Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

MOTIVATION FOR SCHOOL READINESS AND CONTENT OF COMMUNICATION PRESCHOOL CHILDREN WITH PARENTS

Gonina O.O. 1
1 Tver state University
The article considers the concept of motivational readiness for school, the results of experimental research on the relationship of motivational readiness to learn and content of communication preschool children with parents.
motivation
willingness to schooling
communication preschoolers.

Вопрос о необходимости психологической подготовки к поступлению в школу с давних пор волновал психологов и педагогов. Актуальная проблема подготовки ребенка к школе является объектом широкого обсуждения и всестороннего изучения. Тем не менее, современные условия системы образования, а именно требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школах-гимназиях, профильных школах и возросшие в связи с этим запросы родителей делают акцент прежде всего на интеллектуальной подготовке дошкольника, не учитывая мотивационный уровень развития ребенка. В то же время, известно, что несформированность мотивации учения, отсутствие стремления детей к социальному положению школьника и к учению, как новой социально значимой деятельности, может приводить к низкой познавательной активности и, как следствие, к низкому уровню усвоения знаний.

Мотивационная готовность к школьному обучению связана с «внутренней позицией школьника» как системой мотивов и потребностей ребенка, проявляющихся в позитивном отношении к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к ее сторонам, непосредственно связанным с учением. Сформированность мотивационной готовности ребенка к школе зависит от многих факторов, среди которых огромное значение имеет семейное воспитание, общение с близкими взрослыми. Семья – первый социальный институт, в который включается ребенок в процессе социализации. Семейное воспитание с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. В общении с родителями дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем, отношение к различным аспектам действительности, в том числе и к школьному обучению. Развитие у ребенка учебной мотивации часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них заключается в том, что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового, не придавая этому серьезного значения. Вторая состоит в том, что задача формирования мотивации перекладывается на детский сад и школу. Часто эти ошибки сочетаются. В связи с этим изучение влияния общения в семье на мотивационную готовность детей к школе представляется крайне актуальным, поскольку позволит определить направления оптимизации психологической подготовки дошкольников к школьному обучению с использованием новых форм психолого-педагогической работы с родителями.

Целью нашего исследования (на базе ДОУ № 45 г. Твери) являлось изучение взаимосвязи содержания общения старшего дошкольника с близкими взрослыми с компонентами структуры мотивационной готовности. Для диагностики мотивационной готовности к школьному обучению использовались следующие методики: модифицированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А. Нежновой [2] и методика исследования мотивации учения у старших дошкольников М.Р. Гинзбурга, И.Ю. Пахомовой, Р.В. Овчаровой [3].

В результате диагностики выявлено, что 30% детей старшего дошкольного возраста, имея положительное общее отношение к поступлению в школу, признавая авторитет учителя, руководствуются не истинными мотивами учение и познания, а выбирают в качестве доминирующих мотивов внешние атрибуты школьной жизни, а также имеют игровую мотивацию при выполнении задания на выявление познавательной активности, при выборе видов школ ориентируются также на типичные дошкольные виды деятельности – физкультурно-художественного содержания. Остальные 70% детей имеют выраженные познавательный интерес, но не всегда понимают содержательную сторону школьной жизни. Так, многие из них (50%) выбирают физкультурно-художественную (дошкольную) направленность школьных занятий, 90% детей не принимают школьную дисциплину. Можно констатировать, что дети, имеющие мотивационную направленность на дошкольные виды деятельности и внешнюю школьную атрибутику, имеют основным игровой мотив. У них снижена познавательная активность, они отвлекаются на посторонние стимулы, при предъявлении им текста, несущего новую информацию. В исследуемой группе таких детей 30% от всей группы. В целом группа имеет среднюю мотивационную готовность к школе, что проявляется в общем положительном отношении к школе, но в несформированнности некоторых мотивационных компонентов. Таким образом, результаты диагностики мотивационной готовности к обучению показали, что у детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению.

Для диагностики содержания общения детей с близкими взрослыми использовалась методика Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой [1]. В результате диагностики выявлено, что и дети, и взрослые в изучаемых семьях на первое место выдвигают такую сферу общения, как бытовая (выбирается 10 из 10 предложенных ситуаций). Следующая по мере значимости для детей является сфера познания, а для взрослых – сфера социального мира, в частности шкала норм социального взаимодействия. На последнем месте оказывается сфера внутреннего мира ребенка и у детей, и у взрослых. У детей акцент смещается на шкалу, связанную с миром чувств – симпатии, антипатии. У взрослых – на шкалу, связанную с Я – концепцией ребенка, в частности – изменениями, произошедшими с ним во времени (каким был – каким стал). Можно констатировать, что в исследуемой группе преобладает общение со взрослыми по бытовым вопросам. Присутствуют также в большой степени общение в сфере познания и социального мира. Ощутимый недостаток и с точки зрения детей, и взрослых в общении связанным со сферой внутреннего мира ребенка – отсутствуют высказывания, касающиеся переживаний и настроений ребенка и их причин, игнорируются взрослыми в большей мере отношение ребенка к людям (антипатии и симпатии), представления ребенка о себе, и отношение его к себе (Я – концепция). Предпочтение взрослыми отдается нормам социального взаимодействия, изменениям в ребенке за определенный промежуток времени – каким был – каким стал).

