Анализ научно-педагогической литературы, законодательных актов и нормативных документов в области образования, а также изучение научных трудов по исследуемой проблеме свидетельствуют о том, что до сих пор недостаточно исследованы содержание и структура мониторинга образовательного процесса, практически не изучен механизм отслеживания состояния воспитательных систем, интерпретации полученных данных и формулирования мониторингового заключения. Недостаточная подготовка педагога к мониторингу процесса воспитания не позволяет более эффективно осуществить отбор его содержания, корректировать и регулировать его состояние и принимать адекватные управленческие решения по его совершенствованию.
Цель. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка системы педагогических условий подготовки будущих педагогов к мониторинговой деятельности в процессе воспитания учащихся.
Материалы и методы исследования
В качестве предмета исследования выступает система педагогических условий подготовки будущих педагогов к мониторингу воспитания учащихся. Методами исследования являются изучение и анализ школьной документации, деятельность студентов, учителей школ, преподавателей вузов, а также комплекс методов психолого-педагогической диагностики.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня, практически все развитые станы мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем, чтобы обучающийся действительно стал центральной фигурой педагогического процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность обучаемых, т.е. процесс познания.
Несомненно то, что педагог является ключевой фигурой системы образования. Уровнем его профессионализма и нравственной культуры определяются успехи как в образовательной сфере, так и в развитии общества в целом.
Современный педагог сегодня должен обладать высоким уровнем компетентности, творческим потенциалом, использующим в деятельности современные образовательные технологии. Все это в совокупности обуславливают специфику теоретического изучения и внедрения в образовательную практику педагогической инноватики. Уже первоначальный анализ соответствующих источников в этой области позволяет констатировать факт внимания педагогической науки к проблеме управления, или педагогического менеджмента.
Процесс эффективного управления качеством образования в республике определяется как целенаправленная деятельность управляющей и управляемых подсистем по регулированию этим процессом в целях перевода его на более высокий уровень.
По форме – это процесс анализа полученной информации. Именно информация является предметом, и в то же время, продуктом, на основе которого принимаются управленческие решения на всех уровнях [1].
Осознанное управление процессом обучения возможно только при наличии оперативной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и тенденции развития всех компонентов педагогического процесса. Поэтому сегодня одной из актуальных проблем становится проблема мониторинговой деятельности.
Центральной в такой ситуации оказывается проблема разработки и осуществления педагогического мониторинга. В контексте нашего исследования это положение актуализирует необходимость уточнения содержания и раскрытия сущности понятий «мониторинг», «педагогический мониторинг», «мониторинг процесса воспитания школьников», «подготовка к мониторингу процесса воспитания школьников». Это, во-первых. Во-вторых, появляется потребность в изучении возможностей вуза по подготовке будущих педагогов к мониторингу воспитания школьников.
Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения [2].
О мониторинге говорят, когда в ходе какой-либо деятельности присутствует потребность в отслеживании происходящих в реальной предметной среде процессов и явлений. И на этой основе принимать решения о воздействии на этот процесс в нужном направлении. В этой связи следует отметить две важные для образовательной деятельности задачи: задача получения информации, или обратной связи (проблема контроля), и задача соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с поставленной целью (проблема оценки). Обе задачи объединяются в образовательной технологии процедурным комплексом, который и принято называть мониторингом, в данном случае мы имеем в виду мониторинг успешности образовательного процесса. Особенно актуальным это становится в условиях перехода к вариативному образованию, когда провозглашается свобода педагогического творчества, а теоретическая разработка проблем воспитания и обучения перестает быть предметом пристального внимания министерских постановлений. В этих условиях на учителей и воспитателей, методистов и управленцев, ученых-исследователей в буквальном смысле обрушился поток инновационных педагогических технологий и методик. Научиться ориентироваться в них, адекватно оценить их эффективность, сделать правильный выбор можно лишь отказавшись от веры в существование модели образования, единственно правильной и возможной для всех.
Возникает вопрос, чему в конкретных ситуациях следует отдавать предпочтение – программам «Развитие», или «Одаренный ребенок», вальдорфской педагогике, педагогике М. Монтессори или С. Френе, системам развивающего обучения Л.В. Занкова или В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина и т.д.? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить уровень квалификации педагогов, особенности и интересы детей, запросы родителей, потребности общества, финансовый и материально-технический потенциал организации образования и других критериев успешности. Помимо этого необходимо так же уметь проникать в реальное содержание внедряемых педагогических систем, технологий, методик, которые могут быть использованы для конструирования пространства развития детей, видеть за внешними проявлениями их внутреннюю сущность, глубинные механизмы реализации, определять их возможности и границы, судить об их эффективности.
Теоретический поиск [3, 4] показал, что в эпоху раннего советского романтизма при всеобщей тяге к грамотности, когда получение образования рассматривалось как пропуск в некий мир, необходимость в тотальном контроле качества обученности и воспитанности учащихся практически не возникала. По мере развития советской системы романтизм угасал, и все более очевидным становился тот факт, что личные интеллектуальные достижения и качество образования лишь в очень небольшой степени влияют на последующие жизненные успехи.
В этих условиях традиционные приемы выборочного, отсроченного по времени и эпизодического контроля процессов обучения и воспитания не обеспечивают достаточного уровня управления образовательной деятельностью школьников. В настоящее же время без непрерывного слежения за обучением, воспитанием и развитием каждого ученика эффективное управление образовательным процессом и обеспечение качества образовательных услуг становится чрезвычайно затруднительным.
