Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Научно-исследовательская работа (НИР) студентов является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в вузе. Приобретение студентами навыков самостоятельного научного исследования является хорошим потенциалом для их дальнейшего профессионального роста, а также подготовки будущих научно-педагогических кадров. Безусловно, это требует дополнительных затрат времени, интеллектуальных усилий со стороны преподавателей и повышенных требований к организации их труда, чему способствуют педагогическое мастерство и высокий профессиональный уровень педагога, способного вызвать у студента интерес к изучаемому вопросу и научной проблеме. Большую роль играет мотивация студента на выполнение поставленной перед ним задачи. Таким образом, важным моментом в результативности НИР является пример и образ преподавателя как человека, умеющего организовать работу студента, выработать четкую систему контроля и поощрительных мероприятий. Вследствие того, что НИР является для студента особого рода сверхзадачей и требует от него, как правило, дополнительных усилий, следует непременно учитывать роль самосовершенствования, как определенного нравственно-психологического состояния, ориентированного на изменение и преодоление личностных особенностей и возникающих при работе препятствий. Процесс самосовершенствования является одной из конкретных форм связи между ценностно-мировоззренческими установками сознания и практикой человеческого поведения. Его можно определить также как процесс приобщения личности к ценностям и идеалам интеллектуального наследия с помощью самостоятельных усилий, в частности, научных изысканий. Наука становится не просто социальным институтом культивирования знания, а своего рода «образом» или «формой» жизни. Являясь одним из важнейших факторов и мерой духовного развития человека, наука формирует его способ мышления, характер деятельности. Особенное значение это суждение приобретает у молодого поколения, к сожалению, нередко лишенного стойких высоких нравственных убеждений и идеалов. Следует отметить, что развитие науки, как системы развивающегося знания, отличается от всех достижений культуры особой изменчивостью. Далеко не всегда научные открытия прошлого воспринимались и принимались обществом сразу и с должным доверием, обрекая научных исследователей на «вечный бой» доказательности. У наших студентов также вполне возможно возникновение на каком-то этапе НИР пессимистических настроений. Однако преодоление подобного настроя и формирование психологической установки на решение поставленных задач требуют от преподавателей понимания и четких методологических принципов. Необходимо понимать, что сущность человека социальна. Она не является раз и навсегда данной, она - открытая структура, подвергающаяся изменениям в соответствии с историческими преобразованиями форм человеческой деятельности. Самосовершенствование человека в общекультурном и профессиональном плане, представляет собой не что иное, как реальный способ бытия человека. Описанный выше философский подход к подготовке студентов и преподавателей к сущности самосовершенствования мотивирует молодое поколение студентов к научно-исследовательской деятельности, подразумевающей культурно-нравственное совершенствование.

В процессе выполнения студенческого научного исследования следует выделить несколько этапов. На начальном этапе студент проявляет искренний интерес к науке и обращается к преподавателю с неподдельным желанием провести научно-исследовательскую работу. В этот период важно ориентировать студента на углубленное изучение литературы по выбранной проблеме, обучить работе с источниками информации, умению выделять главное из литературного материала, грамотно составлять список литературы. На этапе составления базы научных данных формируются навыки четкого, внимательного, дисциплинированного и ответственного отношения к сбору клинического и лабораторного материала. Статистическая обработка полученных данных способствует расширению математических знаний студента. Всесторонне проведенный анализ полученного материала помогает развитию логического и клинического мышления, так необходимого в дальнейшей работе врача. Результатом описанного процесса является научный труд в виде публикации или доклада на конференции. Не менее важным является достижение чувства удовлетворения и долгожданной, заслуженной победы студента-исследователя. Несомненно, существенную роль на всех этапах этой работы играет научное и методическое руководство преподавателя.

На кафедре факультетской терапии БГМУ под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора Р.М. Фазлыевой проводится активная научно-исследовательская работа, в том числе в рамках студенческого научного общества. Сотрудники кафедры факультетской терапии всегда готовы оказать всяческую помощь студентам, проявляющим интерес к науке. На кафедре активно работает студенческий научный кружок. Основными направлениями НИР студентов являются: изучение системы гемостаза и клинико-иммунологических нарушений при заболеваниях внутренних органов; изучение состояния центральной и внутрисердечной гемодинамики у больных артериальной гипертензией и ИБС; изучение перекисного окисления липидов и системы гемостаза у больных ХОБЛ и ХСН; изучение состояния здоровья и разработка программ реабилитации реконвалесцентов ГЛПС. Многие студенты, начавшие заниматься научными изысканиями со студенческой скамьи, в последующем стали аспирантами кафедры или научными соискателями. По результатам НИРС за последние 5 лет опубликовано 28 научных работ, сделано 18 сообщений на республиканских и российских научных конференциях. Материалы НИР студентов легли в основу 9 докторских и 19 кандидатских диссертаций. Особый научный вклад, внесенный учеными кафедры в изучение проблемы ГЛПС, стал основой формирования научной школы профессора Р.М. Фазлыевой, получившей заслуженное признание среди отечественных и зарубежных ученых. В 2009 году профессору Р.М. Фазлыевой были присвоены ученое звание члена-корреспондента Российской Академии Естествознания и почетное звание «Основатель научной школы». За вклад в развитие изобретательства Р.М.Фазлыева награждена медалью им. А.Нобеля.

В настоящее время НИР студентов на кафедре продолжает развиваться согласно новому Государственному образовательному стандарту (2009). Следует отметить, что интерес к научным исследованиям у нового поколения студентов не иссякает. Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, они имеют значительно лучшие технические условия для выполнения НИР: неограниченный доступ к работе с литературой с использованием различных поисковых систем, составление электронной базы данных, современные высокотехнологичные методы обследования, широкие возможности лабораторных исследований и т.д.

Таким образом, НИР студентов является важной, необходимой составляющей современного образовательного процесса в вузе, требующей большой самоотдачи и самоусовершенствования преподавателей и студентов. Научный опыт и достижения профессоров, доцентов и ассистентов кафедры факультетской терапии представляют собой достойный пример и образец для подражания, основой к мотивации студентов в их самореализации в научно-исследовательской работе.