Осуществление образовательного процесса на кафедре биоэкологии Оренбургского ГАУ ведется с применением системного подхода к обучению студентов с применением рейтинговой системы оценок. Устаревшая система постановочных преподавателем задач для выполнения курсовых проектов была нами преобразована в совместную форму работы, при которой идет активное взаимодействие преподавателя и студента.
Системный подход обучения в работе кафедры биоэкологии осуществляется при взаимодействии учебной и научно-исследовательской лабораторий, научной библиотеки, учебно-методического кабинета и других структур университета. Так, были проведены лектории на следующие тематики: «Методика подбора литературы», «Научно-техническое обеспечение научной работы», «Методика проведения эксперимента», «Культура учебной работы и научного труда» и др.
На кафедре введено к исполнению самостоятельные разработки курсовых проектов студентам старших курсов в рамках дисциплин «Агроэкология», «Мониторинг среды обитания», «Заповедники и заповедной дело», «Экологическая экспертиза проектов». Студентами самостоятельно определяется научное направление в рамках дисциплины, формулировка тема, цели и задачи работы, выбор объекта изучения.
Для подготовки проектов учащимися подбираются и обрабатываются соответствующие заявленной тематике литературные источники. Этот начальный этап к осуществлению системности обучения показывает способность учащихся вычленять необходимую информацию из огромного количества журнальных и газетных статей, книжных и интернет изданий, государственных нормативов.
В процессе подготовки курсового проекта студенты отрабатывают соответствующие методики проведения исследования. При подготовке эксперимента учащимися самостоятельно ставятся опыты по вариантам исследования. В процессе подготовки к проведению эксперимента студенты учатся ставить опыт, учитывать изучаемые факторы, правильно вести отчетную документацию и фиксировать данные в итоговых документах.
Центральной частью написания курсового проекта является описание полученных результатов. Студенты поэтапно отслеживают все изменения в жизнедеятельности и реакции объектов исследования, изучают фазы вегетации у растений и процессы жизнедеятельности организмов, анализируют полученные данные. Представленные результаты сформировываются в таблицы с последующим их графическим отображением.
Наиболее важным моментом при написании проекта является умение делать заключение и соответствующие выводы по проделанной работе. При выполнении данного типа работы студенты учатся формулировать свои мысли и излагать их в краткой и наукоемкой форме. По итогам написания курсовых проектов организуется их защита студентами.
Таким образом, работая со студентами в ключе взаимодействия и взаимосвязи, мы активизируем интеллектуальный и творческий потенциал, который формирует ответственный и самостоятельный подход к изучению дисциплин в ВУЗе. Мы мотивируем студентов к получению знаний, путем раскрытия их потенциала в течении всего периода обучения, особенно при внедрении рейтинговой системы оценки знаний. При этом проведение и аудиторных занятий и самостоятельная работа студентов проходят параллельно без отрыва друг от друга. На протяжении всего периода обучения и выполнения курсовых работ научного характера происходит становление студентов старших курсов. В дальнейшем применение такого системного подхода к обучению в ВУЗе в рамках рейтинговой системы приводит к повышению уровня подготовленных нами специалистов.