Развитие средств вычислительной техники в последние годы привело к автоматизации многих областей человеческой деятельности, в том числе и высшего образования. Ведутся базы данных преподавателей, студентов и других работников вуза, предоставляется электронное расписание для очных и заочных форм обучения, создаются электронные обучающие системы: лабораторные работы, тренажеры, модели процессов и систем. Студенты очной, заочной и дистанционной формы обучения по-разному взаимодействуют с преподавателями, однако для всех форм обучения некоторые процессы взаимодействия можно автоматизировать.
В настоящее время инновационное развитие Российского высшего и высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения студентов на основе принципа: от «знаю и умею» – к «знаю, умею и умею применять на практике» [2, с. 100]. В настоящее время налицо противоречие современного процесса обучения в вузе:
- постоянное увеличение количества информации в сочетании;
- сокращение аудиторного временем на процесс обучения;
- необходимость соблюдения единых требований к уровню подготовки специалистов согласно образовательному стандарту при разном уровне подготовки и способностей студентов.
Разрешить его можно, только активно внедряя информационные технологии во все виды учебного процесса вуза. Иными словами, преподавателю необходимо выявить личностный потенциал студента, его заинтересованность и способность к получению новых знаний, а также правильно организовать процессы обучения.
Как известно, в вузах страны существует три формы образовательных процессов: очная, заочная и дистанционная. Организация взаимодействия преподавателя и студента при очной форме обучения такова: лекционные, практические, семинарские, лабораторные занятия, проводимые аудиторно. Консультации, чаще всего, также назначаются и проводятся в аудиториях вуза. При заочной форме обучения взаимодействие преподавателя со студентами в аудиториях происходит лишь 2 раза в году – во время сессий. И это взаимодействие, как правило, очень интенсивное, с перегрузкой студентов различной по содержанию информацией. В межсессионный период студент самостоятельно осваивает дисциплины, получая консультации в Интернете. При дистанционной форме обучения взаимодействие преподавателя со студентами осуществляется, в основном, посредством компьютерных технологий.
Для студентов заочной и дистанционной форм обучения особое значение имеет возможность получения заданий для самостоятельного выполнения, комплекта учебных материалов и консультаций с преподавателем с использованием интернет-технологий. Студенты заочной и дистанционной форм обучения нуждаются в постоянном взаимодействии с вузом для повышения мотивации к обучению и создания системного подхода к образованию.
У студентов очной формы обучения проблем с консультациями преподавателя или заведующего выпускающей кафедрой значительно меньше, однако в современных условиях, когда часы аудиторных занятий сокращаются в пользу самостоятельной работы, имеет смысл автоматизировать некоторые процессы взаимодействия преподавателя и студента.
Мы убеждены, что для студентов всех форм обучения очень важна возможность получения полного перечня дисциплин, их структуры и содержания на текущий и последующий семестры. При этом необходимо предоставить студенту информацию о межпредметных связях дисциплин, изучаемых в текущем семестре, с методическими указаниями на связь с дисциплинами предыдущего и последующего семестров по отношению к текущему семестру. Таким образом, студенту будет проще уяснить преемственность дисциплин, что позволит сформировать системные знания, умения и навыки.
Очень важно чтобы студент обладал информацией об организации учебного процесса в течение текущего семестра понедельно, т.е. имел график прохождения каждой дисциплины текущего семестра. От преподавателей, занятых в образовательном процессе текущего семестра потребуется согласование учебных графиков всех дисциплин, а от студентов – четкое выполнение сроков выполнения контрольных работ. Организованный таким методом образовательный процесс будет очень легко автоматизировать, им будет легко управлять.
С другой стороны и для преподавателя отдельной дисциплины важно понимать, где эта дисциплина находится в образовательной программе, какими знаниями студент должен обладать к началу изучения дисциплины, какие предметы уже изучены, а что только предстоит изучить. Эти показатели формируются на этапе составления рабочих программ. Как правило, анализ этих данных – это огромная работа, которая на практике не автоматизирована. В условиях постоянно обновляемых и пересматриваемых основных образовательных программ на эту часть работы приходится огромное количество времени и сил преподавателя. Современные технологии автоматизации процессов управления позволяют значительно упростить анализ этих данных и сократить время работы с ними.
