В современных образовательных стандартах высшего профессионального образования в области информатики для студентов, обучающихся в педагогических вузах, в учебных планах предусмотрены различные виды профессионально-практической подготовки (табл. 1).
Таблица 1
Виды профессионально-практической подготовки в области информатики бакалавров педвузов
Направление подготовки |
Профиль подготовки |
Вид практики |
Семестр |
Объем |
050100.62.09.1.2362 «Педагогическое образование» |
Информатика |
Учебно-исследовательская |
5 |
3 недели |
Педагогическая |
8 |
6 недель |
||
051000.62.09.1.2362 «Профессиональное обучение (по отраслям)» |
Информатика и вычислительная техника |
Технологическая |
4 |
2 недели |
Квалификационная |
6 |
3 недели |
||
Педагогическая |
7 |
4 недели |
||
010200.62.10.1.2362 «Математика и компьютерные науки» |
Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии |
Учебная |
2 |
1 неделя |
Научно-производственная |
4 |
1 неделя |
||
Педагогическая |
5 |
2 недели |
В ходе практик формируются профессиональные компетенции через закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения, и через приобретение практических навыков в решении конкретных проблем. Практика имеет своей целью систематизацию, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования [1]. В каждой из практик формируются основные виды компетенций, означенных в ФГОС по конкретным направлениям, связанные с изучением свойств и характеристик актуальных программных средств, задействованных специалистами в разных отраслях деятельности [2], закреплением методов работы в программных средах автоматизации профессиональной деятельности, отработкой навыков сбора, хранения, поиска, передачи информации различного вида с помощью компьютера.
Таким образом, система профессионально-практической подготовки студентов выступает как длительный и многоплановый педагогический процесс, в ходе которого формирование компетентности в области информатики как интегративного качества будущего специалиста должно осуществляться поэтапно, в определенной логической последовательности.