В условиях обновления общества возрастает актуальность исследований и оценка наследия прошлого и интерес к проблемам возрождения инновационного потенциала и управления знаниями населения [7]. Необходимым условием развития современной России является инновационный потенциал населения, поскольку инновационное развитие территории невозможно без опоры на творческий, созидательный потенциал ее граждан. На уровне организации инновационность социального потенциала проявляется в активности персонала, креативном мышлении, рационализаторстве, которые определяются стратегией и качеством управления организацией. В Проекте «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» дано определение «инновационного человека» как широкой категории, отражающей идею о том, что «каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений» [9].
Инновационный труд может быть реализован деятельностью инновационного человека, которого характеризуют следующие качества: непрерывное образование, критическое мышление, креативность, предприимчивость, разумный риск, стремление к новому, владение иностранными языками, способность к самообучению, готовность работать в высококонкурентной среде.
Инновационный потенциал личности рассматривается нами с точек зрения динамики (как способность осуществлять, генерировать инновации) и как готовность к восприятию изменений (адаптивность, которая выражается уже в восприятии инноваций). Татарстанский социолог М.А. Нугаев определяет инновационный потенциал, как способность к творчеству и как субпотенциал социального потенциала личности [6]. А.А. Давыдов рассматривает инновационный потенциал России с позиции подхода системной социологии [1].
В условиях постиндустриального развития общества конкурентным преимуществом является уже не просто идея, а способность личности генерировать и внедрять идеи в реальную практику. Основой конкурентоспособности любого человека, организации, страны служит непрерывное творческое развитие. К основным концепциям, которые обосновывают современное развитие общества необходимо отнести менеджмент знаний, который ориентирован не только на поиск и генерирование творчества, инноваций, рационализаторства, но и передачу накопленного опыта в сфере инноваций, воспроизводство инновационных идей. С одной стороны, в рамках конкретного предприятия цель и задачи в области знаний находятся на самом глубинном уровне. С другой стороны, эти знания могут так и не реализоваться в конкретной организации при неблагоприятных условиях ее внутренней среды.
По мнению П. Друкера: «Большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, оборудование, материальные ценности – не могут быть использованы для того, чтобы отличить один бизнес от другого по своей глубинной сути» [2]. Управление знаниями обеспечивает предпосылки для создания конкурентного преимущества в организациях, ориентированных на постоянное развитие, инновации. Государство формирует основы инновационного развития экономики, политики и других сфер общества, в том числе и через политику в сфере образования.
С целью изучения аспектов инновационного потенциала населения в 2011 был проведен опрос жителей города Набережные Челны Республики Татарстан. Выборочная совокупность исследования составила 785 единиц, сформированная методом квот. Важным фактором, который оказывает влияние на инновационную активность личности в сфере трудовой деятельности, является удовлетворенность работой. По результатам проведенного исследования каждый опрошенный, работающий в городе Набережные Челны, удовлетворен своей работой -32,4 %. Довольны тем, что вообще имеют работу – 27,2 % респондентов. Не довольны своей работой 16,2 % опрошенных горожан.
Человек, который испытывает удовлетворенность от выполняемой им работы, как правило, стремится совершенствоваться в отличие от того, кто не доволен работой. Если нет стремления к развитию, самосовершенствованию в трудовой деятельности, то нет и потребности в инновациях и рационализаторстве, это подтверждают полученные нами данные. Так, 37,5 % от числа удовлетворенных своей работой готовы к совершенствованию в своей сфере деятельности. Готовы к обучению смежным профессиям 23,2 % опрошенных, а 19,6 % респондентов, удовлетворенных своей работой, подтверждают изменения в их профессиональной деятельности. У респондентов, которые довольны своей работой потому, что у них нет другой, а также у недовольных своей работой – мотивация к совершенствованию в профессиональной сфере ниже 19,1 % и 28,6 %. При этом, каждый пятый из категории неудовлетворенных работой в той или иной мере, готов осваивать новую для него специальность (21,3 % и 21,4 %, соответственно).
Рыночные и демократические реформы последних двух десятилетий привнесли существенные изменения в состав, структуру и в социальную стратификацию профессий, в ценности общества и ценностные ориентации молодежи и как следствие в иерархию престижа профессий. Особенности, деформации, факторы, функции и дисфункции новой иерархии престижа профессий стали предметом исследований многих ученых, как М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, В.Ф. Анурина, В.И. Добренькова и других социологов, экономистов и психологов. Данные исследования указывают на то, что сформировавшаяся в условиях рыночных реформ иерархия престижа профессий является деформированной, не отвечающей потребностям развития общества. Критически низкий статус и престиж научных работников, педагогов, врачей, работников сферы культуры, инженеров, а также многих рабочих профессий квалифицированного труда ставит под вопрос перспективы развития российского общества, негативно влияет на представления и жизненные планы молодежи. Очень актуально и особенно для современной нашей молодежи звучит социологический афоризм «Мы говорим профессия, подразумеваем статус, который она дает» [10]. Таким образом, проблемы профессионального самоопределения молодежи, статуса и престижа профессий взаимосвязаны.
