Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE INTELLECTUAL FUTURE OF KAZAKHSTAN

Praliev S.J. 1 Imanberdiev B.D. 1 Kasymov S.M. 1
1 Kazahskij National Pedagogical University named after Abay
Shows that the intellectualization of the individual and society becomes a vital tool to ensure competitiveness in a global open-world. On the basis of the level of intelligence of the society on IQ and cognitive analyses the development of the intellect during life. Shows the need for new standards and technology education for the formation of the innovation personality type, with the intellectual activity of consciousness and behavior, able to compete with the developed countries in the World-A conceptual foundation for the integration of the «znanevoj» and «intelligent» started in the educational process. Intellectualization of the future of Kazakhstan is based on: – increase the level of education of personality development innate intelligence and active formation acquired intelligence person; – improving the educational level of the society, through the creation Kazakh nation unified your development and formation the unified will of the nation’s cultural code development.
level of intellectuality
cognition
creativity
mentality of educational technology.

Введение

Современный глобальный мир – это арена борьбы знаний, интеллектов, экономических и гуманитарных технологии, где «развитые страны» обеспечивают себе технологическое ускорение за счет внутренних инновационных импульсов, а «догоняющие страны», в силу использования технологических заимствований и отсутствуя собственной инновационной сфере, обречены на постоянное отставание в развитии. Вхождение в траекторию технологически развитых стран, странами догоняющего мира, предполагает интеллектуализацию общества, создание инновационной сферы и формирование уровня культурной и цивилизационной идентичности, сравнимой со странами развитого мира.

Цель исследования

На основе анализа потенциальных интеллектуальных ресурсов страны, внести предложения:

  • по этапам формирования системы образования в синхронизации с этапами экономического развития страны, повышения уровня развития социального интеллекта общества.
  • по формированию казахстанской нации, скрепленных культурным кодам нации единой воли развития, на базе применения лучших мировоззренческо-нравственных и культурных ценностей, традиции и обычаев народов проживающих в Казахстане.
  • по использованию передовых культурных достижений и практик мировой цивилизации, для формирования национального интеллекта страны, способного решать масштабные задачи созидающей модернизации, изложенных в Стратегии «Казахстан-2050».

Интеллектуальные ресурсы развития

Усложнение всех сторон человеческой деятельности через открытие и использование новых ранее неизвестных фундаментальных научных открытий и технических решений объективно ведет к необходимости повышения уровня образованности и интеллектуальности личности и общества. Получение новых знаний, производство инновационных товаров и услуг требуют все большего использования труда творческого, который постепенно замещает простой рутинный труд. Изменчивость конъюнктуры спроса и предложения заставляет принимать часто упреждающие действия, труд становится адекватно вызовам также изменчивым и требует интеллектуального напряжения. Эффективное решение требует помимо профессиональных знаний и опыта, информации, использование скрытых психических ресурсов человека, заключенных в личностном интеллекте и общественном интеллекте в форме коллективного разума.

Интеллектуализация личности и общества становится жизненно важным инструментом обеспечения конкурентоспособности в условиях глобального открытого мира. Зоной риска в первую очередь является сфера инновационного производства, где выгоды и потери лежат через использование новых знаний воплощенных в технологии, ноу-хау, новых комбинациях производственных факторов, структуре организации и управления производством, позволяющих получать интеллектуальную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами. В инновационной деятельности центральная роль в производственном процессе смещается с чисто исполнительных функций использования информации к интеллектуальному творению. Через интеллектуальное творение, по сути своей происходит переход человеческой деятельности на режим генерирования новых решений. При этом интеллектуальная активность, основанная на профессиональных знаниях, опыте и интеллекте, должна продолжать обеспечивать обработку все нарастающего потока информации. Если в области науки и образования, музыке, искусстве режим генерирования новых решений достигается путем качественных изменений (творческих озарений, вдохновений т.д.) и является достаточно редким явлением, то для инновационного производства интеллектуальная активность должна быть почти постоянным состоянием сознания и поведения в постоянно изменяющейся среде.

