Назначение маркетолога для эффективного функционирования туристического предприятия в условиях рынка и конкурентной среде туристического предприятия сложно переоценить. Успешная деятельность маркетолога на туристическом рынке услуг в острой конкурентной борьбе требует знания механизмов эффективной работы. П.Ф. Друкер считал, что «цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга будут подходить и продавать себя сами» [1].
Маркетинговая деятельность в области туристических услуг – это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного маркетолога, обладающего полностью или частично какими-либо материальными ценностями и использует их для организации бизнеса и управления им.
Цель исследования – охарактеризовать особенности профессиональной подготовки будущих маркетологов для сферы туристических услуг.
Методы исследования: теоретические достижения педагогической науки, разработки ученых, публикации в журналах: «Родная школа», «Молодежь и рынок», «Информация и рынок» и другие. Основой исследования являются: закономерности и принципы теории общенаучного познания; концептуальные положения системного анализа и метода аналогий к изучению теорий и практики маркетинга и туристической деятельности, которые рассматриваются как интеграционные составляющие системы непрерывного образования, которые используются в учебном процессе при формировании профессиональных умений, навыков, составляющих профессиональные компетентности маркетолога рынка туристических услуг в конкурентной среде.
Мы согласны с Г.С. Цехмистровой, что специалисту туристической сферы нужны знания по предпринимательству и маркетингу. Но, как подчеркивает исследовательница: «в основу подготовки таких специалистов должны быть положены знания технологии формирования туристического продукта, а также организационные основы его доведения до потребителя. Поэтому здесь важным аспектом является владение правилами функционирования туристической рейтинговой среды, соответствующей материальной базы, инфраструктуры информационных сетей, правовых норм, экологических знаний, архитектуры и этнографических особенностей культуры регионов» [5].
К показателям, характеризующим работу маркетолога, можно отнести:
- улучшение организации труда;
- снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
- сокращение управленческого персонала;
- срок обработки информации;
- сокращение затрат рабочего времени управленческого персонала.
Их можно выразить количественно. Но есть и такие показатели, которые не поддаются количественной оценке. Например, повышение квалификации работников, персонала в туристической деятельности, улучшение условий труда и предоставления сервисных услуг, культура труда и т.д.
Нашему государству необходимо реализовать комплекс мер по развитию предпринимательства, децентрализации внешнеэкономической деятельности, изменении внешнеторговой системы, а в нашем исследовании – широкое развитие туристической отрасли и подготовки к этой деятельности высококвалифицированных маркетологов, как к проведению туров, так и гостиничного хозяйства, что должно ускорить процесс ввода инновационных технологий и интеграции Украины в международный туристический рынок.
В разных странах проблема реализации нововведений решается по-разному, хотя и можно проследить определенные моменты, общие для большинства современных лидеров научно-технического прогресса, но не подлежит сомнению то, что наука стала реальной производительной силой на данном этапе и будет оставаться ею в будущем.
Современный специалист сферы услуг – это профессионал, который обладает необходимым уровнем компетентности по предоставлению качественных услуг, а именно обладает знаниями:
- основ маркетинга, менеджмента, экономики;
- основ психологии;
- современных технологий оказания услуг;
- иностранных языков;
- умением обеспечить качественное предоставление услуг в соответствии с отечественными и международными стандартами;
- пользоваться современными информационными технологиями, применяя современные технологии обслуживания;
- осуществлять прогностический анализ рынка услуг;
- устанавливать причины несоответствия качества услуг;
- предупреждать и устранять возможные конфликтные ситуации с потребителями;
- разрабатывать рекомендации по обеспечению конкурентоспособности услуг, эффективного решения реальных задач и проблем и т.д., отмечено Лозовецкой В.Т. [3].
По мнению О. Севастьяновой, специалист туристической деятельности должен иметь высокий потенциал управленческой и исполнительской деятельности, реализованный в различных направлениях туристической, рекреационной и спортивной работы, ориентироваться в различных социально-экономических и организационно- технических проблемах. Ему должны быть присущи экономическое мышление и широта взглядов, хозяйственная расчетливость и предприимчивость, навыки аналитической оценки ситуации, инициативность и социальная активность, знание психологии людей и конфликтологии, отмечает Севастьянова О.А. [4].