Принципиально новым, на наш взгляд, является содержание термина «качество образования» как соотношение цели и результата, как меры достижения цели при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В прошлом опыте нашего образования и образования в других странах СНГ таких установок не было (общеизвестна массовая практика, когда цели об одном, результаты – о другом, и потому то и другое было зачастую несопоставимо).
Несомненным так же, на наш взгляд, становится то, что при современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель «степени развитости личности».
Интерпретация понятия «качество образования», предлагаемая Поташником М.М., позволяет считать качественным этот процесс в том случае, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне ближайшего развития)[5].
Данное утверждение, на наш взгляд, кардинально меняет всю систему оценивания качества работы школ. Сегодня появляется реальная возможность высокой оценки работы не только лицеев, гимназий и школ с высокими показателями, но и школ, где обучаются дети с ограниченными возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего так же, как показывает анализ, не было в педагогической практике прошлого.
Педагогическая общественность осознает тот факт, что сегодня при новом определении качества образования возникает новое понимание того, что никакие (глубокие, прочные и т.п.). ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это всего лишь одно из средств для достижения тех или иных целей и ценностей человека. Впервые возникает, на наш взгляд, справедливое выравнивание социально значимых оценок качества образования, устраняющее укоренившееся в республике противоречие между детьми, склонными к умственной деятельности и потому могущими учиться на «4» и «5», и детьми, склонными к другим видам деятельности и достигшим в них больших успехов. Это приводит, в конечном счете, к равной социальной ценности как тех, кто ориентирован на вуз, так и тех, кто ориентирован на рабочие профессии. Начинает происходить восстановление высокого и достойного статуса выпускников 9-х и 11-х классов, ориентированных на работу на производстве, что, несомненно, приведет к росту качества жизни, повышению ее уровня для основной массы населения.
В стране сегодня наблюдается избыток, например, экономистов, юристов, программистов и острая нехватка экскаваторщиков, станочников и высококвалифицированных рабочих почти всех специальностей, создающих необходимые материальные ценности. Данные приоритеты закреплены в Концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан [6].
Новое толкование качества образования, на наш взгляд, позволяет восстановить приоритет воспитания в образовании, что имеет, как нам кажется, принципиальное значение для развития общества в целом. Очевидно, именно с этой целью во всех основополагающих нормативно правовых государственных документах отражены следующие ожидаемые результаты: создание эффективной и оптимальной системы управления образованием; формирование профессионально-компетентной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, который осознавал бы личностную и общественную значимость профессиональной деятельности и нес ответственность за ее результаты. Создание единой образовательной информационной среды в системе образования.
Формирование системы статистических показателей образования, адекватных международным статистическим стандартам так же является одним из приоритетных направлений в модернизации системы образования, способствующих обеспечению и поддержке системы мониторинга, на основе которой обеспечивается прогнозирование развития системы образования и конечного ее результата [7].
Современная молодежь должна быть подготовлена к самостоятельному выбору профессии и к продолжению образования; уметь принимать правильные, нравственно–ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира, иметь равные возможности в получении среднего общего образования, реализовывать принцип «образование для всех в течение всей жизни». Предполагается обеспечение качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат. Реализация этих целей предполагает решение педагогами в воспитательном процессе ряда задач:
- воспитание гражданственности, формирование казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека, к государственному языку и государственным символам, к традициям, культуре и языкам народов Казахстана;
- развитие интеллектуального, духовного и физического потенциала учащихся;
- формирование ценностного отношения к родной земле, к природе;
- воспитание функциональной грамотности, мотивации к получению качественного образования и самостоятельному творческому труду;
- создание условий для освоения образовательных программ, получения профессионально-технических навыков, умения общаться и получать знания на государственном, родном и иностранном языках с целью обеспечения профессиональной компетентности и конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг;
- устранение влияния субъективных факторов на конечную оценку учебных достижений учащихся;
- разработка и внедрение здоровье сберегающих и информационных технологий;
- вариативность содержания образования с учетом интересов и способностей учащихся.
Чтобы реализовать намеченные задачи, следует создать такую воспитательную систему, такой процесс воспитания, который призван обеспечить их достижение. Система же предполагает совокупность определенного содержания, форм воспитательной работы, методов, средств деятельности педагогов и учащихся, которые должны подбираться с учетом потребностей и запросов воспитанников, так или иначе воздействующих на культуру, поведение и общение воспитанников. В этом случае следует уточнить понятие «процесс воспитания школьников» и сущность мониторинга в нем.
Теоретический анализ [8,9] показывает, что выявить его специфику и особенности можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Здесь присутствует неустойчивость терминологического аппарата, и потому нет достаточно четких определений.
Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности», «воспитание», как показывает изучение источников [10,11], может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии – становление и развитие личности. Процесс воспитания – это процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Заключение
Изучение теории и опыта практической деятельности организаций образования показывает, что, насытив школу до предела технократическим содержанием и авторитаризмом, ориентируясь в большей степени на решение задач развития экономики, наша образовательная система все дальше и дальше отходила и отходит от своего предназначения: служить духовному, нравственному совершенствованию личности [72, 97]. Меркантильные по сути своей цели образования подталкивали и подталкивают молодых людей на путь самоутверждения, прежде всего, в сфере материального благополучия, зачастую в ущерб духовно-нравственному развитию.
В связи с этим, в условиях современного общества, затруднительно реализовать и закрепить на государственном уровне концепцию полноценной казахстанской школы XXI в., особенно актуальную в условиях профилизации школы, перехода ее на 12-летнее обучение.
Однако все очевиднее становится тот факт, что смысл образования сегодня – это воспитание человека как объекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем. И в этом, не маловажную роль играет творчески организованная и эффективная мониторинговая деятельность современного педагога.