В современных условиях конкурентного развития общепринятые способности человека к труду должны дополняться способностями к интеллектуальной активности. Последние исторически и логически являются как бы продолжением, формой закрепления и развития непосредственных способностей к труду. В то же время они имеют самостоятельную форму бытия, определяемую уровнем наличного знания, общей культуры, характером социальных ценностей и нравственных установок. Это позволяет, с одной стороны, ставить вопрос о разделении способностей человека к труду на две самостоятельные и в определенной степени противоположные субстанции – способности к исполнительскому и способности к творческому труду [8]. Способности к исполнительскому труду характеризуются набором конкретных физических и нервно-психических потенций человека, профессионально-квалификационных знаний, навыков, умений, производственного опыта – всего того, что предопределяет репродуктивную трудовую деятельность в рамках материального производства. Способности к творческому труду – это способности к исполнительскому труду, “оплодотворенные” интеллектуальной активностью, направленной преимущественно на саморазвитие и самореализацию личности в системе общественной организации производства. Главным и отличительным компонентом способностей к творческому труду выступает интеллектуальная активность, благодаря которой репродуктивная трудовая деятельность наполняется созидательной силой.

Основным лимитирующим условием выступают специфические качества самого человека – наличие или отсутствие способности к интеллектуальной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний. Другими словами, доступность знаний отнюдь не означает доступность обладания ими. Знания и информация, будучи в силу своих объективных характеристик доступными для всех, в силу субъективных характеристик их потребителей сосредотачиваются лишь у относительно узкого круга людей [7]. При этом речь идет не о какой-то национальной “исключительности”, “одаренности” тех или иных народов и не о “врожденной” способности людей. Многочисленные тесты выявили, что так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ) одинаков у представителей различных этнических групп населения как внутри, так и между странами.

Нами при осуществлении прогноза развития ВВП Казахстана на период до 2050 года по S – образной эволюционной логистике, были подобраны страны-лидеры для Казахстана и на их основе проведены оценки уровня IQ путем использования структурного распределения уровня интеллектуальности, в соответствии с теорией статистического (нормального) распределения вероятностных событий [3]. Анализ этих данных свидетельствует, что если по уровню интеллектуальности стран-лидеров по значению IQ в сравнении с Казахстаном имеются различия: по максимуму 106 по Южной Корее и по минимуму 98 по Дании и Австралии или соответственно разрыв составляет 12 и 4 пунктов, то по структуре статистического (нормального) распределения, по уровня интеллектуальности IQ в человеческом обществе в %, по всем странам величины одинаковые. То есть, в относительных величинах доля сверхумных, умных, средних и ниже средних людей по уровню интеллектуального развития в человеческом обществе всех стран имеет одинаковые пропорции. Если взять для условного расчета данные по численности населения Казахстана за 2011 год-16.4 млн.чел. и суммарную долю исключительно талантливых и выдающихся людей, что составляет – 0.1448 процентов человеческого общества (0.0038 + 0.141), то это в абсолютных величинах составит – 23747 человек ((16.4 млн.чел. × 0.1448) : 100). Условные расчеты свидетельствуют – Казахстан располагает высокоинтеллектуальными человеческими ресурсами. Вопрос только в том, как выявить всех одаренных людей и как их правильно обучить? Важно выбрать среди них людей с активным личностным интеллектом, и главное, социальный интеллект общества должен создать среду для реализации интеллектуального потенциала страны, который можно будет считать «Достоянием нации», ибо от их активного включения в мировую интеллектуальную конкуренцию будет определяться технологическое будущее Казахстана и уровень его глобальной конкурентоспособности на мировой арене. Выделяя значимость социального интеллекта общества, в данном случае имеется в виду, достигнутый уровень знаний и общей культуры, характер сформированных у индивидов потенциальных ценностей, нравственных установок. Как неотъемлемое условие формирования и развития интеллектуальной активности, именно эти составляющие становятся главными в системе функционирования и воспроизводства человеческого капитала.

Интеллект и интеллектуальная активность личности становятся “экономическим феноменом конкурентоспособности человека и общества”, от наличия или отсутствие данных качеств, способности их проявления в процессе труда, должны лежать разграничения категориальных понятий способностей к исполнительскому и творческому труду. Формирование интеллекта личности протекает через возрастную и пожизненную изменчивость, каждая из которых зависит от многих обстоятельств: генетической наследуемости, здоровья, семьи, среды образования, профессии, социального интеллекта общества и т.д. Личностный интеллект делится на два вида: врожденный интеллект и приобретаемый в течении жизни. Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет [5].