Для реализации проекта автоматизации учебного процесса целесообразно использовать интернет-технологии. Это обусловлено тем, что именно интерне-технологии удовлетворяют требованию общедоступности. Вне зависимости от вида электронного устройства, которым пользуются студенты для получения информации, а также независимо от операционной системы и прикладных программ на этом устройстве, у студентов не должно возникать проблем с получением информации.
Использование интернет-браузеров хорошо удовлетворяет перечисленным требованиям. Браузеры обеспечивают доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, и предоставляют одинаковый интерфейс доступа к данным, независимо от программно-аппаратной платформы. Вместе с тем, распространение информации через интернет характеризуется возможностью мгновенного обновления и неограниченным по времени доступом к информации.
Размещение всей необходимой информации на сервере вуза позволяет осуществлять своевременное ее обновление в полном соответствии с изменениями образовательных стандартов и программ. А организация постоянного доступа к информации, размещенной на сервере вуза, позволит каждому студенту получать информацию в любое время дня и ночи, что особенно важно для формирования личного учебного графика работающего студента. Таким образом, оптимальной архитектурой автоматизированной системы взаимодействия преподавателя и студентов следует считать интернет-сервер. Информация должна храниться в виде записей базы данных [1].
Поскольку кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением вуза, обеспечивающим проведение учебной и научной работы, то и начинать автоматизацию образовательного процесса следует начинать в рамках одной кафедры.
По организации образовательного процесса кафедры могут быть:
- выпускающими, т.е. полностью отвечающими за подготовку студентов по направлению или специальности;
- общеобразовательными, т.е. отвечающими за обучение конкретным дисциплинам;
- выпускающими по отношению с одной специальности и общеобразовательными для других специальностей.
Вполне понятно, что выпускающая кафедра должна работать во взаимодействии с общеобразовательными кафедрами. Для создания автоматизированной системы управления учебно-методическими задачами выпускающей кафедры следует сначала провести анализ учебного плана, определить общую структуру программы каждого курса и создать модель образовательных процессов.
Создание систем автоматизации учебно-методических задач целесообразнее начинать именно с выпускающих кафедр для того, чтобы можно было сформировать единый комплекс документов по направлению и профилю подготовки. И модель для автоматизации процессов организации подготовки специалистов должна строиться по принципу «сверху – вниз», т.е. она должна строиться под формирование компетенций, требуемых работодателями (рис. 1).
Схема потоков для формирования профессиональных компетенций выпускника вуза
Формирование профессиональных знаний, умений и навыков студентов должно начинаться с первого курса обучения в вузе и затем развиваться в процессе самостоятельной работы студентов (рис. 1, показано вертикальными стрелками). Для успешной работы студентов преподавателям необходимо создать информационное пространство по изучаемым дисциплинам таким образом, чтобы оно было просто организовано и обеспечивало легкий доступ к учебной информации каждого раздела изучаемой дисциплины [3]. При этом автоматизацию учебного процесса целесообразнее всего начинать с автоматизации деятельности отдельной кафедры. Автоматизация учебно-методических задач имеет первоочередное значение. Административно-организационные и научно-исследовательские задачи – это следующие этапы автоматизации работы кафедры.
Современные автоматизированные системы, как правило, создаются и внедряются поэтапно. Это позволяет постепенно внедрять систему, отслеживая и исправляя возникающие ошибки, что позволяет получить гибкую автоматизированную систему управления образовательной деятельностью преподавателей и студентов.
Заключение
Таким образом, поскольку автоматизация работы вуза, как правило, происходит одновременно по разным направлениям, то это необходимо учитывать при создании автоматизированных систем организации образовательных процессов на каждой кафедре.