Для социологии перспективным представляется понимание профессии не просто как обособленной функции в системе общественного разделения труда и не как свойства отдельных индивидов, а как социально–групповой реальности. Такой подход активно разрабатывается в публикациях В.Н. Шубкина, В.А. Мансурова, О.В. Юрченко [5, 10]. На наш взгляд можно выделить как минимум три относительно самостоятельных аспекта их жизни и деятельности, которые целесообразно учитывать при измерении и анализе престижа профессий:
1. Функции, закрепленные за ними, роль которую они играют в процессах функционирования и развития экономики и общества. По данному аспекту в общественном сознании существуют как ретроспективные, так и перспективные представления во многом опосредованные господствующими идеологиями, политической риторикой, стилем и содержанием сообщений СМИ.
2. Устойчивые социокультурные качества группы и типичных ее представителей. Они проявляются в уровне образования, культуры, в общении, в стиле потребления и поведения, в атрибутах одежды, внешнего вида, в лексике и в стилистике речи.
3. Третий относительно самостоятельный аспект связан с социально–экономическими характеристиками группы. Они указывают на социально–экономический статус профессии, на уровень доходов, на уровень жизни, на условия труда, карьеры, на возможности реализации потребностей и материальных интересов.
Город Набережные Челны как урбанистический центр и как сложная социальная среда формирования представлений учащихся о престиже профессий имеет свои типологические и «индивидуальные» особенности. Это относительно молодой, крупный, полиэтнический по составу населения и динамично развивающийся современный город. Постепенно утрачивая свою монофункциональность и прямую зависимость от базового градообразующего предприятия, тем не менее, он сохраняет и развивает свой индустриальный профиль. Трансформационный кризис 90-х годов заметно снизил защищенность, статус и престиж инженеров и рабочих не только «КамАЗа» но и большинства других предприятий города [4]. Эти процессы заметным образом нашли отражение в сознании населения и особенно молодежи, способствовали снижению привлекательности производственных профессий [6]. Это ведет к постепенному выделению с одной стороны «молодежных» отраслей, а с другой, отраслей и предприятий со стареющим контингентом работающих.
На вопросы, «По какой профессии Вы думаете работать после окончание школы?» и «Какую профессию Вы хотели бы получить в результате обучения в учебном заведении после школы?» были получены следующие ответы (см. таблица)
Профессиональное самоопределение учащихся (в % от числа опрошенных)
№ |
Классы |
Профессии |
||||
Рабочие и строительные |
Инженерные |
Экономические |
Прочие проф. умствен. труда |
Не определившиеся |
||
1 |
8-е |
13,8 |
3,1 |
27,1 |
46,2 |
9,8 |
2 |
9-е |
17,6 |
7,1 |
29,4 |
42,5 |
3,4 |
3 |
11-е |
8,3 |
6,7 |
20,7 |
62,3 |
2,0 |
Для города индустриального типа полученные пропорции выбора трудно считать оптимальными. Качество выбора также не высокое. Не уверены полностью или частично в правильности своего выбора 52,9 % учащихся 8-х классов, 51,1 % – 9-х и 62,3 % – 11-х классов. При этом уверенность в поступлении в соответствующие учебные заведения оказалась относительно более высокой. Значительное количество учащихся одновременно выбирают по несколько профессий так называемые «основные» и «запасные». В нашем исследовании таких респондентов почти половина. Например, инженерную профессию выбирают всего 14,4 % учащихся 11-х классов, но в качестве основной или единственной выбирают только 6,7 %. Весьма популярной у учащихся 9-х и 11-х классов является профессия менеджера. Ее выбирают 18,6 % выпускников. Данную профессию, также как и профессию банкира, предпринимателя, бухгалтера, экономиста мы включили в категорию экономических. Обобщая всю выше приведенную информацию можно заключить, что инженерные и рабочие профессии явно недостаточно представлены в планах и намерениях учащихся города.