Интеллект человека достигает своего максимального развития к 19–20 годам, затем наступает фаза стабилизации и с 30 – 34 лет происходит спад продуктивности интеллектуальных функций. Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от возраста, но и от вида деятельности (учебной и профессиональной), которой занимается человек. В течение жизни индивид не утрачивает приобретенные знания и интеллектуальные навыки, потому константа IQ отражает отношение часть–целое между существовавшим потенциалом и вновь приобретенным. Однако критики концепции стабильности IQ считают, что можно говорить лишь о постоянстве уровня интеллекта в среднем по выборке, в то время как индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других – улучшаться в течение жизни [4]. Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц (при стандартных значениях = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдался процесс снижения уровня интеллекта. По данным исследователей, решающим фактором влияющим на относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается эмоциональных отношений, то эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и рассудительности, а также формированием родителями у ребенка еще не нужных для адаптации в данном возрасте умений и навыков.

Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка – стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью.

Более серьезные проблемы возникают при исследовании интеллекта взрослых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения интеллекта взрослых отмечает подъем показателей от 17 до 20-30 лет, а затем — резкое снижение и резкое падение уровня интеллекта наблюдается после 60 лет. Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет.

Активный период формирования и развития личностного интеллекта и познавательных способностей происходит в возрасте от 1 до 22 лет в среднем, после которого наступает период профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности до выхода на пенсию, примерно в 65 лет. Возраст от 1 года до 22 лет условно назовем – периодом формирования будущего страны, от образованности и интеллектуальности которых зависят надежды и успех страны в будущем. Период от 1 года до 22 лет – это по существу «окно возможностей для становления интеллектуально активной личности». Цена вопроса – качество будущего развития, воистину справедлива поговорка «что посеешь то и пожнешь». Мера ответственности перед будущим заставляет задумываться «об управлении будущим и управлением из будущего», так как на алтарь истории выносится судьба страны.

Создавая поколенческий интеллект для управления будущим, общество должно моделировать само будущее и управлять из будущего. Только так можно готовить кадры в длинном горизонте развития. Наглядное тому подтверждение Стратегия «Казахстан 2050», имеющая загоризонтное видение будущего, в противном случае вязкая оперативная тактика может постоянно натыкаться на проблемы будущего, без видения которых теряются ориентиры и цели развития.

В качестве эталонного примера рассмотрим исследования Самарского муниципального университета непрерывного образования Наяновой в РФ, в котором обучение начинают дети 5-7 лет, уже умеющие немного читать и считать, и заканчивающие его с дипломом о высшем образовании.

Использование методики векторного моделирования и экспертизы образовательной среды для выявления выраженности субъективного восприятия образовательной среды, как карьерной (активной и зависимой) и творческой (активной и свободной), показало: творческое начало с 1 по 10 класс возросло примерно на 18.99 процентов, тогда как карьерная ориентированность повысилась только на 6.85 процентов, зато снизились безмятежность в 5.7 раза и догматичность в 9.7 раза, соответственно. [12]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что новые системы непрерывного образования формируют позитивные ориентации на активизацию личностного сознания, интеллектуального поведения и рост выбора творческого начала в личности школьника.

Для целостного восприятия личностной ориентированности рассмотрим оценки интеллектуальных доминант: креативности и тяги к знаниям, в различных социальных группах, куда входят и студенты высших учебных заведений очной формы обучения в возрастной группе 17-22 лет, то есть находящихся в зените развития интеллекта и познавательных способностей. Анализ этих данных показал, что наивысшую степень выраженности стремления к творчеству (креативность) проявляют владельцы (совладельцы) собственных предприятий и индивидуальные предприниматели – 100.0%, далее идут лица, работающие у индивидуальных предпринимателей – 77.15%, работники обществ с ограниченной ответственностью – 73.6%, работники акционерных обществ открытого и закрытого типа – 70.46, студенты высших учебных заведений очной формы обучения – 69.23%, и наконец, государственные и муниципальные служащие, работники государственных коммерческих и некоммерческих предприятий – 66.46%. Степень выраженности потребности в познании (тяга к знаниям) практически повторяет, с некоторыми различиями, параметры степень выраженности стремления к творчеству (креативность) [6].