Профессиональная деятельность маркетологов туризма подчинена особенностям этой сферы в информационном обществе и требованиям рынка труда, что требует особого подхода к совершенствованию знаний по маркетингу у будущих специалистов.
Исследования маркетинга в туристической сфере ставит целью формирование знаний и компетенций специалистов, учитывая следующие структурные факторы, отмечает Г. Зайчук [2].
Аналитический:
- разработка и обоснование макро- и микроэкономических показателей, характеризующих развитие туризма; функционирования мирового, национального и регионального рынка туристических услуг, анализ состояния, конъюнктуры и тенденций перспективного развития глобальных мировых и национальных рынков туристических услуг;
- разработка рекомендаций по осуществлению государственной поддержки развития социального туризма;
- проведение мониторинга социально-экономической эффективности государственной политики в туризме; прогнозирования структурных изменений в национальном и региональном масштабах;
- разработка моделей функционирования отдельных видов туризма, анализ ресурсного обеспечения туристических мероприятий.
Организационно-управленческий:
- организация, функционирование, разработка направлений развития, усиления конкурентных преимуществ и рыночной стратегии туристических организаций;
- управление туристическими организациями и фирмами, организация работы в госструктурах, профессиональных объединениях для решения проблем развития туристической отрасли.
Экономико-правовой:
- разработка стратегий и планов интеграции туризма как приоритетного направления национальной экономики в мировое экономическое сообщество;
- разработка проектов по совершенствованию законодательства о туризме в соответствии с требованиями международных стандартов;
- разработка стратегии участия государства во Всемирной туристической организации;
- разработка стратегий деятельности турфирм с учетом современных тенденций интеграции, глобализации на мировом и национальном рынках туруслуг.
Педагогический:
- преподавание специальных дисциплин в высших учебных заведениях, участие в подготовке и переподготовке кадров;
- разработка учебных планов и научно-методического обеспечения преподавания дисциплин по проблематике туристического маркетинга.
Научно-исследовательский:
- составление планов, заданий для исполнителей, программ для научных исследований по проблематике развития туризма;
- сбор, обработка, систематизация, анализ информации по проблемам развития туризма, выбора инструментов и методов исследования;
- подготовка материалов для публикаций.
Необходимо отметить, что участниками рыночных отношений туристическо-рекреационных услуг, возникающих при осуществлении туристической деятельности, являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (по перевозке, временному размещению, питанию, экскурсионного, курортного, спортивного, развлекательного и другого обслуживания на рынке услуг), осуществляющих посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг.
Чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень в области туризма, маркетологу необходимо систематически пересматривать законодательную и инструктивную информацию по вопросам денежного обращения, финансов и кредита, статистические материалы региона, использовать их в анализе и прогнозировании деятельности. Это будет способствовать повышению эффективности турпродуктов, роста доходов.
Выводы
Таким образом, будущий маркетолог туристической отрасли является организатором и новатором, обладает экономическими, организационными и творческими способностями, который умеет хорошо ориентироваться в сложной меняющейся среде. Выявить эти качества может только человек, который подготовлен к предпринимательской деятельности. А еще маркетологу туристической деятельности должны быть присущи высокие морально-психологические качества – честность, справедливость, объективность, благоразумие, мужество, чувство долга и ответственности, интеллигентность, тактичность.
Осуществлять подготовку будущих маркетологов для сферы туристических услуг в предпринимательской туристической деятельности необходимо в учебных заведениях всех типов и уровней. Роль маркетолога, его задачи и эффективность в туристической деятельности зависит от уровня его профессиональных компетенций деятельности в рыночной экономике.
Вузовская подготовка должна основываться на базовом обучении определенных блоков дисциплин, обогащать будущего маркетолога туристической деятельности общенаучными и специальными знаниями.