На основе внедрения кредитной технологии обучения в преподавании «Компьютерной графики» для студентов технических специальностей возникает необходимость разработки концепции обучения данного предмета. Для этого необходимо провести сравнительный анализ традиционных и кредитных систем обучения дисциплин «Компьютерная графика».
Традиционная организация обучения студентов (конспект лекции и система индивидуальных заданий) – это прямой и хорошо зарекомендовавший себя путь одинакового количества лекционных и практических занятий в неделю. За 17 недель получается 34 часа лекций, 34 часа практики. А в условиях кредитной технологии обучения курс «Введение в компьютерную графику» изучается в количестве 3 кредита (135 часов). Из них 30 часов лекций, 15 часов лабораторных работ, 45 часов самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП), 45 часов самостоятельная работа студентов (СРС). Эти результаты перенесем на табл. 1.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в кредитной технологии обучения на практическую работу отводится 78 % из отведенных часов на изучение дисциплины, а в традиционной системе дается всего 50 %. Особая роль в кредитной системе обучения отводится самостоятельной работе студентов, на которую тратится в два раза больше времени, чем на лекционные и семинарские занятия, что и является отличительной чертой данной системы.
Таблица 1
Сравнение традиционных и кредитных систем обучения в разрезе часов
Наименование дисциплины |
Количество лекций в традиционном обучении |
Количество лекций в кредитной технологии обучения |
Количество практики в традиционном обучении |
Количество практики в кредитной технологии обучения |
Введение в компьютерную графику |
34 часа |
30 часов |
34 часа |
105 часов |
В процентах |
50 % |
22 % |
50 % |
78 % |
«Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента в бакалавриате» [1]. То есть общий объем часов самостоятельной работы студентов очной формы обучения в бакалавриате составляет 66 % от общей трудоемкости дисциплины.
В кредитной системе обучения выделяются два вида самостоятельной работы студентов: СРС и СРСП. В свою очередь самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя имеет две формы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная форма СРСП предполагает работу обучающихся с учебником и первоисточником, выполнение групповых заданий, индивидуальную аналитическую деятельность в рамках поставленной задачи. СРСП проводится по каждой дисциплине в течение всего академического периода согласно графику с указанием даты, времени, аудитории и тьюторов. Организация занятий в рамках СРСП по компьютерной графике предполагает:
- проведение СРСП в форме консультаций с целью повышения уровня подготовленности обучающихся, имеющих низкий текущий рейтинг;
- выдачу заданий на семестровые и курсовые работы и контроль их выполнения.
Таким образом, основной задачей самостоятельной работы студентов является приобретение студентами навыков работы с научной и методической литературой, самостоятельный поиск информации, что должно способствовать развитию научно-исследовательских и творческих способностей.
Из этого анализа можно сделать вывод, что внедрение кредитной технологии обучения, как отмечают многие ученые, должно быть направлено на решение главной задачи – повышение качества подготовки специалиста, отвечающего требованиям мировых стандартов.
В современной казахстанской литературе дается единая трактовка понятия «кредит» (Credit, Credit-Hour), под которым понимают «унифицированную единицу измерения объема учебной работы обучающегося/ преподавателя». Один кредит равен одному академическому часу (50 минут) аудиторнoй работы обучающегося в неделю на протяжении семестра (15 недель), при этом каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате [2].
В отличие от традиционной (линейной) системы обучения, которая предполагает, что обучающиеся изучают дисциплины образовательной профессиональной программы строго последовательно в установленном объеме и в определенные сроки, кредитная система обучения является нелинейной, то есть позволяет студентам индивидуально планировать последовательность образовательного процесса [3]. Таким образом, непосредственное участие обучающегося в формировании индивидуального учебного плана является ярким признаком новой образовательной системы. В официальных документах РК индивидуальный учебный план определен как «документ, составляемый ежегодно самостоятельно студентом на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин, на которые он записался, и количество кредитов или академических часов» [4].
