Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2 1 2 2
1
2
2385 KB

Одной из основных целей преподавания русского языка на неязыковых специальностях является формирование у студентов навыков и умения чтения учебной литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка наиболее актуальной является проблема разработки надежных, реальных и рациональных методик обучения чтению.

Обучение чтению включает в себя необходимость развития таких умений, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано далее; умение вычленить основную мысль высказывания; умение отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации; умение устанавливать (и игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации; умение ставить вопросы в процессе восприятия текста; умение определять логику, структуру высказывания; умение делать выводы и формулировать их своими словами; умение критически оценивать полученную информацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях [1].

Следовательно, при обучении чтению преподаватель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста обучающимися. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности. Как правило, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).

Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью обучающихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).

Ценностно-орентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться)[2].

Ознакомительное чтение базируется на приемах общего охвата содержания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Ознакомительное чтение направлено на прием самой информации, на ознакомление с содержанием текста. Вместе с тем следует отметить, что специфика приема при данном виде чтения состоит в том, что он проводится выборочно, причем читающий осуществляет саморегуляцию в отношении охвата содержания (внимание концентрируется лишь на некоторых фрагментах) и глубины восприятия-понимания (налагаются определенные лимиты на полноту охвата смысла читаемого).

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста [3].

Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т. п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

  • назвать ключевые предложения абзаца;
  • назвать предложения, которые открывают новую тему текста;
  • прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объединяет;
  • как можно продолжить текст, если он называется и т.п.

Следует отметить, что навыки просмотрового чтения могут быть широко использованы при восприятии информации научно-популярных текстов. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т. п. Выполнение некоторых из этих заданий опирается на навыки просмотрового чтения, когда обучающийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль высказывания; назвать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.). Таким образом, ценность ознакомительного чтения состоит в сочетании информативности с экономичностью, так как оно позволяет опускать отдельные смысловые блоки и детали текста, которые по каким-либо причинам не заслуживают внимания.

Приемы изучающего чтения обеспечивают глубокое проникновение в содержании текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.

Приемы работы при изучающем чтении:

  • выявить скрытые вопросы по содержанию текста;
  • выделить (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное;
  • представить содержание текста в виде схемы, таблицы, рисунка;
  • сформулировать основную мысль прочитанного;
  • выделить основную информацию;
  • обозначить смысловые вехи (главные мысли) прочитанного текста;
  • выбрать и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.

Целесообразно отметить, что решение этих задач требует повышения роли логико-дискурсивного мышления, связано с активизацией внутренней речи, внутреннего перевода как средства преодоления языковых и смысловых трудностей на пути к достижению понимания. Ещё одной задачей является также формирования у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Овладение приемами изучающего чтения способствует осознанному созданию вторичных текстов (реферат, доклад, конспект) .

Рассмотрим упражнения для обучения различным видам чтения.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

  1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.
  2. Прочитайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.
  3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
  4. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) целое.
  5. Расположите абзацы в нужной последовательности (для чтения предлагаются абзацы текста в произвольной последовательности, задача читающего – указать их правильное расположение относительно друг друга).

Упражнения для обучения изучающему чтению:

  1. Добавьте факты, не меняя структуру текста.
  2. Найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации.
  3. Напишите тезисы по содержанию прочитанного.
  4. Составьте письменную оценку (рецензию).

В зависимости от характера текста, подготовленности группы, ее осведомленности в той или иной области и т.д. рекомендуются вопросы, которые соотносят полученную информацию с опытом и знаниями студентов: в какой мере приводимые факты являются новыми/неизвестными, можно ли их использовать в какой-либо области, достаточно ли убедительны факты/данные, на основании которых автор делает выводы [4].

Таким образом, цель обучения чтению в вузе – научить студентов рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает необходимую базу для обучения студентов написанию рефератов, сообщений, конспектов, аннотаций.