Любая отрасль науки, согласно В.Степину, в своем развитии проходит следующие стадии: классическую, неклассическую, постнеклассическую. Отмечается, что для каждой стадии характерен свой идеал научности. Опуская характеристики идеалов двух первых стадий, отметим, что отличительной чертой третьей стадии является плюрализм теорий, концепций, методов. Большинством ученых признается их способность к сосуществованию, а не противостоянию, как это было на других стадиях развития науки. Признается также их самоценность, не зависящая от субъективных пристрастий того или иного ученого. Уместно предположить, что и в процессе применения тех или иных научных подходов к решению проблем образования допустим плюрализм, открывающий возможность к последующей их интеграции.
Обратимся к изречению древних о том, что «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Это не означает, что проблему передачи знаний от учителя к ученику или обмена знаниями нужно переформулировать в проблему поиска условий, обеспечивающих эффект «зажигания факела». Заключенная в данном изречении дилемма на практике должна решаться диалектично. В одних случаях студентам надо помогать наполняться информацией, а в других - стимулировать их к процессу «возгорания», вызывающего впоследствии их желание самостоятельно отыскать нужную информацию, осмыслить ее и превратить в собственное знание (а не транслированное преподавателем). Получается очень трудоемкий процесс. При этом средств овладения информацией известно превеликое множество. Сложнее обстоит дело со средствами «зажигания» и «возгорания».
Одним из возможных путей решения проблемы может стать интеграция трех названных выше подходов: психотехнического, экзистенциального и ресурсного. Все подходы достаточно хорошо известны в психологической теории, успешно применялись в эмпирических исследованиях, по штучно применялись и в сфере образования, в том числе и в практической педагогической деятельности автора данной статьи.
Идея применения психотехнического подхода к образованию принадлежит Мюнстербергу, возрождена и дополнена аргументами в научной работе Ф.Е. Василюка, нашла применение в многочисленных психотехнических играх и упражнениях. Первоначально они применялись в психотерапии и тренингах, но оказались уместными и на практических занятиях по психологии. В частности они реализованы автором статьи в КГУ на индустриально-педагогическом факультете при освоении дисциплин: «Психология общения». «Психология профессионального образования», «Возрастная психология». Достаточно подробно в других публикациях описаны два авторских психотехнических упражнения «Возлюби ближнего ...» и «Словарь прозвищ».
Суть экзистенциального подхода, на наш взгляд, полностью совпадает с главным смыслом китайской культуры, отличающим ее от европейской. Специалисты видят суть в том, что китайская культура занимается не законами физики, химии, психологии, а самой жизнью. Самой жизнью следует заниматься и преподавателю психологии. Это означает, что на вводной лекции по любой психологической дисциплине до изложения теоретической информации крайне важно узнать ожидания своих слушателей. Один из приемлемых способов - собрать анонимные ответы на вопрос: «Как Вы думаете, какие личные проблемы поможет Вам решить данная дисциплина?». По завершении лекций обязательно надо вернуться к этому вопросу, чтобы осознать, помогла ли и в чем конкретно?
Экзистенциальный подход хорошо вписывается в контекст выполнения психотехнических упражнений. Так психотехническое упражнение под названием «Как добиться успеха?» помогает каждому студенту осознать свои краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Без этого знания будущему специалисту сложно строить и реализовать жизненные планы, проектировать свой личностный и профессиональный рост. В реальной жизни за некоторых студентов это проектирование осуществляют родители или государство, но психологи сходятся во мнении, что качество проектирования в этих случаях иное по сравнению с персональным проектированием.
Ресурсный подход при наличии совместного применения психотехнического и экзистенциального походов реализуется помимо воли и желания преподавателя. Это следует понимать так, что «работая» со своей психикой (под наблюдением и при помощи преподавателя), студент открывает некоторые новые свои качества, черты характера, индивидуальные особенности. При желании он может их совершенствовать, усиливая одни и нейтрализуя проявление других. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип добровольности.
И, наконец, существует такая традиционная форма работы со студентами, как домашние задания. Еще в 2000 году было предложено рассматривать домашние задания в качестве своеобразного тренинга. Такой взгляд существенно изменяет отношение к домашним заданиям как к «обузе». Редко, кто из современных студентов выполняет их в полном объеме, некоторые студенты предпочитают их не выполнять совсем, пользуясь на зачете и экзамене результатами работы других студентов или шпаргалками. Есть ли выход из обозначенной ситуации?
Один из них давно известен. Следует теоретические вопросы экзаменационного билета дополнять хотя бы одним практическим. В психологических дисциплинах это могут быть вопросы, направленные на осознание студентом результатов персональной работы с психодиагностическими тестами, психотехническими упражнениями, с фрагментами психологических текстов. Вопросы к текстам могут быть составлены преподавателем, но лучше, если их составит сам студент.
Одна из разновидностей домашнего задания может иметь форму сочинения на свободную тему, но с опорой на конкретную психологическую информацию. В качестве примера можно привести пять тестовых испытаний, которые в 20-е годы прошлого столетия проходили абитуриенты педагогических учебных заведений. Опыт применения этих тестовых испытаний в практике обучения современных студентов показал, что тестовые испытания не утратили своей актуальности. Не интересны они бывают только тем, кто ошибся с выбором собственной профессии.
Отметим, как для преподавателя психологии, так и для студентов, изучающих психологические дисциплины, описанный в данной статье интегративный подход потребует дополнительных затрат времени. Куда проще преподавателю просто пересказывать на лекции информацию из учебника или других дополнительных источников. А затем на зачете или экзамене пересказ осуществят студенты с тем, чтобы после итогового контроля навсегда забыть использованную информацию. При такой технологии крепнет только долговременная память самого преподавателя, что уже не лишено пользы. Хотелось бы, чтобы общение студентов с преподавателем психологии приобрело форму взаимовыгодного сотрудничества. Именно этой цели служит представленный в данной статье интегративный подход. Именно он позволит решать одну из важных задач образования, сформулированную еще в 1999 году профессором В.П.Зинченко, как необходимость «помогать открывать очи, направленные внутрь, т.е. помогать открывать себя...».