Анализ также показывает, студенты высших учебных заведений очной формы обучения, наша надежда на будущее, показывают невысокие уровни креативности и тяги к знаниям, сознание ответственности перед взрослой жизнью воспринимается как, что то отдаленное, отсюда и такие оценки интеллектуальных доминант, которые пока не отражают реальной интеллектуальной активности и ответственного поведения.

Данные выводы требуют новых решений и подходов в образовании и формировании интеллектуальных личностей, ибо конкурентный мир взрослой жизни не делает скидок и послаблений, наоборот этим могут воспользоваться конкуренты за рабочее место.

В целом страна может недополучить высокообразованного и интеллектуально развитого специалиста, на которого делали ставку в школе и университете, цена упущенных возможностей личности на образовательном и интеллектуальном поле слишком дорого обходится государству, а с учетом мультипликативности его будущей деятельности потери могут возрасти многократно.

Система образования и интеллектуализации общества

Новая реальность вызвала необходимость разработки очередной Стратегии «Казахстан 2050», в которой ставится амбициозная задача – конкурировать с ведущими странами мира. В Послании Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 года, ставится политическая задача для периода до 2050 года – войти в число 30-ти самых развитых государств мира. С 2012 г. для Казахстана началась новая эпоха, которая включает два периода: 2012 – 2020 годы, время перехода к освоению инновационной стадии развития и 2021 – 2050 годы, время активного использования инновационных факторов в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Цели и задачи Стратегии «Казахстан 2050» поистине грандиозны и вдохновляющие, потребуется менее чем за десятилетие (2012 – 2020 гг.) переформатировать систему образования страны под новые задачи, которые потребуют изменить парадигму самого образования.

Предстоит создать новые стандарты и технологии образования, для формирования инновационного типа личности, с интеллектуальной активностью сознания и поведения, способных на равных конкурировать с представителями развитых стран мира.

Сложившаяся традиционная развивающаяся система непрерывного образования должна дополниться системой опережающего образования, с целью исключения функционального отставания (функциональная неграмотность) выпускников учебных заведений от теории, и главное, от практики освоения новых инновационных технологий и интеллектуальных систем управления, которые давно стали повседневной реальностью для образовательной системы развитых стран.

В Заявлении лидеров восьми развитых стран мира «Группы восемь», принятого 16 июля 2006 года в Санк – Петербурге «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ В XXI ВЕКЕ», пункте 1. закреплено «Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире. Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследование и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях» [10].

В первые в истории человечества важнейшей их личностной характеристикой становиться умение «жить и работать в условиях быстрых перемен», характерных для обществ с высокой скоростью обновления и генерации общеполезных нововведений. Возрастает ответственность человека за свое «обучение в течение всей жизни», кардинально меняется понимание роли школы (место, где человека учат учиться) и профессионального учебного учреждения (место, где идет формирования необходимых ключевых профессиональных умений и гибких практических навыков – компетентностей будущего универсального работника), становится велением нового инновационного будущего [9].

Для прогрессивного экономического развития и обеспечения научно-технического и социального прогресса нужна широкая интеллектуализация общества: а) в форме накопления и использования знаний для эффективной эксплуатации уже созданной техники и технологии, т.е. успешное потребление имеющихся знаний; б) генерация новых знаний, с обеспечением лидерства в научно-техническом развитии и социально-культурном развитии. Высшей степенью интеллектуального развития общества является переход страны из разряда потребителей чужих знаний в генератор новых знаний. В этом случае возможности влияний и распространения национального капитала возрастают до мирового уровня, а конкурентные преимущества становятся его доминирующей характеристикой развития страны [2].

В Послании Лидера нации Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 года, [11] дан четкий посыл на готовность к глобальной конкуренции, и в том числе, конкуренции в области образовательных систем «Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим…. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».

Современное образование в развитых странах Запада – это синтез образовательного и интеллектуальных компонент в образовании человека, в совокупности формирующие интеллектуально активную и образованную личность, что кардинально отличает их от традиционных систем, которые больше заняты расширяющимся обучением без достаточного включения интеллектуальных ресурсов личности в образовательный процесс.