В результате статистической обработки данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена выявлена связь между следующими характеристиками: Отношение исследуемых детей к общению со взрослыми в семье: в сфере познания (содержание процесса познания и процесс познания) и мотивами обучения в школе (учебным, социальным); в сфере социального мира (нормы социального взаимодействия) и формами обучения в школе (дисциплиной, авторитетом учителя). Отношение взрослых в семье к общению с исследуемыми детьми: в бытовой сфере (удовлетворением витальных потребностей ребенка, ситуационно – бытовыми действиями) и мотивами обучения в школе (внешний мотив обучения, мотив отметки); в сфере социального мира – между соблюдением норм социального взаимодействия и созданием формальной обучающей среды для детей; в сфере внутреннего мира ребенка (я –концепцией ребенка – какой он был – какой стал, с точки зрения взрослых в семье) и сфере социального взаимодействия (нормами социального взаимодействия).

Выявлена прямая связь между шкалой «содержание общения со взрослыми» и социальным мотивом обучения в школе r=0,43 при Р≤0,05. Чем выше интерес детей к содержанию познания, тем выше уровень сформированности социального мотива обучения при подготовке к обучению в школе. Существует прямая связь между шкалой «процесс познания» и учебным мотивом обучения в школе r=0,33 при Р≤0,05. Чем выше интерес детей к процессу познания, тем выше уровень сформированности учебного мотива обучения при подготовке к обучению в школе. Существует прямая связь между шкалой «нормы социального взаимодействия» и принятием детьми школьных форм обучения r=0,36 при Р≤0,05. Чем выше способность детей к соблюдению социальных норм взаимодействия, тем выше уровень учебных ориентаций в плане организации деятельности и поведения (положительное отношение к наличию общественно-принятых норм поведения (дисциплины), предпочтение общественно выработанного, традиционного для учебных заведений способа оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно – личных отношений). Существует прямая связь между шкалой «ситуативно-бытовых действий» у взрослых в семье исследуемых детей и внешним мотивом обучения в школе r=0,38 при Р≤0,05. Чем больше взрослые уделяют внимания бытовым ситуациям в общении с детьми в семье, тем больше у дошкольников выражен внешний мотив обучения при подготовке к обучению в школе. Существует прямая связь между шкалой «витальные потребности» у взрослых исследуемых детей и мотивом отметки в обучении в школе r=0,42 при Р≤ 0,05. Чем больше взрослые уделяют внимания в семье при общении с детьми витальным потребностям, тем выше уровень сформированности мотива отметки при подготовке к обучению в школе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о связи мотивационной готовности дошкольников и содержании общения со взрослыми в семье:

У детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению. Дошкольники, имеющие высокий уровень мотивационной готовности имеют положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе, выраженный познавательный интерес, отдают предпочтение коллективным классным занятиям индивидуально – домашней форме обучения, предпочитающие школу, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно, принимают отметку, как форму оценки учебной работы другим видам поощрения – сладости, игрушки, признают авторитет учителя. Для детей со средней и низкой мотивацией к школьному обучению характерно предпочтение занятий грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, пение, физкультура, труд), содержательное представление о подготовке к школе (освоение некоторых навыков чтения, счета, письма), низкий познавательный интерес, выбор таких видов поощрения, как сладости, игрушки, внешний мотив учения (привлекают красивые школьные предметы и внешний вид школьников), школьно-учебные ориентации в ситуации необязательного посещения школы, игровой мотив обучения в отличие от детей с высокой мотивацией.

У детей с низкой мотивацией к обучению в школе недостаточно развиты такие сферы общения со взрослыми, как: сфера познания (самостоятельное изучение окружающих предметов и явлений, использование окружающих предметов), что отрицательно сказывается на формировании социального и учебного мотива к обучению в школе; сфера социального мира (соответствие поведения правилам, этическим нормам точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения), что влияет на несформированность принятия детьми школьных форм обучения; сфера быта (навыки помощи по дому, выполнение домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания), в результате чего, формируется, как один из ведущих внешний мотив обучения в школе. У детей с высокой мотивацией к обучению в школе достаточно полно сформированы перечисленные выше сферы общения с близкими взрослыми в семье, что оказывает положительное влияние на развитие таких мотивов обучения, как социальный, учебный, на принятии детьми школьных форм обучения, на выбор дошкольниками деятельности, имеющей учебно-школьное содержание. Выявленная недостаточность общения со взрослыми в семьях по таким сферам общения, как сфера социального мира и сфера внутреннего мира ребенка, несомненно оказывает отрицательное влияние на уровень мотивационной готовности к школе, в частности на формирование социальных мотивов и мотива достижения. Именно по указанной выше причине, на наш взгляд у дошкольников в исследуемой группе средний уровень мотивационной готовности к школе.

Таким образом, подтверждена связь между содержанием общения дошкольников с близкими взрослыми и компонентами структуры мотивационной готовности к обучению: между интересом детей к содержанию познания и уровнем сформированности социального мотива обучения; между способностью детей к соблюдению социальных норм взаимодействия и уровнем учебных ориентаций в плане организации деятельности и поведения; между выраженностью в содержании общения с родителями витальных потребностей и уровнем сформированности мотива отметки при подготовке к обучению в школе; между представленностью в содержании общения со взрослыми бытовых ситуаций в общении с детьми в семье и выраженностью внешних мотивов обучения при подготовке к обучению в школе. Это позволило сформулировать общие рекомендации педагогам и родителям по формированию мотивационной готовности детей к школе: уделять больше внимания таким сферам общения с детьми, как сфера социального мира и сфера внутреннего мира ребенка. Данные сферы важны для формирования общей мотивационной готовности к школе, в частности на формирование социальных мотивов и мотива достижения. В частности, следует больше предлагать детям участие в организованных взрослыми занятиях, в выполнениях поручений старших, акцентировать при этом для ребенка имеющиеся успехи в предложенных видах деятельности и обучать исправлять допущенные ошибки. А также, интересоваться представлениями ребёнка о тех или иных вещах, его мнением и взглядами по тем или иным вопросам, тем, что и как он придумывает, сочиняет, как решает те или иных задания.