Доминирующие ценностные ориентации в сфере труда и будущей профессии являются, как известно важными критериями оценки возможностей и привлекательности профессий в сознании учащихся. На их основе выделяются наиболее важные социальные свойства тех или иных профессий и их объединенных групп [8]. Выявление этих ценностных ориентаций осуществлялось через оценку учащимися элементов (факторов) социально-экономических, санитарно-гигиенических и социально-психологических условий трудовой (профессиональной) деятельности. Такой подход согласуется с устоявшимся в российской социологии определением ценностных ориентаций [3]. Ориентации в сфере труда в свою очередь являются проявлением терминальных жизненных ориентаций, характеризующих понимание учащимися формулы жизненного успеха. Современные исследователи обращают внимание на тот факт, что ценностные установки в трансформирующихся обществах формируются преимущественно на уровне не осознанных процессов, в ходе выбора и освоения определенных стилей жизни и связанных с ними моделей успеха. В таком контексте правильным будет утверждение, что опросы поднимают респондентов на уровень рефлексии и осознания своих жизненных ориентаций. Наиболее важными с точки зрения отношения к профессиям оказались три взаимосвязанные ориентации. Это – иметь материальный достаток в будущем, формирование успешной карьеры, достижение высокого социального статуса. Первую в качестве цели жизни выбрали 79,6 % восьмиклассников, 83,9 % девятиклассников, 91,9 % одиннадцатиклассников. Вторую соответственно – 85,1 %, 87,4 % и 92 %. Третью цель выбрали 70 %, 64,3 % и 67,8 %. На основе этих фактов можно сказать, что наши респонденты имеют высокую социально-экономическую направленность, включая и статусную составляющую.
Важным аспектом инновационной составляющей социального потенциала личности является потребность в приращении знаний, поскольку знания и информация устаревают с каждым годом все быстрее. Одним из способов приобретения новых знаний и навыков является дополнительное образование. Потребность получить дополнительное образование может быть вызвана разными факторами: стремление сохранить за собой занимаемую должность, продвижение по карьерной лестнице, осознание необходимости быть конкурентоспособным или др. Почти каждый четвертый готов получать дополнительное образование в случае необходимости 24,9. В планах получать дополнительное образование – у 14,9 %. Доля получающих дополнительное образование малопредставительна – 4,1 %. Каждый третий респондент не считает необходимым получать дополнительное образование 33,9 %.
Доля горожан, стремящихся к развитию в профессиональной сфере посредством получения дополнительного образования довольно низкая. Инновационная деятельность невозможна без непрерывного образования. Инновации представляют конечный результат творческого труда, воплотившийся в новой или усовершенствованной продукции, технологии. Только 10,0 % респондентов испытывают потребность в непрерывном образовании.
Потребность в самообучении и самообразовании испытывает незначительная доля респондентов (15,7 %). Стремление к изменениям и преобразованиям в собственной деятельности отметили только 25,2 % . У 20,0 % опрошенных жителей города Набережные Челны наблюдается положительная тенденция роста интереса к совершенствованию в профессиональной деятельности.
Каждый сотрудник как составляющая организации и ее главный ресурс стремится реализовать в профессиональной деятельности свои потребности. При этом цели организации и цели работника должны коррелировать между собой. Респондентам было предложено проранжировать характеристики, которые они считают важными при выборе места работы. Полученные результаты представлены в порядке ранга:
1) деньги, оплата труда;
2) карьера, должностной рост;
3) социальная защищенность;
4) отношения с руководством;
5) престиж фирмы;
6) взаимопонимание в коллективе;
7) самостоятельность;
8) новые знания, опыт;
9) ответственность;
10) интерес к самой работе.
Главным фактором, влияющим на выбор места работы, является заработная плата. Также значимыми факторами являются карьера и должностной рост, социальная защищенность. Новые знания и интерес к самой работе занимают последние позиции в рейтинге.
Одним из показателей адаптивности к изменениям является готовность к переменам в трудовой сфере. По результатам нашего исследования каждый пятый готов к повышению квалификации в той сфере, где уже работает 20,0 %. Готовы к обучению по смежным специальностям 18,7 % опрошенных граждан города Набережные Челны, а у 15,7 % изменения уже произошли, 13,9 % готовы осваивать новую специальность с «нуля». Не хотят изменений 12,6 % респондентов, затруднились с ответом – 19,1 %. Таким образом, 68,3 % опрошенных в той или иной мере готовы или уже участвуют в изменениях в профессиональной деятельности. Двумерный анализ данных позволил установить, что большую долю среди тех, кто не хочет перемен, составляют респонденты предпенсионного возраста. Таким образом, возраст респондентов естественным образом влияет на готовность к изменениям в сфере труда. В возрасте 18 – 24 лет большинство опрошенных готовы к изменениям, а также в возрасте 25-54 года – примерно половина респондентов.
При рассмотрении инновационной составляющей социального потенциала населения существует важная проблема. Это невозможность обособленно обеспечить высокую динамику инновационного развития крупных социально-хозяйственных систем. В связи с этим создание условий для инновационной активности в рамках трудовых коллективов (организаций, предприятий) позволяет концентрировать совокупный социальный потенциал организации и проявление его инновационной составляющей.