Для модернизации системы образования страны, исходя из целей и задач «Стратегия «Казахстан-2050», нами предлагаются концептуальные основания для интеграции «знаниевой» и «интеллектуальных» начал в едином образовательном процессе.

Инструментом формирования интеллектуализации личности и общества является система образования, организующая, обеспечивающая и реализующая повсеместно и постоянно процесс передачи накопленных обществом систематизированных знаний, умений и навыков в процессах обучения и воспитания. Рис. 1.

%d0%9f%d0%b0%d1%80.%20%d1%80%d0%b8%d1%811.pdf

Рис.1. Логика интеллектуализации личности и общества и ее сущность

1) Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации… Специальность 09.00.11 – социальная философия. Автореф. … канд. филосов. наук. – М. 2007. – 26 с. – URL: http:www.ifap.ru/libraru/book341.pdf.

2) http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Образование&oldid=57785311»

3) Фролов P. Ведущие ученые об интеллекте. WallStreetJournal. 13 декабря 1994 года. – URL: http://www.ethnopoliticsonline.com/archives/frolov/frolov%20intelligence.html:

4) [6]

5) Ефимов Ю.Е. Интеллектуализация личности и общества – новый уровень качества образования. – URL: http://www.ito.edu.ru/2006/Samara/IV/IV-0-3.ht.

Логика интеллектуализации человека заключается в последовательном формировании образованной личности, обладающего знаниями или совокупностью знаний, обуславливаемые требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями, способного к обучению, использованию знаний, профессиональной компетенции и социально – культурного поведения в условиях конкретного исторического периода общественного развития.

В процессе интеллектуализации человека реализуется стратегия формирования творческой личности на основе системного образования интеллектуальной компетенции: а) путем усиления когнитивных начал в области знаний, навыков и опыта личности; б) роста креативности через повышение гибкости, изобретательности и настойчивости; в) формирования ментальной мотивации на основе заинтересованности, стремления к самореализации, поощрения и продвижение по службе.

Парадигма интеллектуализации общества строится на объединяющей идее (доминирующая воля) совместного решения общих потребностей развития человеческого сообщества на уровне – человеческих сообществ (групп, организаций, стран, цивилизаций и глобального мира) и выражается в форме совокупного социального интеллекта (коллективного) разума индивидуальных интеллектов личностей, которые делегируют свои полномочия (голоса) в соответствующие общественные объединения, профессиональные сообщества, законодательные и государственные органы.

Интеллектуализация общества представляет национальную стратегию целенаправленного повышения уровня развития социального интеллекта общества, на основе качественного роста образовательного и интеллектуального обеспечения научно-технического и социально – культурного прогресса и развития общества, с учетом внешних и внутренних потребностей, задач и целей развития страны. Предлагаемая система образования и интеллектуализации личности потребует изменения технологии образования путем дополнения к традиционной «знаниевой парадигме» обучения «компетентностную парадигму» обучения, что в целом позволит сочетать в образовательном процессе педагогические и психологические дидактики. Рис.2.

Если педагогическая дидактика (педдидактика) основывалась только на использовании образовательных технологий дидактической дифференциации и индивидуализации обучения, с учетом возрастной и социальной психологии личности, то включение в процесс образования психологической дидактики (психодидактика), основанную на когнитивных началах обучения, путем использования психологических процессов развития возрастной периодизации и особенностей становления познавательного и личностного развития, позволят в органическом единстве сформировать принципы новой дидактики интеллектуального образования личности.Рис.2.

%d0%9f%d0%b0%d1%80.%20%d1%80%d0%b8%d1%812.pdf

Рис.2. Педагогические и психологические парадигмы обучения: дидактические различия

Источник:

1) Лебедева В.П. Психодидактика – предмет научного интереса. – URL: http://www.do.gendocs.ru/docs/index-318470.html‎.

2) ШульгинаА.В. Экономическая психология: определение предмета и метода. – URL: http://www.ecsocman.hse.ru/data/2011/02/02/1214884807/6.pdf…

Для повышения уровня социально-экономической адаптивности личности в обществе, систему новой интеллектуальной дидактики следует дополнить знаниями в области экономической психологии, что будет способствовать формированию гибкого и гармоничного экономического сознания и экономического поведения личности на основе рационального использования стереотипов и ценностных ориентаций в социальных группах и обществе.

