В связи с географической удаленностью Республики Казахстан от рынков сбыта, значительная доля в себестоимости отечественной продукции приходится на ее транспортировку. Снижение транспортных расходов позволит уменьшить цену товаров и, как следствие, повысит конкурентоспособность казахстанской экспортной продукции [1].
Цель данной статьи заключается в совершенствовании тарифной политики, сборов и оплаты за услуги на железнодорожном транспорте, повышение эффективности и качества железнодорожных перевозок, сбалансированности их стоимости для товаропроизводителей в конечной цене продукции.
Одним из вопросов сдерживающих железнодорожной перевозки является методика определения провозной платы. В связи с появлением на политической карте мира суверенных независимых государств и национальных валют в организаций железнодорожных перевозок появился так называемый тарифный перелом. Суть тарифного перелома заключается в том, что провозная плата определяется по железным дорогам до пограничных станций в национальных валютах с переводом на швейцарские франки.
Определим провозную плату по международному сообщению с тарифным переломом (рис.1). Перевозимый груз – уголь.
 
Рис. 1. Логистическая схема по маршруту Караганда – Джурджулешть
Перевозка насыпного груза по территории Республики Казахстан:
Караганда---896---→Тобол
Общая протяженность маршрута составила 4544 км. из них:
По Казахстану – 896 км; По России – 2317 км; По Украине – 1048км; По Молдове – 284 км.
За перевозку 60 тонн каменного угля по территории Российской Федерации для расстояния 2317 км (по территории Украины – 1048км., по территории Молдовы – 284), провозная плата без учета коэффициентов (р) будет равна 6264 CHF (2632,8 USD и 1829,4 CHF соответственно). При расчете итоговой провозной платы нужно также учитывать поправочные коэффициенты. Для расчета провозной платы за перевозку 60 тонн угля по территории Российской Федерации используем формулу [2]:
Р= (а×р)×в, (1)
где р – провозная плата без учета коэффициентов для 60 тонн груза (6264 CHF);
а – поправочный коэффициент (0,55);
в – индекс на перевозки не перечисленных отдельно грузов .
Рассчитаем провозную плату за перевозку угля по территории Российской Федерации:
Р=(0,55×6264)×1=3445,2 CHF
Для транспортировки груза по территории Украины учитывается только коэффициент на перевозку угля (к=1), поэтому итоговая провозная плата будет равна 2632,8 USD.
При расчете итоговой провозной платы за перевозку грузов по территории Молдовы будут учитываться: поправочный коэффициент (а=0,55) и коэффициент на перевозки транзитных грузов по Молдавии (в=0,7):
Р=(0,55×1829,4)×0,7=704,4 CHF
Полученные результаты заносим для сравнения в таблицу 1.
Таблица 1
Таблица расчета провозных плат
| Страна | Расстояние, км | Пров. плата | за 1т. пров. пл. | Доп. сборы | Валюта | 
| Казахстан | 896 | 99411,00 | 1656,85 | 0 | KZT | 
| Россия | 2317 | 3445,20 | 57,42 | 8,16 | CHF | 
| Украина | 1048 | 2632,80 | 43,88 | 8,50 | USD | 
| Молдова | 284 | 704,40 | 11,74 | 0 | CHF | 
| 4545 | 99411,00 | 1656,85 | 0 | KZT | |
| 4149,60 | 69,16 | 8,16 | CHF | ||
| 2632,80 | 43,88 | 8,50 | USD | 
Данные из таблицы переведем в одну валюту, в швейцарский франк и получим:
99411тг/170,24=583,94 CHF;
2632,8 USD×153,78=404871,9тг./153,78 = 2632,79 CHF
Для подсчета общей стоимости перевозки 60 тонн каменного угля со станции Караганда-Угольная до станции Джурджулешть (эксп.ЧФР), просуммируем полученные величины провозных плат:
Соб = Скз + Срф + Сук + Смол, (2)
где Скз – провозная плата за перевозку 60 тонн угля по территории Республики Казахстан [3];
Срф – провозная плата за перевозку 60 т угля по территории Российской Федерации;
Сук – провозная плата за перевозку 60 т угля по территории Республики Украины;
Смол – провозная плата за перевозку 60 т угля по территории Республики Молдовы.
Соб=621,98 +3445,2+2480,6 +704,4=7252,18 CHF
За перевозку 60 тонн каменного угля по территории Российской Федерации для расстояния 2317 км.(по территории Украины – 1048км., по территории Молдовы – 284), провозная плата без учета коэффициентов (р) будет равна 6264 CHF (1210,8 USD и 704,4 CHF соответственно). Все данные переведем в тенге. Рыночный курс обмена валют на 23 октября 2013г. составил:
1 USD =153,78 тенге;
1 CHF = 170,24 тенге.
Таким образом, получим:
6264 CHF×170,24=1066383,36 тенге;
1210,8 USD×153,78=186196,8тг;
704,4 CHF×170,24=119917,05 тенге.
При расчете итоговой провозной платы нужно также учитывать поправочные коэффициенты. Для расчета провозной платы за перевозку 60 тонн угля по территории Российской Федерации используем формулу:
Р= (а×р)×в, (3)
где р – провозная плата без учета коэффициентов для 60 тонн груза (1066383,36 тенге);
а – поправочный коэффициент (а=0,55);
в – индекс на перевозки не перечисленных отдельно грузов (в=1).
Рассчитаем провозную плату за перевозку угля по территории Российской Федерации: Р=(0,55×1066383,36)×1=586510,8 тенге.
Для транспортировки груза по территории Украины учитывается только коэффициент на перевозку угля (к=1), поэтому итоговая провозная плата будет равна 186196,8тенге.
При расчете итоговой провозной платы за перевозку грузов по территории Молдовы будут учитываться: поправочный коэффициент (а=0,55) и коэффициент на перевозки транзитных грузов по Молдавии (в=0,7), а показатель р=303479,17 тенге:
Р=(0,55×303479,17)×0,7=116852,92 тенге
Для подсчета общей стоимости перевозки 60 тонн каменного угля со станции Караганда-Угольная до станции Джурджулешть (эксп.ЧФР), сложим полученные данные:
Соб = Скз + Срф + Сук + Смол, (4)
Соб=99411+586510,8 +186196,8+
+116852,92=988971,5тенге
В данной работе представим экономическую эффективность расчета тарифов по схеме с тарифным переломом, где на пограничных станциях расстояние обнуляется, соответственно общая сумма провозной платы в международном железнодорожном сообщении составит 988971,5тенге.