Форма оценки кредитной технологии обучения – балльно-рейтинговая (блочно-рейтинговая) система контроля и оценки знаний студентов (БPC), которая предполагает проведение текущего, рубежного контроля, контроля за выполнением самостоятельной работы и итогового контроля / промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации. Удельный вес указанных форм контроля определяется каждым высшим учебным заведением самостоятельно. При этом на рубежный контроль рекомендуется отвести 60 %, на итоговый контроль – 40 % от общей суммы итоговой оценки. Не останавливаясь на описании каждого вида контроля, отметим, что в целом рейтинговая система позволяет отслеживать продвижение каждого студента в течение семестра, его индивидуальный темп, слабые и сильные стороны.
Резюмируя, отметим, что вышеуказанное описание кредитной системы обучения обозначило ее существенные отличия от традиционной как в организационном плане, так и в способах оценки эффективности педагогического процесса. Чтобы проиллюстрировать различия между традиционной системой обучения и кредитной, приведем в табл. 2. результаты проведенного нами анализа данных систем.
Таблица 2
Сравнительный анализ традиционной и кредитной систем обучения
Традиционная система обучения |
Кредитная система обучения |
На уровне взаимоотношений преподавателя и студента |
|
Студент – объект, «переработчик информации». Его субъектность чаще всего только декларируется. Преподаватель – субъект, активно действующее лицо. |
Студент – субъект, инициативно и ответственно действующее лицо. Преподаватель – консультант, помощник, «организатор сети», «толкователь правил», |
На уровне принципов |
|
Сознательность и активность требуют выработки у учащихся самостоятельного подхода к изучаемому материалу; сознательное усвоение знаний. Доступность – выбор содержания образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Наглядность – широкое развитие и применение учебно-наглядных пособий. Профессиональная направленность – через содержание учебной деятельности, в которую заложены основы профессиональной деятельности. |
Сознательность и активность учащихся, сопряжены с максимальной индивидуализацией обучения; осознанное использование приобретенных знаний на практике; мобилизация операционной и мотивационной активности с помощью балльно-рейтинговой системы оценки знаний. Доступность обучения предполагает построение индивидуальной траектории обучения на основе выборности дисциплин. Наглядность в сочетании с постоянным применением компьютерных и информационных технологий, полное обеспечение необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах. Профессиональная направленность –целенаправленное моделирование предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности в процессе учебной; |
На уровне контроля и анализа |
|
Централизованный и многоуровневый контроль преподавателя; контроль направлен на репродукцию знаний и умений. |
Самоконтроль и самоанализ работы студентов приоритетен. Контролируемая самообразовательная деятельность. |
Теоретические результаты обучения предполагают знание и умение применять в практической деятельности компьютерную графику, знание и понимание контекста (основных тенденций развития графической информации; технологических разработок в сфере специализации; финансовых, деловых и правовых аспектов профессии, связанных с компьютерной графикой).
Таким образом, выяснены концептуальные основы обучения студентов вуза компьютерной графике в условиях кредитной технологии:
- определено содержание дисциплины «Введение в компьютерную графику»;
- уточнена цель обучения студентов компьютерной графике – активизация креативной деятельности и учет индивидуальных предпочтений обучаемого, формирование готовности специалиста к решению профессиональных задач в области компьютерной графики. Подготовка конкурентоспособного специалиста в области компьютерной графики, обладающего профессиональными компетенциями, творческими способностями и др. Профессиональные компетенции: применять профессиональные знания в области информационно-аналитической деятельности; разрабатывать стратегии развития организации деятельности социальных служб в организации социальной работы. Универсальные компетенции: самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности.
- обозначены планируемые результаты освоения дисциплины: применять знания по представлению информации различными типами графических объектов в процессе создания деловой документации; применять художественно – творческие методы и подходы при создании графических объектов; применять знания и методы моделирования и проектирования при проведении проектных работ.
Теоретическая часть курса «Компьютерная графика» строится на основе раскрытия содержания компьютерной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение студентами навыков использования средств графических редакторов.