Интеллектуализация будущего Казахстана, как Повестка развития в первой полвины XXI – века Стратегии «Казахстан 2050», должна строится на основе: а) наращивания уровня образованности личности, развитии врожденного интеллекта и активного формирования приобретаемого интеллекта личности; б) повышения образовательного уровня общества, через созидание казахстанской нации единой воли развития и формирования культурного кода нации единой воли развития. Совокупное действие всех факторов интеллектуализации, безусловно, окажет воздействие на повышение уровня развития социального интеллекта общества, который в свою очередь станет мощным катализатором в реализации целей и задач Стратегии «Казахстан 2050».

Реализация масштабной интеллектуализации будущего Казахстана как важнейшего условия повышения глобальной конкурентоспособности страны ставит ряд важнейших вопросов развития: вопросы национального развития, становления гражданского общества и формирование культурного кода казахстанского общества; вопросы средовых и мотивационных условий для обеспечения эффективного функционирования интеллектуально развитых личностей разных народов населяющих страну.

За последние два десятилетия приняты документы по межнациональному согласию и дружбе народов Казахстана, успешно функционирует Ассамблея народов Казахстана. Существующая модель национального развития работает достаточно продуктивно и имеет значительный потенциал развития. Однако, как показывает практика США и Европейского союза, процесс любого сближения народов в своей конечной логике развития всегда диалектически переходит в формирование единой нации, естественно при главенствующей роли титульной нации. В случае опыта США – это американская нация, основанная на поглощающем фаворитном культурализме доминирующей английской нации. Европейская нация построена на мультикультурализме сообщества автономных наций. Казахстанский народ представляет сообщество объединенных народов, которые в перспективе могут перейти к следующей фазе симбиозу национального развития – казахстанская нация, по силе и интеллектуальному могуществу превосходящий современное объединение народов Казахстана. По этому поводу, отечественный культуролог, профессор М. Барманкулов еще в 1999 году, писал «Симбиоз самых передовых сторон других народов – вот что такое хрустальные мечты тюрков в области государственного строительства. Они в идеале освобождены от национализма. Они подавляют шовинизм. Государство становится привлекательным для всех народов. Каждый из народов самоутверждается в этом государстве той стороной, которая им присуща…» [1].

Этот переход может ознаменовать новое качество развития национального интеллекта, скрепленных культурным кодом нации единой воли развития, на базе применения лучших мировоззренческо – нравственных и культурных ценностей, традиций и обычаев народов проживающих в Казахстане, а также использования передовых культурных достижений и практик мировой цивилизации. Национальный интеллект, как пространство единой воли развития на всей территории Казахстана, будет способствовать успешному становлению и формирования личностного и социального интеллектов. Функционирование единой системы иерархически организованного интеллекта казахстанской нации: личностный интеллект, социальный интеллект и национальный интеллект, будет означать, что Казахстан освоил и овладел новыми силами человеческого Разума, способные решать задачи развития будущего страны на ранее невиданном уровне силы и мощи созидающей модернизации.

Выводы

1. Предлагается система образования и интеллектуализации личности, требующий изменения технологии образования путем дополнения к традиционной «знаниевой парадигме» «компетентностную парадигму» обучения, что в целом позволит сочетать в образовательном процессе педагогические и психологические дидактики.

2. Стратегию формирования творческой личности необходимо формировать на основе системного образования интеллектуальной компетенции путем:

  • усиления когнитивных начал в области знаний, навыков и опыта личности;
  • роста креативности через повышения гибкости, изобретательности и настойчивости;
  • формирования ментальной мотивации на основе заинтересованности, стремления к самореализации, поощрения к продвижению по службе.

3. Интеллектуализация будущего Казахстана должна строится на основе:

  • наращивания уровня образованности личности, развития врожденного интеллекта и активного формирования приобретаемого интеллекта личности;
  • повышения образовательного уровня общества, через созидание Казахстанской нации единой воли развития и формирования культурного кода нации единой воли развития.