застенчивость (в народе понимается как скромность), отзывчивость, к сожалению, и робость и др. Через народные песни, сказки, пословицы и поговорки, декоративно-прикладные и бытовые предметы передаются школьникам и сохраняются социально-культурный опыт, нравственные воззрения, накопленные народом в течение тысячелетий и осуществляется связь между поколениями.
Сегодня всё более очевидно, что нельзя обеспечить дальнейший прогресс педагогической науки, привести воспитание в соответствие с принципами гуманизма, общечеловеческими ценностями без использования средств народной педагогики. «Ядро народной педагогики составляли воспитательное традиции, которые выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей,» – отмечает исследователь Т.С.Буторина [1].
Новые демократические процессы сейчас создали определённые положительные условия для развития национального самосознания, национальной культуры, для повышения роли и значения родного языка в жизни народа, воспитании, возвращения престижа и значимости педагогической мысли, заложенной в казахских народных песнях, сказках, пословицах, поговорках.
Следует обратить внимание на то, что такие социальные ценности, как национальная культура, народное искусство, творчество, традиции и обычаи не могут существовать и развиваться без родного языка. Родному языку, как одному из основных средств воспитания, исключительно важное значение придавали великие педагоги К.Д. Ушинский, И.Н. Ульянов, И.Я. Яковлев, А.Байтурсунов, М. Жумабаев, А. Бокейханов, М. Шохай, М. Ауэзов и др. Так, К.Д. Ушинский писал: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [4].
Огромную роль родному языку в воспитании отводят и современные исследователи Г.Н. Волков, Я.И. Ханбиков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, А.П. Орлова, Т.С. Буторина и др. Они воспитывают потенциал народных традиций связывают с положением родного языка в обществе. Так, отмечая воспитательную силу, заложенную в родном языке, и предупреждая народ о важности сохранения, развития, повышения престижа родного языка, а также его актуализации, А.П. Орлова пишет: «Нет родного языка – растворяется нация, деградирует нация, культура и духовные ценности, исчезает из обихода такое действенное средство народной педагогики, как устное народное творчество» [3].
Наша опытно-экспериментальная работа была направлена на актуализацию родного (казахского) языка и национальных идей, повышению их престижа и на этой основе улучшению формирования у учащихся социально ценных потребностей. В опытных школах по нашей рекомендации ввели для учащихся Х-ХІ классов обязательные факультативные занятия по родному языку, открыли соответствующие кружки и творческие объединения: «родная речь» (нач. кл.), «казахское слово» (V-VІ кл.), «юный корреспондент», «будущий журналист», «юный поэт» и др. Эти творческие кружки посещали учащиеся V-ХІ классов, занятия в них проводились еженедельно, где ученики занимались по общим индивидуальным планам. О повышении популярности казахского языка среди сельских школьников и местного населения свидетельствует и тот факт, что более 90% из них ежегодно выписывают газеты и журналы на национальном языке.
В аспекте популяризации родного языка в опытно-экспериментальной работе мы использовали и такие формы работы, как постоянно действующие дискуссионные клубы старшеклассников, различные игры творческой направленности, например, такие: «Поэтической ринг», «Счасливый случай» и др. Ценность этих мероприятий заключается в том, что дискуссия и игры требует глубоких и разносторонних знаний по национаольному языку не только своего народа, но и других, даже иностранного.
Утрата сельскими школьниками идеалов, с чем мы сегодня реально сталкиваемся, расшатывает их мировозрение, социальные, духовно-нравственные позиции, уводит от народных идей в жизни. Логика развития социальных потребностей современных сельских школьников предпологает усвоение духовных, культурных, обрядовых и материальных ценностей, созданных самим народом. Разнообразие этих ценностей определяется этническим самосознанием, национальными, родовыми и региональными традициями.
Народное искусство – тысячелетняя форма культуры, оно притягивает к себе каждого, дарит реальную возможность свободного человеческого общения, особо острую потребность в котором испытывают сегодня и сельские школьники, и их родители.
С учетом этого положения в опытно-экспериментальной работе нами использованы следующие виды народного искусства: музыкально-танцевальный и устный фольклор, народный театр, изобразительное и декоративное исскуство. Отрадно отметить, что именно в сельской местности сегодня возникают и действуют фольклорные группы и ансамбли, живут и работают народные мастера, создающие художественные предметы быта, сцены.
Для реализации мощного воспитательного потенциала народного искусства при школах, сельских учреждениях культуры мы создавали различные кружки и группы (фольклорные, театральные, художественно-прикладные, изобразительного искусства). В них принимали участие не только учащиеся, но и представители внешкольной среды.
Деятельность учащихся на занятиях кружков сводилась не только выработке испольнительного мастерства (игра на народных инструментах, манера держать при исполнении песенных программ, национальных танцев и др.), но и в выполнении других твроческих заданий. Например, школьники-фольклористы собирали различные сведения о народных песнях, композиторах, обработавших их, танцах и их постановщиках.
В различных формах казахского фольклора (песни, танцы, формы одежды, обувь, декорация и др.) характеризуются особенностью деревенских построек и жилищ, образа жизни и взаимоотношений казахов, экономическое положение, родственный и семейный быт, воспитание детей, земледелие, коллективный труд на земле (обработка полей, приусадебных участков и др.), имущественное расслоение людей, семей, религиозные верования и др.
Опытная работа показала, что сельские школьники проявляют сейчас особый интерес именно к этим жанрам фольклора.
Не менее важным и являются художественно-изобразительное и декоративно-прикладное народное искусство.
Участвуя в работе кружков и секторов декоративно-прикладного искусства при школах и внешкольных учреждениях, школьники попадают в круг художественных идей и образов, формируя необходимый запас положительных эмоций.
В экспериментальной работе мы стремились выявить в каждой школе наиболее ведущие стороны и направления народного промысла. Эти особенности зависят от направленности деятельтости народных умельцев, мастеров. Например, в одних деревнях более сильно развито вышивание и связанные с ним формы рукаделия, в другой – резьба и другие формы обработки дерева, металла, плетение и др.
Народные мастера, живущие в деревне (аналогично гармонистам), оказывают сильнейшее влияние на детей. Поэтому мы часто привлекали их к руководству детским творчеством в школах и внешкольных учреждениях. Получая удовлетворение от участия в деятельности кружков такой направленности, у школьников вырабатываются потребности с высокими социальными ориентирами и мотивами.
Отмечая положительную роль народных традиций, родного языка в формировании социальных потребностей сельских школьников, необходимо помнить, что пренебрежение прошлым, традициями, обычаями, различными обрядами, в том числе и религиозными разрушает культуру, духовно-нравственные ценности, воспитание, без чего нет будущего. Известно, что основополагающие принципы этих факторов составляют преемственность, накопление достижений, ориентированных на лучшие образцы. Если, сохраняя преемственность, усилить, развить в прошлом, старом те или иные свежие тенденции, сместить акценты, то можно возродить ценности традиций.